Послано - 28 Июня 2005 : 19:10:04
Несмотря на наличие отдельного раздела Городское фэнтази, на форуме не было темы, в которой обсуждалось бы, а что это такое и какие произведения относятся к жанру. Есть правда похожая тема в разделе опросы: Кто лучше Панов или Лукьяненко
Начать хотелось бы с пара цитат, найденных при попытке отыскать такую тему: duc
Цитата: Чтобы как-то соотносить литературную сказку (это литературный жанр такой, если ты не в курсе) с «городским фэнтези» (это издательско-торговая рубрика такая, если ты не в курсе, — рубрика для произведений, которые относятся не к фантастике и фэнтези, а к тем литературным формам, которые наследуют и развивают готический роман, если ты не в курсе), то нужно что-то определённое об этих двух вещах сказать. А не играть этими именами так, как будто эти имена ничего не значат.
skunsa
Цитата: С Карлсоном все проще. В одной из повестей есть указание на то, что по происхождению он из Маленького Народца. Вроде бы как его бабушка из троллей. Если я ничего не путаю. Так что чистой воды фэнтези. Городское.
И небольшого перечня авторов, не включенных в раздел «Городское фэнтази»: Классики: Булгаков «Мастер и Маргарита», Николай Васильевич Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" Михаил Булгаков, Владимир Орлов "Альтист Данилов", Майринк «Голлем» Фантастика 30-х – 80-х Борис и Аркадий Стругацкие "Понедельник начинается в субботу", «Град обреченный», «Отягощенные злом» Крапивин в общем то он только в этом жанре и пишет, города и пустоши такие же равноценные его герои, как и пионеры Брэдбери «Тени грядущего зла» Стивен Кинг «Необходимые вещи», «Оно», … Кир Булычев «Гуслярский цикл» Ян Вайс «Дом в тысячу этажей» [/quote]
Современники Андрей Валентинов "Волонтеры Челкеля", "Око силы" серия из 9ти книг. Генри Лайон Олди «Шутиха», «Пентакль», «Армагеддон был вчера», «Ноперапон», «Выйти в тираж» Андрей Столяров «Альбом идиота», «Ворон», «Сад и канал» Владимир Васильев городские рассказы, Цикл про Большой Киев, «Лик Черной Пальмиры»
Ну и еще, как отдельный поджанр: Городское фэнтази в вымышленных мирах не имеющих общих корней с нашим миром. Фрай, Панкеева, Саймон Грин, Пратччет…
Послано - 28 Июня 2005 : 19:11:04
Начну от противного. Собственно герои почти любого произведения время от времени оказываются в том или ином городе. И подводя своего ГГ к воротам города автор начинает описывать декорации – стены, улицы, дома, помойки, кафе, гостиницы… Потом герои уходят дальше и автор описывает следующие декорации. Это те произведения, которые к городскому фэнтази не относятся. Что же такое – городское фэнтази. Это жанр, в котором, город является таким же полноправным действующим лицом, как и остальные герои. В городском фэнтази – Город это весь мир. Куда бы ни шел главный герой он раз за разом возвращается в Город. Город здесь намного больше, чем сцена для героя. Как всякий порядочный персонаж второго плана, Город живет и развивается сам по себе – мы видим разные мелкие подробности жизни города, повседневную жизнь его обитателей, сюжет столь же сильно привязан к некоторым местам города, сколь и к отдельным персонажам. Примеры – Великий Гусляр – Булычева, Фрай – город Ехо с собственным характером и привлекательностью, Саймон Грин – в сериале Хок и Фишер, городу Хевену уделяется едва ли не больше внимания, чем остальным героям. Ну и наконец, Город – это и есть Главный герой или Главный Злодей всей книги. Это городское фэнтази в самом чистом виде. Город может быть главным героем, только если он персонифицирован в антропоморфном персонаже. Этот поджанр чаще всего и относится к «городской сказке» - это книги очень светлые, лиричные, с долей трагизма. Город, даже будучи воплощенным, в одном человек все же остается сверхчеловеческим персонажем. На конфликте человеческого и сверхчеловеческого и строятся такие произведения. Финал тоже предрешен Город остается городом и человек должен уйти, но тем не менее все человеческое, что было в Главном герое по прежнему остается в Городе, что делает финал таких произведений вполне светлым и романтичным. Пример – Васильев городские рассказы «Скромный гений подземки», «Хирурги», «Садовая, 7». Конечно, говорить, что Город – Главный Злодей можно только достаточно условно. Такое Город – это воплощенное зло. Неперсонифицированный сверхчеловеческий инфернальный персонаж, противопоставленный всем другим героям произведения. Герои это только реквизит, помещенный на сцену для главного героя. Столяров - разные проявления Петербурга в «Вороне», «Сад и канал», … Васильев «Город призрак» Маленькие американские города Стивена Кинга
Ну и еще немного про историю жанра. В отличие от многих первых произведений твердой НФ. Городские сказки 19 века вполне актуальны и сегодня. Более того идеализированная атмосфера 19 века по прежнему активно используется современными фантастами. Да и сами города и их герои практически не изменились. Это Булгаков, Гоголь, Салтыков-Щедрин …
Вторая эпоха – индустриальные утопии и антиутопии. В 30-х – 80-x годах вышло огромное количество произведений, в которых люди затеряны в гигантских мегаполисах и антиподах – маленьких индустриальных городках. Не буду утверждать, что к «городской фэнтази» нужно относить классические антиутопии (Замятин, Оруэлл, …), и киберпанк (Чиба Гибсона – весьма колоритный город). Однако, менее жанровые произведения сюда попадают. Бредбери «Не убоюсь зла..», Кинг, Стругацкий, Булычев.
Третья эпоха. Города с «человеческим лицом». Книги про город, которому люди не безразличны. Он их пытается по своему понять. Правда иногда это вызывает катаклизмы. Столяров, Васильев, …
И наконец «Городская фэнтази» может рассказывать про мир очень похожий на наш и про мир с нашим не имеющий ничего общего.
Цитата:И наконец «Городская фэнтази» может рассказывать про мир очень похожий на наш и про мир с нашим не имеющий ничего общего.
Ну не знаю, для себя я определяю, как "городское фэнтази" только те произведения, где действие происходит исключительно в реальном, относительно современном нам городе. Т.е. для меня Дозоры, Тайный город - городское фэнтази, а Фрай - нет.
Мой вам совет: не слушайте ничьих советов. И этого тоже.
Послано - 29 Июня 2005 : 14:58:45
Интересно, а есть "деревенское" фэнтези? Вот "Маленький, большой" Краули его типичный представитель, ибо почти все действо в усадьбе главных героев происходит.
Что касается "городского" собрата, то мне сейчас очень нравятся легенды Ньюфорда Чарльза де Линта. У него город действительно поначалу кажется источником всего магического и странного. Но истории при этом получаются о людях. Пугающие, страшные, смешные, но о людях, а не о сюжетах. И в итоге источником загадочного становятся сами люди. В этом смысле де Линт “Град обреченный” Стругацких напоминает. Тоже, кстати, ГФ.
Если называть еще авторов, чьи тексты можно приписать к ГФ, то следует озвучить имена и фамилии Нила Геймана (правда его тексты вообще сложно классифицировать, но “Американские боги”, “Королина” и множество рассказов из “Дыма и зеркал” подходят), Тима Пауэрса (“Врата Анубиса” классная история магического Лондона прошлых веков) и даже Мервина Пика (а что есть “Горменгаст” как не ГФ?).
Цитата: Ну не знаю, для себя я определяю, как "городское фэнтази" только те произведения, где действие происходит исключительно в реальном, относительно современном нам городе. Т.е. для меня Дозоры, Тайный город - городское фэнтази, а Фрай - нет.
Согласен. Хотя я, лично, просто читаю - а не каталогизирую ;)
Послано - 29 Июня 2005 : 23:48:15
К "городскому фэнтези" я причислил по прочтении книгу А.Уланова, В.Серебрякова "Кот, который умел искать мины"... возможно, я был неправ? Признаться, не так давно вообще впервые услышал этот термин и не особо задумывался как его должным образом применять. А "Кот..." там ведь действие происходит в наше время в Москве, но в фэнтезийном "параллельном" мире, где по улицам маги ходят, колдуны на коврах-самолетах летают, а "лица оркской национальности" торгуют на углах цветами. Кажется, самой Москве-фэнтезийной в книге уделено весьма значительное внимание, чтобы воспринимать ее просто как оригинальный фон для главных героев. Вот и как еще такую книгу характеризовать?
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Послано - 30 Июня 2005 : 09:14:51
Городского фэнтази как жанра не существует. Есть просто фэнтази где действие разворачивается в городе, в т. ч. где город играет существенную роль в сюжете и атмосфере произведений. Зато есть жанр "современной городской фэнтази". Здесь вполне четкий критерий: действие разворачивается в современном городе, куда переносится всяческая магия и мистика. Жанр популярен именно благодаря контрастности. Столкновение главного порождения современной технологической цивилизации, города, с реалиями древних легенд и сказаний переосмысленных на новый лад. В этом смысле ТГ и Дозоры это эталон жанра.
Послано - 30 Июня 2005 : 19:53:15
Отмечу еще один маячок в "современной городской фэнтези": цикл рассказов Далии Трускиновской про традиционную славянскую нечисть. Некоторые публиковались в "Если". "Сумочный", "Вихри враждебные"... чрезвычайно обаятельные вещицы.
Послано - 30 Июня 2005 : 21:20:03
"Городское фэнтэзи" это перевод на русский " Urban fantasy". "Urban fantasy" обшепринятый термин в англоязычной фэнтэзи и имеет же значение что и "Contemporary fantasy" - современное <городское> фэнтэзи. Смотри: http://en.wikipedia.org/wiki/Urban_fantasy
Цитата: "Городское фэнтэзи" это перевод на русский " Urban fantasy". "Urban fantasy" обшепринятый термин в англоязычной фэнтэзи и имеет же значение что и "Contemporary fantasy" - современное <городское> фэнтэзи. Смотри: http://en.wikipedia.org/wiki/Urban_fantasy
Хочется, отметить, что в переводе на русский статья в Википедии, назвавется все же назвается - "современная сказка". Правильнее было бы этот жанр определить, как "магический реализм", но вот в статье очень жестко дается установка на абсолютное торжество добра в произведении.
Цитата:Современная сказка (Contemporary fantasy) помещает героев в идентичный нашей реальности альтернативный мир в котором действуют магия и живут магические существа. К городской сказке не относятся произведения о путешествии в паралельные миры при помощи различных устройств (порталов). Следует также отличать современную сказку от литературы ужасов. Доминирующими чувствами в городской сказке являются радость и ожидание чуда. Иногда могут случаться отдельные ужасные события. ... Современная сказка часто встречается в аниме.
В определении Википеддии отсутсвует в принципе понятие город. В данном случае город, это просто один из элементов современного мира. И что делать с dark (urban) fantasy - торжество зла. Не совсем понятно, можно ли к так определенной Contemporary fantasy отнести, например, Геймана "Американские Боги", Майринка "Голем", Столярова... Мир однозначно наш, хорором их еще не назовешь, а вот с чувствами радости в этих произведениях все плохо.
Цитата: Мир повести довольно интересен. Если бы действие происходило бы в Москве, то я бы сказал, что это городское фентези-детектив, но город - не Москва (хотя даже метро есть), так что это не совсем "городское фентези". Хотя так же как и в ГФ рядом с людьми существуют оборотни, вампиры, ведьмы и т д.
Почему, если не Москва, то уж и не городское фэнтези? ;)
Послано - 09 Сент 2005 : 16:13:55
Дело не конкретно в Москве. Пусть даже в Хатанге или Тируванантапураме (есть такой город на юге Индии) или в селе Малино МО. По моему мнению важный признак ГФ - что действие происходит в нашем мире. В реальном.
В Silentium'е город вымышлен и даже непонятно в какой стране действие происходит. "Реальности" меньше!
Послано - 09 Сент 2005 : 18:06:37
Чудесная вещь Кублицкой и Лифанова "На Тихом Перекрестке" - тоже, по-моему, может быть отнесена к жанру городского фэнтези. Пусть дело происходит в вымышленной стране - но она ничем не отличается от небольших европейских государств.
Цитата: Дело не конкретно в Москве. Пусть даже в Хатанге или Тируванантапураме (есть такой город на юге Индии) или в селе Малино МО. По моему мнению важный признак ГФ - что действие происходит в нашем мире. В реальном. В Silentium'е город вымышлен и даже непонятно в какой стране действие происходит. "Реальности" меньше!
Ну и при чем тут наш - не наш мир. Можно полумать вампирская Москва у Лукьяненко (Дозоры) или Пехова ("Кидрет") к нашему миру имеет, какое-то отношение. А вот европейский Exo, гораздо ближе к нашим реальным городам, чем какой-то загадочный Тируванантапурама.
Цитата:А вот европейский Exo, гораздо ближе к нашим реальным городам, чем какой-то загадочный Тируванантапурама.
По духу. А городскому фэнтази свойственно сохранят не дух, а именно внешнюю атрибутику городского быта ;)
Вот уж что в Ехо соблюдено на 100%, так это внешняя атрибутика - роман их жизни уголовного розыска и светской тусовки - Кражи, убийства, контрабанда, кофе, булочки, разговоры...
Цитата:Вот уж что в Ехо соблюдено на 100%, так это внешняя атрибутика
Внешняя атрибутика - это: магия - причём бытовая - доступна любому столичному жителю, тоталитарная власть магического ордена, прикрывающегося конституционной монархией, всесильный маго-политический сыск. Причём, всё это сочетается с невероятной гуманностью режима к тем, кого господа из Малого Сыскного Войска и Ордена Семилистника Единственного и Чёрт-его-упомнит-какого-ещё :) на месте, али при допросе не изволили замочить - даже к преступникам.
Высокий уровень жизни, огромные жилища, магически вкусный хавчик, бесплатная жрачка в столичных трактирах - для любого нищего. Условия заключения, в среднем, на порядок лучше бытовых условий среднестатистического работника гос. сектора в Москве.
Цитата:Вот уж что в Ехо соблюдено на 100%, так это внешняя атрибутика
Внешняя атрибутика - это: магия - причём бытовая - доступна любому столичному жителю, тоталитарная власть магического ордена, прикрывающегося конституционной монархией, всесильный маго-политический сыск. Причём, всё это сочетается с невероятной гуманностью режима к тем, кого господа из Малого Сыскного Войска и Ордена Семилистника Единственного и Чёрт-его-упомнит-какого-ещё :) на месте, али при допросе не изволили замочить - даже к преступникам.
Высокий уровень жизни, огромные жилища, магически вкусный хавчик, бесплатная жрачка в столичных трактирах - для любого нищего. Условия заключения, в среднем, на порядок лучше бытовых условий среднестатистического работника гос. сектора в Москве.
Не, внешняя атрибутика - не наша ;)
Тогда покажите мне хотя бы одно произведение городского фэнтези с нашей атрибутикой. Магов, вампиров, оборотней, демонов с чертями, секретное массонское или инфернальное праивтельство, разные сумраки/изнанки и прочие не присущие нашему миру явления не должны присутствовать.
Цитата: Магов, вампиров, оборотней, демонов с чертями, секретное массонское или инфернальное праивтельство, разные сумраки/изнанки и прочие не присущие нашему миру явления не должны присутствовать.
Терри Пратчетт называл это "хедология" (головология). Всего вышеперечисленного и "не присутствует" - для среднего обывателя. Ни в Дозорах, ни у Панова. Мир городской фэнтази не отличается в деталях - но только для нас, а не для каких-нибудь вампиров ;). В Ехо же, всерьёз отрицать ноличие вышеперечисленных феноменов может разве клиент приюта безумных :).
Олди-Валентинов (Армагеддон, Кровь) - те прошли по грани городского фэнтази. В нашем мире вполне могут быть старушки, ставящие свечку и молящиеся на образа "на починку водопровода". Могут найтись и приходы, где эти суеверия будут коммерчески использованы. Более того, для кратковременного визитёра мест боевой славы Большой Игрушечной Войны, кенты представляются эдакими мото-рокерами. Стал быть, наличествуют эдакие миниконтингенты обывателей, для которых различие между нашим миром и миром книги - не очевидны. Так что... мне так же сложно отнести их книгу к городской фэнтази, как и отказать ей в принадлежности ;)
Это почему это масонское инфернальное правительство не должно присутствовать???? Тогда это уже голимый реализм получится!! (Впрочем - кто сказал что это правительство - это не реализм?!!)
Городское фэнтези как бы пришпиливает к нашему миру изнанку. Постоянно есть два плана - реалистический-наш и изнаночный-фэнтезийный. Лукьяненко - типичный пример. Мир там именно наш. И Панов типичный пример. Вполне можно проводить экскурсии по "Москве Панова" (если уже не проводят).
Послано - 13 Сент 2005 : 13:41:29
Мне тоже хотелось привести в пример Булгакова! А отличия, наверное, в том, что Воланд у Булгакова - персонаж не изнаночного мира, а нашего. То есть там нет разделения планов - все герои действуют в одном мире. ИМХО, конечно
Цитата: все герои действуют в одном мире. ИМХО, конечно
А это - вообще вопрос субъективный. Комитет - храбро воюет с гипнотизёрами-антисоветчиками. Сов. служащего - "забрасывает в Ялту гипнозом Воланда". Ближе к мистическому восприятию - "транспортное средство(боров)" и Маргарита. А всяческие Иванушки, финдиректоры и буфетчики, не считая конферансье - сходят с ума от смены "перспективы".
Цитата: Вот вопрос возник - а как отделять городское фэнтези от мистики? И вообще - мистика - это фантастический жарн или нет?
Интересно, а когда можно перепутать мистику и городское фэнтази. ИМХО, такие "жанры" - даже методом не всегда назовешь, так наборы сюжетных ходов -типовые фигурки на фоне типовых задников. Городское фэнтези - произведения в которых город является полноценным действующим персонажем второго или даже первого плана. В том же "Мастере и Маргарите" - Москва то, Москва се, трамвай Аннушка - вообще первопричина всего. В "Ночном дозоре" - опять же Герои активно взаимодействуют с Городом. А вот например "Киндрет", Пехова и Ко - вообще не "городская фэнтези", т.к. хотя действие там происходит в городе, но вот сам по себе город значения вообще не имеет.
С мистикой все тоже самое - это книги про проявление в жизни людей вмешательства потусторонних сил. Минимальный набор мистического произведения позволяет помещать все действие в нашу реальность.
Естественно, что в одну книгу можно впихнуть и мистику и городскую фэентези. Возьмем для примера "Подземный ветер" Дяченок.
Цитата: Городского фэнтази как жанра не существует. Есть просто фэнтази где действие разворачивается в городе, в т. ч. где город играет существенную роль в сюжете и атмосфере произведений. Зато есть жанр "современной городской фэнтази"...
Интересно, откуда такая точная информация? Вы не могли бы поделиться ее источником? А то я тоже хочу взять и сказать: "То-то есть, а вот этого - нету."
В свою очередь, приведу пару примеров "средневекового" ГФ: 1. уже упомянутый Лёликом "Горменгаст" 2. Пол Андерсон, цикл "Короли Иса"
А еще, продолжая столь подробное деление на временно/пространственную принадлежность Города, можно выделить "виртуальную" ГФ - "Лабиринт Отражений", "Фальшивые Зеркала" и "Прозрачные Витражи" Сергея Лукьяненко
Послано - 16 Сент 2005 : 18:36:45
Kos, я бы не стал причеслять "Горменгаст" к "средневековому" ГФ. Во всяком случае всю трилогию, ибо когда Титус убегает из замка. он оказывается во вполне современной Пику Англии (или не Англии, уже не помню, но современной)
Цитата: Kos, я бы не стал причеслять "Горменгаст" к "средневековому" ГФ. Во всяком случае всю трилогию, ибо когда Титус убегает из замка. он оказывается во вполне современной Пику Англии (или не Англии, уже не помню, но современной)
Прошу пардону, мог и спутать. Но впечатление создалось именно о средневековье (возможно, позднем), а я, читая книгу, больше внимания уделяю ощущениям, а не историческим фактам. Если это только не исторический роман
Послано - 05 Дек 2005 : 06:43:55
Для меня Городское фэнтази это, прежде всего, книги из вампирского цикла Энн Райс, например «Интервью с вампиром», «Лестат». Хотя герои иногда и путешествуют по свету, они неизменно возвращаются в город, точнее в разные города. Но самый значимый образ города для мира, созданного Райс,– это образ Нового Орлеана. И это не просто безликий городишко, но детально описываемый, атмосферный, мистический и трагический персонаж книги. Невозможно представить Лестата без этого города. Новый Орлеан как живой герой книги изменяется на протяжении всей жизни (или существования) Лестата и других вампиров. Он наряду с другими героями не безразличен автору, и это неудивительно, т.к. это её родной город. P. S. не бросайте в меня камни , но не мог бы мне кто-нибудь объяснить, что такое «ИМХО»??
Послано - 28 Июня 2012 : 12:53:14
Регулярно читаю отрывки из ЖУТКОГО городского фэнтези! Автора может кто подскажет???
из последнего: ======== 23 июня 2012 года ... Симаков "начал поочередно наносить ей удары в область расположения жизненно важных органов, втыкая ножи и оставляя (их) в теле потерпевшей", ... был уверен в том, что изгоняет из тела супруги дьявола.
...все причиненные им повреждения заживут на теле потерпевшей сами по себе.
После убийства Юрий Симаков бегал обнаженным по территории района.
========= примерно в 13:30 часов. увидели, как у мавзолея Ленина появилась женщина, которая разложила на брусчатке молитвенные коврики, начала совершать какие-то действия",
Выяснилось, что молящаяся - 35-летняя неработающая жительница Чувашии. Она пояснила, что призывала духов оградить страну от конца света. =========== Труп 35-летнего младшего научного сотрудника мехмата МГУ Антона Степаненкова был найден на дальней петле Битцевской лыжной трассы (граница Москвы и Подмосковья). Педагогу нанесли 40 ножевых ранений, =========== 24 июня 2012 года в центральную районную больницу был доставлен 25-летний потерпевший с рублеными ранами в области лица и шеи. От полученных повреждений Андрей Заподойников скончался.
По данным начатого расследования, убийству предшествовала ссора ... В ходе возникшей потасовки старший из родственников нанес ... несколько ударов лопатой.
========== в воскресенье примерно в 15 часов Г.Рябкова вышла с детьми из собственной квартиры, на 8 этаже, и поднялась на 15 этаж.
"Затем женщина вытолкнула с общего балкона двух своих детей: мальчиков 2005 и 2008 годов рождения. От полученных при падении с высоты телесных повреждений малолетние скончались",
========= Маньяк наводил ужас ... больше 20 лет. В 1998 году ... . К этому времени "ангарский маньяк" убил 24 женщины.
"Большинство погибших - молодые женщины в возрасте от 19 до 28 лет - их 25. Еще четыре жертвы - в возрасте 35-40 лет. Почти все жертвы на момент убийства были пьяны. Их тела находили около Ангарска в лесах, прилегающих к проселочным дорогам"
Большая часть жертв скончались от ранений на месте, еще трое погибли в больнице. "маньяк" убивал девушек при помощи топора, ножа, шила или отвертки, нанося не менее десятка ударов. Он также применял удавку. Одной из жертв вырезал сердце.
Послано - 05 Ноябр 2013 : 14:31:44
Вообще очень интересный жанр! Можно создать отличнейшую историю. Показателен пример Лукьяненко с Дозорами. Ну, книг таких мало, а вот игры такого направления обожаю!
Вообще очень интересный жанр! Можно создать отличнейшую историю. Показателен пример Лукьяненко с Дозорами. Ну, книг таких мало, а вот игры такого направления обожаю!
Книг таких предостаточно! Из лучших - сериал про Аниту Блейк, сериал про чародея Дрездена, есть отличные вещи у наших - Дивова, Коренева (кажется)...
Вообще очень интересный жанр! Можно создать отличнейшую историю. Показателен пример Лукьяненко с Дозорами. Ну, книг таких мало, а вот игры такого направления обожаю!
Книг таких предостаточно! Из лучших - сериал про Аниту Блейк, сериал про чародея Дрездена, есть отличные вещи у наших - Дивова, Коренева (кажется)...
Реально книг в стиле городского фэнтези огромное количество. На западе существует даже целое направление, у нас именуемое "паранормал". Дрезден и Анита лишь наиболее выразительные и известные у нас циклы.