Послано - 14 Мая 2006 : 00:42:26
Хочу прделожить для обсуждения: что же такое "постмодернизм" и кого из ФФ-писателей можно назвать постмодернистом и, главное, почему? Может быть заодно и сам пойму что-нибудь. А то в одном месте называют постмодернистом Перумова, в другом Роулинг, не объясняя почему и что под этим понимают. В сети в энциклопедии решил посмотреть что же это за зверь "постмодернизм" - полстраницы умных и заумных слов - но ничего не понял. А тут люди душевные и знающие - помогите разбраться мне и другим!
Послано - 14 Мая 2006 : 03:29:15
Arc_T, пойми, что приклеивать ярлычок какого-нить популярного «-изму» — самое обыкновенное дело для определённого сорта писаний, тех, которые хотят выглядеть поумней или позаумней. ;-) Знаешь, появляется что-то новомодное и тут же это что-то начинают совать куда нельзя и куда совсем нельзя! :-))
Посмодернизм — это что-то вроде эклектизма, то есть сознательного заимствования. Но только это заимстовование производится не ради эффекта, который приносит что-то заимствованное, но ради того, чтобы показать, что ничего, кроме таких вот заимствований, литературу и не наполняет. Или через цитату можно это дело представить — постмодернистское сочинение строится на игре цитат. (Цитат — в широком смысле, то есть и в смысле цитат-имитаций или псевдоцитат тоже.) Или культурных реминисценций.
В любом случае, автор постмодернисткого сочинения делает видимимы некие интеллектуальные рамки или подпорки для собственно литературного содержания. И работает при этом не в определённом жанре, а «как-бы-в-жанре». Один из образцов постмодернизма — «Имя розы» Умберто Эко (с авторским послесловием).
Ни Перумов, ни Роулинг никаким боком к постмодернизму не прислонены! :-)))
Послано - 28 Мая 2006 : 05:34:33
Вообще-то, постмодернизм то, что после модернизма. Как узнал из одной статьи, впервые термин был употреблен в 1917 году применительно к живописи. Ведь это понятие значительно шире и касается не только литературы, но и всего искусства. Постмодернизм -- попытка преодолеть последствия модернизма, т.е. разрыва исторической традиции в искусстве. Модернизм ведь не вытекал из предыдущего опыта, а был осознанным, искусственным стремлением создать новое искусство, путем различных экспериментов с формой и содержанием, и постмодернизм попытка вновь вернуться к историческим корням, но попытка неудачная. В одной передаче, которая была посвящена этому явлению, было высказано интересное мнение, что постмодернизм есть вечное сегодня, без прошлого и будущего. Остуда, наверное, и смешение стилей и смешение текстов, они как бы появились все разом, буквально сегодня, а завтра опять будет сегодня и их откроют вновь. День сурка, короче.
Имя Розы, наверное, не совсем удачный пример. Все же там есть и классический исторический роман, на который действительно наложен детектив, где идет игра не только преступника со следователем, но и игра автора с читателем.
Смешение времён. Смешение мест. Смешение авторских наследий. Смешение мистики и прозы жизни.
На самом деле, если бы европейцы были лучше знакомы с китайской литературной традицией (да хоть - с постмодернизированной и турбореализированной ;) Пелевиным, с его А Хули, "лисьей" литературой - не пришлось бы им изобретать этот велосипед. На самом деле, постмодернизм органично вытекает из домаоистской китайской литературной традиции.
Послано - 29 Мая 2006 : 18:50:30
Кто-то из литературоведов называл одним из признаков ПМ "диалогичность" текста а) по отношению к другим текстам, что проявляется в упомянутой уже системе скрытых цитат, аллюзий, etc., и б) по отношению к читателю, который выступает как-бы со-автором произведения, соглашается или полемизирует, вносит что-то свое (см. ПМ-идею "смерти автора"). В этом отношении "Имя Розы" - типичнейший ПМ-роман.
Цитата: Имя Розы, наверное, не совсем удачный пример. Все же там есть и классический исторический роман, на который действительно наложен детектив, где идет игра не только преступника со следователем, но и игра автора с читателем.
Фуко называется большинством источников как один из ведущих представителей ПМ. Насколько я знаю, сам он против иакой атрибуции не возражает. А называть "ИР" классическим историческим романом не совсем корректно. Тут скорее подходит определение duc-а. Роман написан "как-бы" в жанре исторического детектива, но на самом деле им не является.
Послано - 03 Июня 2006 : 01:55:17
Mat, вот уж никак не подозревамши, што ты знаток «домаоистской китайской литературной традиции»! :-)))) __________________
ak23872, тут дело не в том, когда слово употреблено было в подходящем контексте, а в том, когда обозначенное словом «направление» в искусстве состоялось. А состоялось оно, насколько я знаю, в семидедесятые-восьмидесятые. Пример «Имени розы» удачен постольку, поскольку а) сам автор позиционирует своё произведение как постмодернисткое (то есть это не навешанный откуда-то сбоку ярклык) и б) этот же автор оказался виноватым в популярности данного «изма». Игра же с читателем — характерная черта постмодернистких сочинений, каковые представляют собой беллетризированный культурно-исторический кроссворд… ___________________
Ziriaell, Фуко — весьма популярен, оттого его и зачисляют «почётным генералом» куда не попадя! :-)) А вот имена Деррида (с учётом, конечно, того, что он сам от «постмодернизма» открещивается, но зато его литературно-философские «деконструкции» вовсю используются протагонистами нашего «изма») или Бодрияра, который прямо о постмодернизме писал, — будут вполне уместны.
Цитата: что же такое "постмодернизм" и кого из ФФ-писателей можно назвать постмодернистом
В современном научном языке, слово «постмодернизм» имеет три значения.
1. Переломная эпоха в общественной жизни 2. Направление в философии 3. Направление в литературе
На западе проводят различие между «постмодерном» (как ситуацией в культуре) и «постмодернизмом» (как направлением в искусстве). У нас эти термины чаще всего рассматриваются как синонимы.
В философии следует также назвать Лиотара. Он подробно рассматривает, что такое постмодерн в общественной жизни.
Что такое ситуация постмодерна в общественной жизни?
В каждом обществе есть определенные «правила». К примеру, в нашем обществе пожилых людей принято уважать. Древние славяне, напротив, уводили своих стариков далеко в степь и оставляли возле зажженного костра. Когда костер догорал, приходили хищники и пожирали беззащитных людей.
Послано - 02 Июля 2006 : 13:59:20
Общество, по мнению Лиотара, держится на этих «правилах игры». В переломные эпохи система правил рассыпается. Начинается игра без правил. Это и есть «состояние постмодерна», если вкратце. А подробно обсуждать можно очень долго.
Постмодернизм в фантастике? Здесь есть ряд работ. Пересказывать вряд ли есть смысл. Вот что выдает первая страница поиска.
Есть такая статья Майкла Суэнвика. Именно с этим названием.