1) ПЕРУМОВСКИЙ ХОББИТ или «СВОЛОЧЬ, ЗАТО КАКОЙ КРУТОЙ!» Самый примитивный способ. Внимание читателя фокусируется на силе / мудрости / храбрости героя. На всём остальном не концентрируемся. Данный способ особенно эффективен в книгах где «светлых» и «тёмных» различаешь только по цвету их чешуйчатых, кольчужных кирас и фасону арбалетов.
2) АЛЕРИ АХЕ или «НЭ ТАК ВСЁ БЫЛО» Читателю доступно объясняют, что на самом деле «тёмные» -- белые и пушистые, а «светлые» -- чёрные и лысые. Чтобы при этом «тёмные» оставались тёмными, а «светлые» светлыми, нужно использовать этот способ либо в книге на общеизвестную историческую тему, либо в апокрифе на книгу уже написанную, либо в книге где в качестве СС (светлой сволочи) выступают существа внешне симпатичные, а в качестве бедных тёмных – драконы, страхолюдные мутанты и всякого рода марсиане со щупальцами.
3) ЧКА, ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ или «ЕСЛИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИЛОСЬ И НИКТО НЕ ВИНОВАТ…» Читателю доступно объясняют что на самом деле «тёмные» -- белые и пушистые, хотя «светлые» -- тоже белые и пушистые. В затянувшемся конфликте, с применением тяжёлых ядерных артефактов, виноваты либо досадное недоразумение, либо интригант-одиночка…
4) ДАРТ ВЕЙДЕР или «ВСПОМНИМ ПРЕЖНИЕ ЗАСЛУГИ» Тёмный герой – в прошлом светлый. Как стал тёмным – лучше не описывать, читатель всё равно не поверит. Необходимы: описания ностальгических воспоминаний героя о светлом прошлом, некий персонаж, помнящий его ещё «оттуда», два-три момента мучительных колебаний, прежде чем зверски запытать очередного джедая.
5) ГАЙ ГААЛ или «БЕДНОЕ ДИТЯ КАПИТАЛИЗМА» герой «тёмный» только по месту рождения или воспитания. «Светлых» если и видел, то только в телескопический прицел. В конце книги как правило уходит к «светлым» или героически гибнет, не доползя до них.
6) ЛОЙСО ПОДОНХОВА или «ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ, ПОТОМУ ЧТО ОН ХОРОШИЙ. В некотором роде – вариант способа №1, но куда изящнее. На совести у героя могут быть тысячи человеческих жизней и сотни раскуроченных миров. Он может быть зоо-некро-педофилом. Он может есть младенцев на завтрак, а невинных девушек на ужин. И при этом оставаться замечательным человеком. Правда тут от автора требуется куда больше таланта, чем при варианте №1. Ибо нарисовать героя по настоящему обаятельным куда труднее, чем нарисовать его рубящим драконов в капусту. Непременное условие – вся злодейская деятельность героя должна происходить «за кадром». Читателю можно показать либо в меру зловещие приготовления к ним, либо всякие милые последствия, вроде воронок от взрывов и коллекции скелетов в шкафу.
7) БЕДНЫЙ ГОРЛУМ или «КАКАЯ ЖАЛОСТЬ ЧТО У МЕНЯ КОНЧИЛИСЬ ПАТРОНЫ» Такому герою простят всё. Посмертно. Автор может сколько угодно смаковать открученные головы, снятые скальпы и иглы под ногти. Главное – не забывать присыпать это жаренное блюдо гарниром из картин тяжёлого детства, непонятой гениальности и несчастной любви. Если добавить такому герою пару симпатичных черт внешности или характера, то дамы будут рыдать. И всё-таки все вздохнут с облегчением, когда он наконец упадёт в свой вулкан. «отмучался…»
8) ИЗМЕНЧИВЫЕ И ДЕВЯТИКРАТНЫЕ или «БЫВАЮТ ТЁМНЫЕ, А БЫВАЮТ ОЧЕНЬ ТЁМНЫЕ» Простенький ход позволяющий автору мгновенно прекратить разборки между героями и отправить их всех бить морду кому-то действительно нехорошему. Например тому, кто попытался объяснить им тезис «ребята, давайте жить дружно»
8) ВАМПИР КОСТЯ или «ПОДСКОЛЬЗНУЛСЯ, УПАЛ, ОЧНУЛСЯ – КЛЫКИ» Герой вообще-то хороший парень. Вот только жизнь заставила… покусали в тёмном переулке – теперь без кровушки не может. или без наркотиков. Или без ещё чего. Вариантов здесь много. от «очень хочется», через «без этого помру» и до «проснулся утром, на губах кровь, а сам ничего не помню»
9) НИНЗЯ-ШАХИД-ИНКВИЗИТОР или «КАЖДОМУ ПО ВЕРЕ ЕГО» А этот пожалуй пострашнее предыдущих… особенно если автор ему действительно симпатизирует. В художественной литературе, как правило, попадается в виде обобщённого фанатика с горящими глазами. Такому герою автор старается не лезть в душу – либо потому, что не хватает фантазии представить, что там внутри, либо потому что боится. Куда проще применить к герою варианты 1, 5, или 7.
10) ВЕДЬМАК или «НА БЕЗРЫБЬЕ – И РАК РЫБА» Такому герою можно позволить всё! Он может быть вором – все вокруг вообще гангстеры Он может быть бабником -- все вокруг вообще насильники с дипломом. Он может быть наёмником -- все вокруг вообще киллеры. Он может быть психом -- все вокруг вообще маньяки на последней стадии. А читателю остается выбирать – восхищаться героизмом человека, который хотя бы частично сохранил в этих условиях человеческий облик, или смаковать перестрелки и постельные сцены.
11) ПРОТЕКЦИЯ или «О БЕДНОМ НАЗГУЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО» Слово замолвят. Главная «светлая» героиня, влюбившаяся в него (любовь, как известно логики не приемлет», главный «светлый» герой, которому он ненароком спас жизнь… главное чтобы небритая рожа того, за кого это слово замолвили, поменьше мелькала в кадре.
12) КЕЙ ДАЧ или «ВСЕМИРНОЕ СЧАСТЬЕ И СЛЕЗА РЕБЁНКА» Кто в этой истории «светлый», а кто «тёмный» -- полностью зависит от автора. Вне зависимости от того, что сам читатель думает на эту тему, в момент прочтения книги он будет сопереживать тем, кого автор прописал более сочно. А автор мухлюет как хочет… ибо ему эту тему нужно растянуть так, чтобы хватило. ещё на три тома «философского боевика».
Послано - 26 Окт 2007 : 09:52:05
Хороший анализ! Только чтоб «темный» был нормально воспринят читателем, достаточно красиво его преподнести. Если автор честно отработал роман, то какая разница «темный», «светлый» или «цветной».
Послано - 26 Окт 2007 : 19:22:47
"Темные" персонажи интереснее, прежде всего, потому, что встречаются они в ФиФ довольно редко. Но я, к сожалению, не могу вспомнить ни одного автора, который бы действительно так мастерски выписал "темного" персонажа (или ГГ), что ему хотелось верить и сопереживать.
Послано - 26 Окт 2007 : 20:35:03
Макс Далин "Убить некроманта" Аннотация Что думает герой, отправляясь на битву со злодеем, всем давно известно. А что в это время думает злодей? Темный властелин? Тот самый, кого мечтают убить бесчисленные рыцари? Жестокий тиран. Командир мертвых легионов. Коварный интриган. Безжалостный убийца. Извращенец и насильник. Он вообще думает о чем-нибудь? Он — черный маг на троне. Он ночами строит козни и совершает чудовищные обряды. Он мечтает о чужих землях. Он водит шашни с выходцами из преисподней. Он — Дольф Некромант. О чем он может думать? В этой книге он расскажет об этом сам. Сопереживание возникает. Но лучше всего
Сергей Мусаниф "Темная сторона медали" Эта история — одна из многих, повествующих о вечном противостоянии между силами Добра и Зла, Света и Тьмы, Порядка и Хаоса. Это рассказ о локальном Армагеддоне. Это сага об эпохе великих свершений, о политике и войне, дружбе, любви и предательстве, отваге и чести, о древних пророчествах и забытых легендах, о великом союзе между людьми, гномами и эльфами. Здесь будут действовать отважные герои с магическими мечами, древние волшебники, наделенные великими знаниями и мудростью, могучие армии, затмевающие пространство от горизонта до горизонта. Здесь будут фигурировать зачарованные клинки и могущественные зловещие артефакты. Здесь будет действовать боевая магия и реками литься кровь. Драконы снизойдут на землю с заснеженных горных вершин и примут участие в великом сражении. И могучая армия бросит вызов толпам зомби, ордам орков и легионам демонов. Словом, все как всегда. Есть только одно небольшое отличие. Потому что рассказ поведу я. И вы впервые сможете взглянуть на, казалось бы, привычные события с другой стороны. Со стороны Тьмы. Одна из лучших и ироничных фэнтези вообще. Самая лучшая аннотация. Прочитав книгу, вы согласитесь с обоими утвверждениями.
Отредактировано - Вольха Московская on 30 Окт 2007 15:09:54
Послано - 28 Окт 2007 : 18:26:35
Лично мне, как большому любителю Тёмных, статья очень понравилась. Но сам приемлю только способы 2, 3, 5 и 8(9) (Вампир Костя - автор, у вас сбой с нумерацией, две восьмёрки подряд). Способы 1 и 11(12) приемлю, как вспомогательные - чтобы вывести читателя на мысли об основных оправданиях. Прочее - всего лишь психологические трюки, призванные оградить злодея от справедливого читательского осуждения.
Цитата:8) ИЗМЕНЧИВЫЕ И ДЕВЯТИКРАТНЫЕ или «БЫВАЮТ ТЁМНЫЕ, А БЫВАЮТ ОЧЕНЬ ТЁМНЫЕ» Простенький ход позволяющий автору мгновенно прекратить разборки между героями и отправить их всех бить морду кому-то действительно нехорошему. Например тому, кто попытался объяснить им тезис «ребята, давайте жить дружно»
Такого я не помню.Подскажите,кто знает!
Цитата:11) ПРОТЕКЦИЯ или «О БЕДНОМ НАЗГУЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО» Слово замолвят. Главная «светлая» героиня, влюбившаяся в него (любовь, как известно логики не приемлет», главный «светлый» герой, которому он ненароком спас жизнь… главное чтобы небритая рожа того, за кого это слово замолвили, поменьше мелькала в кадре.
Вспомнилось из того же "Портленда":
Цитата: Рогволд глядел исподлобья – сквозь упавшие пряди волос. Эд вдруг подумал, что по всем законам жанра на месте этого парня должна была бы стоять Ингигерд. Тонкая, с косами до колен, и огромные глаза влажно блеснули бы в лунном свете... И я даже знаю, кто по всем законам жанра должен был бы стать моим злейшим врагом... а враг должен быть отрицателен и гнусен во всех отношениях – начиная с характера и кончая сексуальной ориентацией. И в конце концов я, наверно, победил бы его в поединке...
...закрыть своим телом. От всего на свете. Хоть от падающей бомбы... Лю-блю. Никто. Никого. Никогда. ТАК – никого. Умом он сомневался в своей правдивости, но сейчас это было не важно...
...«Опомнись, – сказал внутренний голос. – Ради кого ты... Он же мразь, он же...» – «Он просто несчастный ребенок...» – «Врешь. Ты никогда не производил впечатления идиота, Эдик. Не начинай. Убить человека, который тебя защищает – это... это я не знаю, как называется...» – «И я не знаю. Можете меня отстрелить за аморальность. Только, Господи, пусть я сначала его спасу, хорошо?..»
Послано - 30 Окт 2007 : 15:23:17
По 8-му, может быть, Глен Кук подойдет с "Темным отрядом", правда, с известной натяжкой. Да вообще-то, пункт достаточно простой и понятный, под него наверняка половину темной фэнтези подвести можно.
Послано - 22 Ноябр 2007 : 12:24:42
Я бы наоборот назвал тему, потому что эти 12 способов развивают антипатию и к герою и к автору. Потому что как бы не строил автор образ используя эти способы, скатываются до белого и пушистово героя победителя, которого "темным" можно назвать только из за того что цвета кожи либо в насмешку над бледностью ее, либо если он и вправда с загаром темным.:))
Послано - 02 Марта 2008 : 00:45:41
Наверное, можно добавить еще варианты...
Например, злодей, волей обстоятельств, вынужден временно отыгрывать роль хорошего. При этом в душе, вроде бы, остается плохим, но надетая маска заставляет проснуться те светлые стороны, которые есть в каждом темном. Сочувствие обеспечено еще и тем, что читатель понимает - в конце ГГ, скорее всего, трагически погибнет.
Другой вариант: несправедливость. Если десять гангстеров подставили и хотели убить одиннадцатого, а тот пошел с ними сражаться - читатель будет ему сочувствовать. Но не потому, что ГГ чем-то лучше других (на безрыбье), он не лучше, просто один против всех, или один против системы.
Послано - 02 Марта 2008 : 01:34:34
Думается, эти приемы важны, поскольку дело даже не в "обелении" персонажа,а в раскрытии его мотивации. когда он "просто бяка" даже неинтересно, получается как-то картонно. А сочувствие... оно возникает или нет в зависимости от того, насколько вескими нам кажутся эти мотивации.