Послано - 21 Ноябр 2007 : 10:16:22
Прочла вот это интервью Дмитрия Быкова. Статья интереснейшая, хотелось бы всю ее обсудить, но в этой теме хотелось бы поднять вопрос о популярности найчной фантастики и фэнтези. Быков в этом интервью утверждает:
Цитата: Все-таки, сегодня очень сильна именно та литературная тенденция, в которой присутствует реальность, иногда препарированная или даже гротескная. А тенденция к популярности фэнтези в последнее время в России очень сильно идет на спад. Единственный популярный автор, работающий в этом жанре, - Сергей Лукьяненко, который, на самом деле, пишет вещи очень близкие к современной жизни. Просто это такие метафоры. Ведь весь мир "дозоров" или "чистовика и черновика" (новой серии книг Лукьяненко) вписан в самую обыденную повседневную реальность. Даже выход в астрал и в эти самые "иные миры" осуществляется из обыкновенных трансформаторных будок.
Как вы считаете, действительно ли антастика стала менее популярной за последние годы (скажем, лет 5-6) и если да, то почему?
Послано - 21 Ноябр 2007 : 11:00:32
Сложно сказать. У нас же нет данных по динамике продаж, а как можно ответить без этого? Посещаемость Фензина увеличилась за 2 года в 2 раза, ну так это, скорее, к развитию интернета относится, а не к фантастике. Опираться же на ощущения я бы не стала - варюсь в этом котле, читаю форум, френд-ленту, слежу за дрязгами на Росконе, спада бы просто не смогла заметить. Нужен взгляд со стороны.
Что касается статьи... Быков мне нравится, он обычно более-менее здравые вещи говорит, но одна фраза убила мне всю статью, так что и высказываться расхотелось:
Цитата: Что же касается качества переводов, то с этим в России все обстоит прекрасно.
И вообще у меня ощущение, что Быков рассказывает вовсе не про ту фантастику, что обсуждается на Архивах.
Послано - 21 Ноябр 2007 : 11:17:08
неплохо бы Быкову сначала фантастику почитать. Скажем, хотя бы Лукьяненко, чтобы хоть знать, что Лукьяненко фэнтези вообще не пишет. Я считаю, что интерес к фантастике был вызван падением уровня жизни, и падением уровня литебратуры, на мой взгляд тогда нормальные писатели только в фантастике и работали. В принципе и сейчас также, просто кто бы что ни говорил, жить немного получше стали, вот и необходимость в иллюзорных мирах отпала.
Послано - 21 Ноябр 2007 : 11:20:19
"Прочла вот это интервью Дмитрия Быкова" - он и политику АНАЛизирует... с легкостью в мыслях необыкновенной (с)... разносторонний.
------ Ты бы, милая, что-нибудь одно выбрала: или крестик снять, или трусы надеть. (с) Макс Мах
Отредактировано - OlegZK on 21 Ноябр 2007 11:22:14
Дозоры - чистое фэнтази. Технологии на манер Атана, Линии Грёз, Нуль-Т перемещений "по подсознательному желанию, с копированием", технологии производства функционалов, а тем более - богов - "с хорошим запасом прочности" перешли грань, отделяющую технику о магии, что делает определение точной принадлежностии текста весьма затруднительным ;)
Статистика? Её - тоже непросто трактовать. Мисс Роулинг - самый успешный коммерческий автор Фэнтази "всех времён и народов". Вообще, в коммерческом смысле, именно сейчас фэнтази успешно "взяло Голивуд". Кроме вышеупомянутой Роулинг и вышеупомянутого Лукьяненко, ещё и "блокбастеры" по Толкину снимаются - сам Гоблин переводит ;) В этом смысле, мы переживаем "невиданный расцвет" жанра, метода - какая разница?
Но у этого коммерческого успеха есть и верно подмеченная Быковым (не им первым) цена. Да, всяческих Конноров Мак Леодов и Гарри Поттеров - не зря называют "магами без магии". Ну - почти без магии :) Да, меч и магия (тот же Коннор, да ещё и Конан-Варвар) - покоряет новые аудитории. Однако, там всё больше "меча" и всё меньше собственно магии.
Да, ради завоевания экрана - и новых аудиторий - ФиФ идёт на компромисы. Но... фэндома все эти моды, в целом - не касаются. Для нас гораздо печальнее другая ситуация. Печально, когда из-за низкой прибыльности писательского труда на русскоязычном рынке, из ФиФ уходят (или пишут по книге в несколько лет - не повышая качество, а отдавая большую часть своего времени иным :) заработкам) заметные фантасты - Вартановы, Перумовы, Шумиловы...
Послано - 21 Ноябр 2007 : 21:51:16
Статья и правда интересная. В том числе и тем, что заслуживающие внимания мысли автора переплетаются с его обидой по поводу того, что он, бедняга, остался без "Русского Букера - 2007". По поводу приведенного пассажа, то мне кажется, что Быков пытается сделать хорошую мину при плохой игре и сделать вид, что использование фантастического метода совместно с описанием современных декораций автоматически вгоняет произведение в нишу реализма. Ну, как говорится, учите матчасть.
По поводу всего остального - достаточно взглянуть на книжные полки магазинов. Если поставить рядом выпущенные за последние 5 лет современный реализьм и современную фантастику, победитель будет виден невооруженным взглядом.
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Послано - 21 Ноябр 2007 : 22:01:19
Просто мнение. Мне интервью скорее не понравилось, Быков стремительно бронзовеет, хотя писатель далеко не того уровня, когда это с удовольствием прощаешь. Не понравилось и вечное покровительственное отношение к фантастике "литература это да..., а вот фантастика, ну это конечно несерьезно, да, конечно Ефремов, Стругацкие, Булычев, Брэдбери, Азимов, Кларк, но они вообще-то не фантасты, а в целом..., но читатель конечно сер и быдловат, конфету от дерьма не отличает, но есть три настоящих читателя, которые ЧИТАТЕЛИ, а все остальные, их еще учить и учить..."
Послано - 21 Ноябр 2007 : 22:08:22
Кстати, крайне прискорбные тенденции, о которых говорит Mat:
Цитата: Объявлен шорт-лист литературной премии "Дебют" Фавн пообедает опоссумомОбъявлен шорт-лист литературной премии "Дебют" Кураторы премии "Дебют", которую в очередной раз суждено получить авторам в возрасте до 25 лет, не удовольствовались простым оглашением короткого списка. Вместо обычной пресс-конференции они организовали круглый стол, в котором участвовали литераторы Павел Крусанов, Олег Дивов, Юрий Мамлеев, Александр Секацкий и Дмитрий Фалеев, лауреат "Дебюта" 2005 года, а также Максим Амелин, член жюри этого сезона, и председатель жюри Анатолий Приставкин. Мероприятие вела Ольга Славникова, из года в год выполняющая функции координатора премии. Свою точку зрения на то, как следует поддерживать некоммерческую литературу и способствовать контакту новых авторов с читательской аудиторией, собравшиеся излагали в общей сложности больше часа.
О "Дебюте" все отзываются комплиментарно. В интервью корреспонденту "Газеты" Павел Крусанов охарактеризовал премию как важное подспорье в издательской работе, а Юрий Мамлеев предположил, что этот проект может стать тем краеугольным камнем, на котором будет строиться помощь литературе.
Что касается шорт-листа, то все вошедшие в него авторы, как и должно быть в случае этой премии, молодые и недостаточно известные. В номинации "Крупная проза" выделяются роман "Фавн на берегу Томи", написанный томичом Станиславом Буркиным - сыном писателя-фантаста Юлия Буркина, а также повесть Николая Прокошева "Обед из опоссума", которая представляет собой опыт открытия Австралии обучающимся там русским студентом.
По части малой прозы особо преуспела Ирина Глебова с циклом рассказов "Истории", на заседании жюри ее сравнили с ранней Татьяной Толстой. В поэтической номинации присутствуют петербурженка Любовь Лебедева, москвич Владислав Поляковский и особенно поразивший арбитров пермский стихотворец Владимир Кочнев. Среди драматургов отличился житель Ташкента Валерий Печейкин. Его пьеса "Соколы", живописующая жизнь русской семьи в Узбекистане, попала как в номинацию "Драматургия", так и в шорт-лист специальной премии "Молодой русский мир" - она предназначена для начинающих авторов, которые работают за пределами России.
Послано - 22 Ноябр 2007 : 08:21:37
Сначала терпел, потом когда увидел пост Mat решился ее поддержать -
suhai пишет - "Скажем, хотя бы Лукьяненко, чтобы хоть знать, что Лукьяненко фэнтези вообще не пишет" - а по мне так у Лукьяненко почти все чистое фентези. Спорить не буду, это для того пишу, чтобы показать что даже четких то критериев нет, что фантастика, что фентези, а тут же вон и мэтров Кларка Азимова и проч из фантастов убрали :)
Послано - 22 Ноябр 2007 : 10:20:21
О-хо-хо. Вроде грамотные и взрослые люди. Ну фиг с ней с Марией Бейкер из Би-би-си. Но вы то. Нашли авторитет в литературе - Быков! Будьте любезны, назовите пару-тройку популярных произведений русскоязычных (да и англоязычных то-же) авторов за последние 10 лет, которые пишут не фантастику/фентези/мистику. P.S. Я имею в виду не РАСКРУЧЕННЫЕ, а именно ЧИТАЕМЫЕ произведения. P.P.S. Исключать Азимова, Бредбери, etc. из числа фантастов можно с тем же успехом, что и включать Д.Брауна в число «реалистов».
Послано - 22 Ноябр 2007 : 12:05:13
Помоему всё с точностью на оборот. Хотя пресыщенность рынка есть из за этого большое количество фэнтезийных книг "меча и магии" просто надоедает, а фантастика как была в фаворе так и остается, а то что он назвал, тенденцией писателей которые пишут о реальности но с ФиФ составляющими, так просто жанр городской фэнтези сейчас на коне из за малого количества относительно, обычного фэнтези книг или просто из за того что читателям интересней сейчас читать "а что бы было если и у нас так.." . По моему товарищ Бычков демагог и пытается сотрясать воздух.
Цитата: даже четких то критериев нет, что фантастика, что фентези
Нет, ну ничего без присмотра оставить нельзя! Вчера ж еще были, а сегодня - бац, и уже нет!
Dasty
Цитата: Будьте любезны, назовите пару-тройку популярных произведений русскоязычных (да и англоязычных то-же) авторов за последние 10 лет, которые пишут не фантастику/фентези/мистику.
Да уж, вопрос "из бронхов" - с учетом того, что читают-то присутствующие здесь в основном фантастику. Впрочем, попробую: Акунин (Фандоринский цикл), Веллер "Великий последний шанс", Поляков ("Небо падших")... Из иностранных: Френсис (из последнего - "Банкир"), Перес-Реверте ("Капитан Алатристе"), Питерс ("Исповедь монаха")... Я вот только не пойму - и что? Что дают (иллюстрируют) приведенные примеры?
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Цитата:Я вот только не пойму - и что? Что дают (иллюстрируют) приведенные примеры?
Много "дают". За исключением Акунина, речь не идёт о коммерческом успехе, известности в массах и прочее - сравнимом с Роулинг, Пратчеттом, Кингом, Лукьяненко и Перумовым.
Лейбл "Турбореализм" - избавляет того же Пелевина от участи фантастики, или фэнтази?
Пангийский цикл Щеглова - фантастика, или фэнтази?
Snow Crash by Neil Stephenson - чистый киберпанк - или помесь с фэнтази? ;)
Ушел в библиотеку. :)) (Не совсем по теме - фэнтези, вообще-то).
Цитата: Много "дают". За исключением Акунина, речь не идёт о коммерческом успехе, известности в массах и прочее - сравнимом с Роулинг, Пратчеттом, Кингом, Лукьяненко и Перумовым.
Честно - я ждал подобного ответа. Давайте тогда сравним с коммерческим успехом Донцовой или Устиновой - интересно, кто победит? Кто кого задавит тиражом?
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Послано - 23 Ноябр 2007 : 12:22:31
Вот и получается, что нынешний коммерческий успех ФиФ - несоизмеримо превосходит "мэйнстрим". Сравнить его можно только с успехом дамских романов и прочего треша - тех же псевдоисторических романов и псевдодетективов (помесь фанфика Имени Розы с Х-файлами - вроде старины Дэна ;) ). Тиражи журналов - пройденный этап, осталось разве - превозойти тиражи самых читаемых в мире газет ;)
Послано - 06 Мая 2008 : 13:14:52
Интересненько. Значит, в предыдущей статье он утверждал, что фантастика умирает, а теперь пишет:
Победа фантастики над реализмом - вплоть до вытеснения последнего из большинства премиальных списков - наметилась давно. Гигантская роль фантастики в современном мире - не только в литературе, а и в политике, футурологии, социологии - впервые обозначилась после смерти Лема: вдруг оказалось - почти все нынешние вершители мировых судеб прислушивались к его гипотезам и росли на мрачных фантасмагориях. Недавняя смерть сэра Артура Кларка породила такую же волну признаний: оказывается, он сформировал мировоззрение (и эстетику!) нескольких поколений, подал великие и безумные идеи сотням физиков, предсказал космические лифты и спутниковую связь, сформулировал этические императивы науки будущего...
Послано - 06 Мая 2008 : 22:49:58
Всё в нашей жизни - фантастика ;) Как только возникают две несовместные версии, одна из них - явная альтернативка. И даже единственная версия, если каждый её момент убедительнейшим образом не подтверждён документами - типичная крипта :)
Послано - 07 Мая 2008 : 09:17:15
Мне кажется, фантастика не вымирает. Она видоизменяется. Если раньше фантастика была полигоном смелых, недогматичных идей, то теперь это большей частью развлекаловка, приключения тела. Можно сказать, деградирует.
Послано - 07 Мая 2008 : 09:58:14
nadian Может быть, вымирает как класс научная фантастика, где главным элементом книги было научное открытие или идея, такая как машина времени или космический лифт. А говорить что она деградирует, по меньшей мере, некорректно. Если и деградирует, то вместе со всем потоком литературы - прозой, поэзией, детективом. "Высшая лига" писателей и поэтов, ИМХО, не сдала позиций по сравнению с прошлым (веком, десятилетиями). Просто слишком много и многих стали печатать и за счет этого средний уровень издаваемых книг существенно понижается. Вчера прогулялся по "Республике" и получил маленький культурный шок - книги публикуют уже аквариумные рыбки из "Дома-2".
Всё в нашей жизни - фантастика ;) Как только возникают две несовместные версии, одна из них - явная альтернативка. И даже единственная версия, если каждый её момент убедительнейшим образом не подтверждён документами - типичная крипта :)
Иногда мне кажется что это как раз мы живём в альтернативке. Совершенно не подтверждённой документами...
Даже такие крупномаштабные вопросы как - вохдит ли американская экономика в состоянии безвозвратного упадка, станет ли Китай мировым лидерон в ближайшие четверть века - полный туман. По одним статистическим данным...по другим статистическим данным...тот экономист считает.. В общем - "Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть -- несчастье..."
Даже такие крупномаштабные вопросы как - вохдит ли американская экономика в состоянии безвозвратного упадка, станет ли Китай мировым лидерон в ближайшие четверть века - полный туман.
Э-ээ, это фигня: оценочные вопросы. При Бородине тоже победили обе стороны, ага. А что думать, когда узнаешь, что в Солнечной системе изменилось количество планет? :)
Если и деградирует, то вместе со всем потоком литературы - прозой, поэзией, детективом. "Высшая лига" писателей и поэтов, ИМХО, не сдала позиций по сравнению с прошлым (веком, десятилетиями). Просто слишком много и многих стали печатать и за счет этого средний уровень издаваемых книг существенно понижается.
Не могу согласиться. Зайдите в любую библиотеку. Посмотрите на шкафы с книгами советского периода. Посчитайте, сколько их. Теперь посчитайте, кого из них вы читали или хотя бы слышали их имена. 90% из стоящего на полках - это мусор, книги-однодневки. И всё равно в этом мусоре содержалась идея. Пусть она была нелогичной, пусть неверной. Пусть у авторов не было таланта. Пусть они не умели хорошо писать, не чувствовали языка, не владели сюжетом, впадали в морализаторство и часто фальшивили. Но все эти книги были написаны с целью донести некую идею до ума читателей. Получалось, не получалось, но они хотя бы пытались.
Да, сейчас печатают больше книг. Но хороших книг как тогда было мало, так и сейчас. Дело не в количестве печатаемых книг. И даже не в количестве печатаемых фантастических произведений. Помните сборники "Фантастика-79, 80 и т.д." или "Румбы фантастики"? Пересмотрите. Большинство напечатанного в них туфта. Но среди этой туфты встречались бриллианты. И это были бриллианты чистейшей воды. А сейчас всё больше искуственные какие-то. Вроде бриллиант, а не то. Где полёт мысли? Где ощущение некой потустронности? Ну двое, ну трое таких авторов. А остальные пишут сказки. Либо сказки про рыжеволосых истеричек с дурным характером. Либо сказки про мускулистых меченосцев с имперскими замашками. Либо сказки про невротичных хлюпиков, неизвестно зачем неизвестно куда идущих и неизвестно что ищущих. Вот из всего этого получается неизвестно зачем написанные книжки. То есть интересно иногда почитать, отвлечься от реальности после тяжёлого рабочего дня. Эскапизм чистой воды. Вот это и есть деградация: то, что в фантастике кроме эскапизма ничего не осталось.
Послано - 07 Мая 2008 : 10:54:37
Фантастика, на мой исключительно субъективный взгляд, делает сейчас шаги в сторону описания мрачного будущего. Если раньше в фант. книгах сплошь и рядом мы видели бороздящие космос линкоры, колонизацию далёких планет и т.п., то сейчас буйным цветом расцветает постъапокалипсис. Видимо, жить мы стали действительно лучше, теперь людям страшилок не хватает. :)
Не могу согласиться. Зайдите в любую библиотеку. Посмотрите на шкафы с книгами советского периода. Посчитайте, сколько их. Теперь посчитайте, кого из них вы читали или хотя бы слышали их имена. 90% из стоящего на полках - это мусор, книги-однодневки. И всё равно в этом мусоре содержалась идея. [/quote] Не было там никакой идеи кроме желания автора сохранить/получить членство в союзе писателей и других членствах. Советские идеологические романы с идеями закончились в начале 30-х. После этого пошло либо пиление государственных бабок, либо аидеологизм, иногда с маскировкой. Было небольшое оживление "ленинских норм" во время Хрущёвской оттепели конечно...
И всё равно в этом мусоре содержалась идея. Пусть она была нелогичной, пусть неверной. Пусть у авторов не было таланта. Пусть они не умели хорошо писать, не чувствовали языка, не владели сюжетом, впадали в морализаторство и часто фальшивили. Но все эти книги были написаны с целью донести некую идею до ума читателей. Получалось, не получалось, но они хотя бы пытались.
Не буду так категоричен, как serg0 и попробую возразить "с другой стороны". Да, иде в большинстве книг были. Но дело в том, что какие-никакие идеи, мораль, можно вычленить и из любого сорвеменного произведения. Чистого рукоприкладства и мечемахания практически нигде не встретишь. Везде найдутся идеи типа того, что дружба - это хорошо, а Родину надо защищать. И это будут мысли совсем не хуже тех, что озвучивались в 50-е - 80-е годы фанстастами из Союза Писателей, которых, как вы помните, ехидно высмеяли АБС в "Понедельнике..."
Послано - 07 Мая 2008 : 11:51:09
nadian А вот я, как средний потребитель и не хочу бриллиантов. О них и порезаться можно! Хочу Конанов и девчонок, чтобы динамично и с хорошим концом, и серий на 50-100, как Ричард Длинные Руки. Идея - да, идея хорошо, но раз уж сюжетов всего десяток, то идей сюжетообразующих и того меньше. В принципе, конечно иногда хочется чтобы по башке треснуло, мусор выбросило и просветлило, но только иногда и очень дозировано.
serg0 ну это заявление некорректно, ты же не читал все произведения того периода :D
Послано - 07 Мая 2008 : 12:39:58
Я скорее соглашусь с высказыванием nadian, что "... фантастика не вымирает. Она видоизменяется. Если раньше фантастика была полигоном смелых, недогматичных идей, то теперь это большей частью развлекаловка, приключения тела. Можно сказать, деградирует". Вот если подумать, что хочет средний ГГ нынешней фантастики? Разве он хочет счастья для всех, даром и чтоб всего одной жертвой при этом обойтись? Ну, двумя ;). И чтоб его ж при этом совесть заела насмерть. Не-а. Он хочет вкусно жрать, мягко спать и, не умея ничего, стать самым главным начальником-Анператором! Ну, или на худой конец, женой самого главного начальника ))). Главная задача ГГ в новом ФиФ мире - выжить и нахапать. Ой, забыла! Еще врагов надо перебить. Всех! кто до тележной... И чтоб потом все тебя в покое оставили. Вот оно - счастье! А если появляется у ГГ высокая идея, он скорее всего злодей или псих ненормальный. Потому что разве нужны простому человеку высокие идеи, полет фантазии? Нет, не нужны. Ему главное, чтобы "костюмчик сидел". Никому неинтересен восторг открытия, никто не верит в выброс адреналина в момент, когда твоя идея подтверждена. Никто не пишет историю гнома, выковавшего мифриловую кольчугу. Почему? Да, кому интересно совершенствование мастерства созидания?! Гораздо интереснее история про то, как такую кольчугу украсть. Ну, и, конечно, в ФиФ коллективные ценности - все для фронта! все для победы! все для Человека/человечества! - сменяются личными - все мне! Не знаю, хорошо это или плохо, но факт - Путь на Амальтею через Стажеров уперся в Хищные вещи века. Такие дела. З.Ы. Извините за сумбур. Накипело ;).
Послано - 07 Мая 2008 : 12:51:49
"Слова у нас/ до важного самого/ в привычку входят,/ ветшают, как платья..."
(с) Владимир Владимирович
Вообразимые фантастические идеи за прошлый век изрядно поистрепались. Утратили самоценность. Соответствующие им поджанры и течения формализовались - и века не прошло - чуть не до состояния китайских и японских театров. Шаг влево, шаг вправо - неформат ;)
Тем не менее, "Одинокий Дракон" и "Патруль Времени", в отрыве от исторического контекста, заметно интересней, чем "Янки при дворе короля Артура" и "Машина Времени". Олди и Пелевин - вообще играют со "старыми смыслами" так, что и желания не возникает искать "откуда ноги растут". Так что, хоть с новыми идеями и напряжёнка, хоть старые и выцвели - но писатели хорошие - остались. И это - главное.
Послано - 07 Мая 2008 : 13:04:39
Lana Так вы уже не о фантатике, а о жизни. Помните, когда-то говорилось о том, что литература - зеркало реальности. А что-ж на зеркало пенять, коли рожа крива, пардон, лицо перекосило? Так и литературный реализм перешел от описания будней металлургов и строителей ГЭС к будням рублевских содержанок. Ну и потом, корректно-ли использовать в качестве примеров сверхтяжелый калибр? "Сталкер" и "Туманность Андромеды" - те высоты, которые уже не перепрыгнешь. А говорилось, как я понимаю, о среднем уровне, которому до этих высот и тогда, и сейчас - как до Луны на "Жигулях".
Вот если подумать, что хочет средний ГГ нынешней фантастики? Разве он хочет счастья для всех, даром и чтоб всего одной жертвой при этом обойтись? Ну, двумя ;). И чтоб его ж при этом совесть заела насмерть. Не-а.
Шумил :) Сергей Щеглов - в Спрутах (там - история исмовых дубликатов ГГ, которые "в первой жизни" построили "рай на земле" ;) ). Но... да, маловато.
А если появляется у ГГ высокая идея, он скорее всего злодей или псих ненормальный. Потому что разве нужны простому человеку высокие идеи, полет фантазии? Нет, не нужны. Ему главное, чтобы "костюмчик сидел".
В высокоорганизованном обществе, глобальными проектами занимаются те, кому по чину положено ;) И, коли пресса вполне свободна - и её "жрецов" - не принято мочить в сортире, да и права парламентария позволяют расследовать, что в голову взбредёт (с личной неприкосновенностью - и поддержкой всех гос. работников) - имеется хоть какой-то шанс (ох, не гарантия) хоть чиновников проконтролировать.
А частный "герой" с великой социальной, али технической идеей за пазухой - подрывная фигура - по определению. Ведь законы - в самом буквальном смысле - не про него писаны. Без учёта его возможностей. Стало быть, в правовом государстве, он может наворотить и чего в голову придёт - и чего в голову (по отсутствии пророческого дара :) ) - никогда и не пришло бы...
Никто не пишет историю гнома, выковавшего мифриловую кольчугу. Почему? Да, кому интересно совершенствование мастерства созидания?! Гораздо интереснее история про то, как такую кольчугу украсть.
Садов - Кристалл Альвандера :)
А в целом, чтобы понять творческие метания мастера - неплохо бы превзойти уровень подмастерья его цеха, хотя бы. Что в объём одной книги - не всякий гений - вложит. Да и не всякий гений - воспримет (иначе бы все по одному учебнику бакалаврами становились :) ).
Иное дело - виртуальность. Вот там, "прошёл" игру в каком-то цеху (не за один год) - и, в самом деле, можно и подмастерьем стать - если не мастером. Именно такой, ИМХО, и должна стать образовательная система середины нашего века.
Ну, и, конечно, в ФиФ коллективные ценности - все для фронта! все для победы! все для Человека/человечества! - сменяются личными - все мне!
На самом деле, это очень забавно - переосмысление средневекового квеста - в капиталистический. Возникают квесты, в которые никто ГГ не шлёт - "ни бог, ни царь и не герой" - в самом прямом смысле. Ведь в классическом квесте, в центре - религиозный, или вассальный долг. Ну - долг сеньёра. Это - экзотичней, но крестьян своих от дракона защитить - тоже - актуально. Средневековый долг - формализован во всяческих "символах веры" и присягах. А в нынешний квест ГГ могут послать обстоятельства. Влючая тех же богов - но ГГ - не обязан им молиться. Впрочем, Судьба и прочая Предопределённость - даже не обязаны персонифицироваться :) Или правителей. Но ГГ - не обязан присягать им на верность. Форма - осталась. В отличие от содержания :-)
Послано - 07 Мая 2008 : 13:33:02
Mat пишет: Тем не менее, "Одинокий Дракон" и "Патруль Времени", в отрыве от исторического контекста, заметно интересней, чем "Янки при дворе короля Артура" и "Машина Времени". [/quote] Не соглашусь. "Машина Времени" по прежнему бьёт 90% соверменной читабельной фантастики, и Шумила, и Лукьяненко и Пола Андерсона. Даже сейчас она читается не хуже Стругацких и Лема.
Послано - 07 Мая 2008 : 14:06:34
Migel При чем тут будни кого бы то ни было? Не хочу читать ни про строителей, ни про содержанок. В том-то и дело, что фантастика была интересна своей необычностью, нестандартностью, полетом. А теперь я открываю книжку и... закрываю. Не потому что плохо написано, а потому что неинтересно. Я просто знаю, что будет дальше. З.Ы. Книга Стругацких называется "Пикник на обочине", а не "Сталкер". З.З.Ы. И про "Туманность" я ничего не говорила. Вы никогда не играли в ЧГК? Вот где адреналин! Чистое, незамутненное интеллектуальное наслаждение... ))))))
Послано - 07 Мая 2008 : 14:22:17
serg0 Да, зарабатывали деньги. Но эксплуатировали при этом не желание сладко спать и вкусно есть, а стремление к добру и чистоте. Вот это и грустно, что читателю теперь продают вяленое мяско, а не свежую воду.
Migel, можно вычленить что угодно из чего угодно. Впрос в том, что автор отнюдь не задаётся целью что-либо внушить. Он просто марает бумагу. Самый идейный современный автор, которого я знаю, это Эльтеррус. Пишет дрянь, но его можно уважать за то, что он верит в то, что пишет, и очень хочет распространить свою веру на читателей. А всякие Бушковы со Злотниковыми что - берут затасканную идею о добре и зле и выливают на неё тонны чернил. Ни уму, ни сердцу. Вроде и есть какая-никакая мораль, да вот именно, что она "какая-никакая".
Ведьмак, я как средний потребитель, тоже не смогу перенести много хорошей литературы сразу. Мозг не выдержит стольких усилий. Но разве надо этим гордиться? И говорить как о чём-то нормальном? По-моему, стыдиться надо неумения прилагать усилия и стремления к жвачке.
Послано - 07 Мая 2008 : 14:47:30
Lana Да-с, старею, конечно, "Пикник..." а вот Ефремова я упомянул не зря- там в чистом виде дух творчества (когда ставился эксперимент по прямой связи с другой планетой. Чем экспримент закончился, помните?
В том-то и дело, что фантастика была интересна своей необычностью, нестандартностью, полетом. А теперь я открываю книжку и...
Знаете, у мнея так-же. Вот только связываю это не только со снижением уровня открываемой книги, но и с накоплением собственного опыта. Когда-то все сюжеты были внове, теперь остается искать разницу в нюансах...
nadian Ну еще Вячеслав Рыбаков. И что в этом хорошего? Пропаганда в чистом виде. Разве наличие такой по-эльтеррусовски гипертрофированной идеи является критерием хорошей литературы? Ну сами скажите, что нам пытается внушить Мигель де Сервантес Сааведра? Или Дюма-отец? Или Вилиам наш Шекспир? Я не сравниваю с ними Бушкова и Ко, я хочу уточнить, какова глобальная мысль в "Много шума из ничего" или в "Двенадцатой ночи"?
Migel, можно вычленить что угодно из чего угодно. Впрос в том, что автор отнюдь не задаётся целью что-либо внушить. Он просто марает бумагу. Самый идейный современный автор, которого я знаю, это Эльтеррус. Пишет дрянь,
Никитин (Орловский) и Головачёв - стали "писать дрянь" - именно в силу "идейности" ;) Раньше, это были таллантливые авторы. Прямо у нас на глазах, туда же скатывается Красницкий. Беркем Аль Атоми - на самой грани зубами держится.
Шумил продвигает идеи Мира Полудня. Щеглов - Мир Полудня на базе Оруэлла (Спруты) ;) Олди и Пратчетт борются за толерантность ко всяческим оборотням (даже - ментам :) )
Послано - 07 Мая 2008 : 15:27:37
Migel, Mat Нет, не только идея важна в литературе. Важны и умение выстраивать сюжет, и язык, и многое другое. Но покажите вы мне хорошо пишущего современного писателя-фантаста. Чтоб и язык, и сюжет, и мастерство в описании характеров, и увлекательность, и идея. Раз-два и обчёлся. Так пусть хоть идея будет. Ведь в фантастике именно полёт фантазии, необычная идея захватывали.
Послано - 07 Мая 2008 : 15:40:06
Что это творится то? Не хотят читать про будни кого бы то ни было. То есть одну из основ фантастики, описание будней так что бы читатель проникся, увлёкся и впечатлился, мы не хотим. Стругацкого в топку. Да сейчас, фантастика с трудом пережёвывает плоды стремления к максимальному реализму. Да, в основном выражается это приключениями тела. Ну и что? А ничего. Это не деградация, это поиск новых путей. И даже уже намечаются маленькие такие прорывы. Но мы не хотим.
Про идейность. Это немного грустная история. Фантастика никогда не поставляла идеи. Она с ними работала. И если вы хотите что бы там была хотя бы идея, то фантастика выйдет дрянная. Что все "идейные" фантасты с успехом и доказывают. Назовите мне что нибудь идейное, и посмотрите как оно сегодня высмеивается. Любой писатель, любого периода, получит такой комментарий: - "берут затасканную идею о добре и зле и выливают на неё тонны чернил. Ни уму, ни сердцу. Вроде и есть какая-никакая мораль, да вот именно, что она "какая-никакая". Так что идея в фантастике интересна только своей обработкой, а не её наличием. Будет хорошо описана, воплощена, то съедим любую. А не будет, то никакая идея не спасёт.
Послано - 07 Мая 2008 : 17:20:22
Вот читаю я все, что тут понаписано, и понимаю, что большинство ополчившихся на идею путает ее с идеологией... Не стыдно, хранители? Вещи-то разные, и кардинально! Тот же Никитин плох стал именно тогда, когда место идеи в его произведениях заняла именно идеология, которую он вовсю пропихивает... А у Эльтерруса и идей-то не было с самого начала. Как и писательского мастерства. В том-то и горе, что процесс замещения идей - идеологиями (все равно какими - от коммунистических до монархических или вовсе нацистских) стал массовым. Причем во многих случаях писатели почему-то сочли, что само наличие идеологии полностью оправдывает отсутствие того самого писательского таланта...