Послано - 14 Янв 2009 : 14:18:29
Если вдуматься, то можно легко уловить некую тонкую асимметрию между обитателями вымышленных волшебных миров и обитателями миров высокотехнологичных - пусть даже тоже вымышленных.
Суть этой асимметрии можно выразить просто: обитателю высокотехнологического измерения - далее "Т-мира" - обычно требуется существенно меньше времени на приспособление к магическому измерению или "М-миру", чем обитателю М-мира на приспособление к Т-миру.
Эта закономерность чётко выдерживается в фэнтезийной литературе.
Вспомним наших бравых героев, неизменно попадающих в альтернативное Средневековье или куда-нибудь на грани Мирового Кристалла.
Все они, включая ярых материалистов, после краткого периода отрицания изменившейся реальности с лёгкостью принимали Правила Игры и со временем достигали в ней высокого положения. Причём ярые материалисты зачастую умудрялись заработать дополнительные очки - именно за счёт своего ярого материализма - например, найдя научное объяснение магии, сумев применить знание термодинамики при создании файербола или отгородившись Стеной Скепсиса от враждебных чар.
Теперь вспомним, к примеру, старика Хоттабыча.
Помните его реакцию на кино и автомобили, трамваи и телефон, эскалатор и корабельные двигатели?
Из более "серьёзных" примеров можно назвать архимага Креола, провёдшего несколько тысячелетий в магическом анабиозе и очнувшегося от него в наши дни. Несмотря на свою удивительную волшебную мощь, даже Креол поначалу был введён в изумление особенностями нашего мира.
Речь не о том, что эскалатор или телевизор - великая вещь. Речь о том, что, ввиду произвольности технического прогресса, реалии Т-мира как будто являются менее предсказуемыми и более прихотливыми, чем реалии М-мира.
Но нет ли здесь игры краплёными картами?
Ведь следует заметить, что если технологию каждый выдумывает по собственному вкусу как в фантастических мирах, так и в реальности, то магию в основном заимствуют из древних легенд и мифов. Иногда - из произведений своих предшественников. Иногда - частично калькируют её с наших технологических достижений, что лишь облегчает пришельцу из Т-мира знакомство с ней. Так стоит ли удивляться, что магические интерьеры фэнтезийных миров обычно однообразны и легко предсказуемы?
В этом есть правда.
Но не вся. Всей правды мы коснёмся, когда вспомним об упомянутых нами древних легендах и мифах, оказавших влияние на формирование фэнтези.
В действительности именно они - эти легенды и мифы - являются источником информации, позволяющим пришельцу из Т-мира легко ориентироваться в М-мире. Ибо в Т-мире могут быть легенды и мифы о магии, но в М-мире не может быть легенд и мифов о технологии. Если только сведения о технологии не просочились в М-мир извне или из далёкого прошлого, но в этом случае время необратимо исказило бы их.
Следует помнить и о том, что разграничение между наукой и магией в нашем собственном мире было проведено лишь недавно. Вряд ли изначально легенды и мифы пересказывались людьми в качестве образцов заведомого вымысла - более вероятно, что в них видели частицы правды. Таким образом, существование мифов о Технологии в магическом мире означало бы, что некогда обитатели М-мира всерьёз задумывались о техническом прогрессе - так почему же тогда их мир не стал Т-миром? То, что наш мир, несмотря на существование легенд о волшебстве, так и не стал М-миром, можно объяснить слабостью или отсутствием магии в нашем измерении.
Чтобы рассказывать мифы о технологии as is, необходимо отчётливо представлять себе её суть, иначе Ваш рассказ о роботе ничем не будет отличаться от рассказа о железном големе. Но если Вы - вместе с другими мифосказителями - примерно представляете себе устройство роботов и компьютеров, почему ваш мир не технологический?
Популярность подобных мифов в М-мире также маловероятна.
Тонкость в том, что технология - если говорить о технологии as is, а не о посвящённых ей панегириках, в которых она ничем не отличается от волшебства, - не содержит в себе ничего особенно волнующего.
За ней всегда стоит Труд и Расчёт.
В ней, в её начальных фазах, нет ничего восторженного и будящего фантазию. Технология может поражать - но лишь если абстрагироваться от её структурного содержания и вложенного в неё труда. На один миф о крыльях Дедала приходится десять сказок о волшебной щуке и сапогах-скороходах.
_ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . _
Здесь мы затрагиваем один вопрос, интересный сам по себе. О чём будут складывать мифы в волшебных измерениях?
Вряд ли житель магического мира будет зачитываться фэнтезийными романами о самолётах и Интернете, линиях метро и генной инженерии, синтетическом шёлке и киноиндустрии. Причины этого мы вроде бы уже обрисовали выше. Подобный жанр может появиться в М-мире не раньше, чем сам этот мир начнёт становиться Т-миром - или, по крайней мере, ТМ-миром.
В нашем мире отдушиной для потаённых человеческих чаяний всегда служила магия. Существующая или нет - она внушала надежду.
Для жителей М-мира, по всей вероятности, магия столь же рутинна и предсказуема, сколь для нас - технология.
Что заменит им магию?
Возможно, другая магия? На ранней стадии развития общества, когда магические или научные знания сосредоточены в руках небольшого числа лиц или гильдий, в кругах непосвящённых вполне могут складываться самые противоречивые представления о науке или магии. При этом магия, воображаемая невежественными крестьянами, может по законам своим изрядно отличаться от реальной магии М-мира.
По-настоящему тяжёлое положение для этого мира наступит тогда, когда он вступит в эпоху, соответствующую нашей эпохе Возрождения.
Если к тому времени восторжествует эгалитаризм и законы магии будут публично раскрыты, то сочинять про неё суеверные мифы станет значительно сложнее. И вряд ли кому-нибудь удастся успешно утверждать, что существует ещё и другая магия - поскольку связь мифов о другой магии с существованием магии реальной будет для жителей просвещённого М-мира слишком очевидна.
В чём тогда им придётся искать отдушину?
В метафизике? Здесь мы касаемся тонкой проблемы, поскольку у одних фэнтезийных авторов магия служит ключом к разгадке тайн Смерти и Сущего, а у других - нет.
В последующем магическом прогрессе? Тогда мы вынуждены предположить, что, начиная с периода, соответствующего эпохе Возрождения, волшебный мир начнёт стремительно развиваться.
Представьте себе, что у нас отняли мечту о магии и паранормальных феноменах. Всё, что у нас осталось, - наука. И научная фантастика.
Человек, который при иных обстоятельствах купил бы "Ветвь Лотоса" или "Диагностику кармы", будет вынужден для удовлетворения своей тяги к Необыкновенному купить книгу физика Хокинга.
Или - научного фантаста Азимова.
Утратив возможность обманывать себя и тратить энергию на "альтернативные пути", волшебный мир резко рванёт вперёд в своём магическом прогрессе. Это может даже привести к его дальнейшему перевесу над Т-мирами - при условии одновременного старта и при допущении о возможности линейного сравнения успехов технологии с успехами магии.
Возможен также и переход М-мира на линию технологического или техномагического развития, что может быть спровоцировано ограниченностью применения чистой магии в тех или иных вопросах. Например, её неспособностью объяснить те или иные происходящие в природе явления.
Хотя, учитывая слабость начальных фаз технологии, едва ли этот путь сразу обретёт много сторонников.
Можно предположить, что поначалу они будут пользоваться столь же снисходительным отношением общества, сколь и раскладыватели карт Таро в Т-мире.
________________________ Здесь я намеренно не прояснял смысл понятий "технология" и "магия" - поскольку, во-первых, понятия эти зело темны и невразумительны, а во-вторых, трактуются разными авторами по-разному.
Чтобы рассказывать мифы о технологии as is, необходимо отчётливо представлять себе её суть, иначе Ваш рассказ о роботе ничем не будет отличаться от рассказа о железном големе.
Истинно так! :) В Мирах Колеса Времени (Роберт Джордан), мифы о технологической эпохи ничем от мифов о Веке Техномагии и Маготехники (последний - Век Легенд) не отличаются. Верно и обратное. Наш мир - лишь недавно стал приближаться к стандарту поголовной технической грамотности (зомбоящик - в каждом доме, среднее образование - в каждой голове). Через считанные поколения, дети вовсе перестанут воспринимать как магию то, что не дотягивает до возможностей их домашней техники. Эдакие "чудеса" перестанут будоражить воображение (будить фантазию :) ) даже самых маленьких. Мифы и легенды станут восприниматься... как технические, натурально! Никаких объяснений, техномагических переложений - больше не потребуется, всё это - наш, промежуточный этап ;)
Что заменит им магию?
Возможно, другая магия?
Именно. Техномагия и маготехника. Магия, чьи плоды доступны всем.
Возможен также и переход М-мира на линию технологического или техномагического развития, что может быть спровоцировано ограниченностью применения чистой магии в тех или иных вопросах. Например, её неспособностью объяснить те или иные происходящие в природе явления.
См. выше ;) Техномагия и маготехника будут привлекательны общедоступностью.
---
Суть этой асимметрии можно выразить просто: обитателю высокотехнологического измерения - далее "Т-мира" - обычно требуется существенно меньше времени на приспособление к магическому измерению или "М-миру", чем обитателю М-мира на приспособление к Т-миру.
1. Эффект ГГ. ГГ - круче/везучий. Ассиметрия :) 2. Наши/ненаши. Ассиметрия - даже когда "ненаш" может претендовать на гордое звание ГГ (тот же Креол). Это разделение идёт не только "по линии героев", но и по линии миров, путей развития и прочая. 3. Фэнтази тяготеет к мирам необщедоступной магии. Для первичной адоптации "нашему" кроме поверхностного знакомства со сказками и легендами - ничего и не надо. Сказочное средневековье, однако. 4. Всё это усугубляется неоднократно пародированному эффекту Мэрри-Сьюшной мессии. Там, где мессия - не вполне Мэрри-Сьюшный (тот же Факир Фалер, Панга Щеглова), ГГ долгие неописанные, в сущности, годы учится "свечки зажигать" и "пёрышки перемещать". Всё - как у Скива Великолепного ;) (Асприн, Мифы).
Послано - 17 Янв 2009 : 22:40:13
Это кажущаяся ассиметрия, выванная тем что представитель *продвинутого* технологического мира попадает в *отсталый* магический мир. В романах где фигурируют представители продвинутого магического мира у них не возникает проблем адаптации. Например серия Смирнова про академию Волшбества, или (довольно паршивый) роман Вебера "Адские Врата" где сталкиваются магический мир, по уровню маго-технологий близкий к концу двадцатого века, и технологический уровня первой мировой. То же самое - серия Аутэ Парфёновой.
Суть этой асимметрии можно выразить просто: обитателю высокотехнологического измерения - далее "Т-мира" - обычно требуется существенно меньше времени на приспособление к магическому измерению или "М-миру", чем обитателю М-мира на приспособление к Т-миру.
Плюмбэкс, а вот во французком фильме "Пришельцы" - как раз наооборот, рыцарь и оруженосец попападают из магического средневковья в нащ мир - и ничего себе, легко приспосабливаются. А затем, во второй серии зубной врач и директор отеля попадают в магическое средневковье - и им приходится ой как не сладко.
Представьте себе, что у нас отняли мечту о магии и паранормальных феноменах. Всё, что у нас осталось, - наука. И научная фантастика.
попробовал представить, но как-то не получается. Сказка - ложь, но ... Желать странного, невоможного - это у нас а крови, а как там нам это невозможное предстваляется, через магию или техногогию - это в общем неважно. Если через магию - фэнтези, если через технологию - НФ.
Послано - 01 Фвр 2009 : 11:53:20
Магические миры стали нашей отдушиной лет пятнадцать назад, до этого эту роль играли сказки о будущем - НФ, а для многих, здесь не встречающихся отдушина эта в других вещах - в музыке, в истории, в искусстве, в других направлениях литературы. Любовь наша к М-мирам сиюминутна даже по сравнению с историей развития технологии, эта ностальгия по сказкам - веяние времени. Думаю, в М-мирах, также романтика - явление переходящее, и мода на ретро и их сказки чердуется с откликом на скачки их магического прогресса. А если у них случится технологический скачок - то может возникнуть и разовое увлечение технологией. А забавно было бы промоделировать их фантастику в ответ на изобретение чего-нибудь.
Из более "серьёзных" примеров можно назвать архимага Креола, провёдшего несколько тысячелетий в магическом анабиозе и очнувшегося от него в наши дни. Несмотря на свою удивительную волшебную мощь, даже Креол поначалу был введён в изумление особенностями нашего мира.
Креол по-моему в наш мир вписался с легкостью необыкновенной. Не кидаться на телевизор он сумел часа через два, а через пару месяцев овладел компьютером. Тогда же он начал вести переговоры с правительством о покупке баллистической ракеты и вел он их с позиции силы. Да и Хоттабыч надо сказать адаптировался довольно уверенно.
Ответить на тему "О забавной асимметрии между техно- и магическими мирами"