Послано - 04 Янв 2019 : 08:44:30
Дин Лейпек: «Это все придумали люди»
Эту книгу я выбрал для чтения достаточно оригинальным способом. Общаясь с людьми на сайте Author.Today, я обратил внимание на посты и комментарии Дин Лейпек: грамотно и вполне литературно оформленные фразы, взвешенные суждения, корректные и убедительные аргументы, стилистика... Подумалось, что если человек так ведет переписку на сайте, то и художественные тексты в его (точнее, её) исполнении должны быть интересны. В итоге скачал роман «Это всё придумали люди» -- и не прогадал. Современная психологическая проза? «Ноосферная» фантастика с элементами философии экзистенциализма? Любовный роман? На самом деле и то, и другое, и третье – но при этом ни одно из них в чистом виде. Это пронзительная и болезненная история любви на фоне попыток остановить незаметный поначалу распад привычного нам мира, постепенно утрачивающего свою реальность. Сюжетно роман выстроен вполне грамотно: несколько линий от разных персонажей, ретроспекции и возвраты в настоящее, временнЫе петли – всё это превращает фабулу романа в полноценный, тщательно скомпонованный сюжет. У каждого героя есть своя яркая индивидуальность, все они говорят, мыслят и ведут себя по-разному – даже второстепенные персонажи, не говоря уже о главных героях – Алисе и (Алек)Сандре. С архитектоникой сюжета тоже всё в порядке: экспозиция, завязка конфликта, развитие действия, кульминация и развязка имеются, всё на своих местах. Напряжение действия, как внутреннего, так и внешнего, постепенно нарастает, и ближе к финалу выходит на мощный кульминационный пик. Кульминация хороша, как в сюжетном, так и в эмоциональном плане. Эмоциональный план в романе вообще превалирует – не только в кульминации. Но и две другие необходимые для хорошей книги составляющие – интеллектуальная и эстетическая – также присутствуют, хоть и выражены менее ярко, чем эмоциональная. Интересна сама концепция ментальных пространств и жизни в них – выхолощенной, стерилизованной, не допускающей ярких эмоций, с необходимостью постоянного самоконтроля. Соответственно, и эпизоды в ментальных пространствах выписаны более сухо и лаконично, чем эпизоды в реальной жизни. То есть, имеется неплохая языковая полифония – как в персонифицированной речи персонажей, так и в манере подачи разных аспектов бытия. Из недостатков романа хотелось бы отметить в первую очередь «лекцию профессора Петрова» -- классический и наименее удачный из всех возможных приём введения героя и читателя в незнакомую ситуацию. Это тот момент, когда Алисе почти целую главу объясняют, что такое пространства, какие в них таятся опасности, и как здесь следует себя вести. Да, ситуация к этому располагает: новичка необходимо ввести в курс дела, и это неплохой повод заодно рассказать о пространствах читателю. Но всё же, как на мой взгляд, лучше было бы добавить в эти объяснения некоторое количество действия, создать несколько острых ситуаций – и на их примере наглядно продемонстрировать особенности и опасности жизни в пространствах. В какие-то моменты повторяющиеся ситуации со встречами, головной болью, конфликтами, расставаниями, рефлексией и новыми встречами Алисы и Сандра начинают приедаться – но, к счастью, каждый раз отношения героев и интрига вскоре выходят на новый виток, проявляются ранее скрытые пружины мироздания, из шкафов извлекаются очередные скелеты, ситуация обостряется, и интерес быстро возвращается. Ещё, пожалуй, неплохо было бы несколько усилить персонификацию речи и мыслей персонажей, чуть сократить количество рефлексии и углубить стилистическую разницу подачи эпизодов в реальной жизни и в пространствах. Всё это в романе и так есть, но, думается, усиление этих моментов пошло бы тексту на пользу, добавив ему яркости и остроты и сильнее обнажив конфликт. Но и в нынешнем виде роман хорош. Острый, болезненный, нестандартный и эмоциональный, он явно стоит особняком, не вписываясь толком ни в одно из популярных направлений современной фантастики. И это хорошо. Единственное произведение, с которым лично я обнаружил сходство, это дебютный (и единственный на сегодня) роман Стивена Холла «Дневники голодной акулы» («The Raw Shark Texts» в оригинале). Мир идеальных концепций, временами прорывающийся в нашу реальность, концептуальные хищники, которые питаются человеческой памятью, страхом и яркими переживаниями; партизанка внепространственного мира, потеря героем памяти, болезненная любовь и трагическая смерть... Ничего не напоминает? «Это книга о любви и смерти» -- написал я в свое время в отзыве на роман Стивена Холла. В какой-то степени эти слова подошли бы и к описанию книги Дин Лейпек «Это все придумали люди». И всё же обе книги – не только об этом, и написаны они совершенно по-разному. Перекличка есть – но скорее не на сюжетном, а на идейном, концептуальном уровне, а также в какой-то мере – на уровне атмосферы и настроения. Короче, я нисколько не пожалел, что прочёл роман «Это все придумали люди». «Предчувствия его не обманули.» (с) И, скорее всего, со временем я захочу прочесть ещё что-нибудь за авторством Дин Лейпек. Книга «Это все придумали люди» выложена автором в свободный доступ на ресурсе Author.Today: https://author.today/work/8226
Эта повесть чем-то напоминает написанную пастелью картину: мягкие, приглушённые тона, игра светотени, чуть размытые очертания, но при этом – тщательная проработка тонких нюансов. Эта повесть чем-то напоминает «Возвращение со звёзд» Станислава Лема, с его обществом «бетризованных»: приглушённые, сглаженные чувства без эмоциональных пиков, безопасный город под куполом, отсутствие преступности, комфорт, стерильность; а ещё почти у всех – очки «дополненной реальности»... Но это лишь на первый взгляд. Потому что и среди мягких пастельных тонов случаются яркие вспышки солнца и брызги крови. А за пределами города, который называют «Зоной безопасности», существует целый большой мир, который живёт совсем иначе. И, разумеется, в этой благоустроенной и безопасной Зоне тоже имеются свои проблемы. Поначалу они кажутся незначительными. Ну какая это, скажите, проблема – ходить в группу взаимной психологической помощи? Ведь хорошее же дело: люди друг другу помогают. Вот только ходить в такую группу надо обязательно. Иначе могут возникнуть проблемы и с работой, и с жильем. Приём гормональных препаратов? Ну так на пользу же! Врачи предписывают. Причём всем поголовно. Ну, почти всем. А если от них отказаться, что тогда?.. Наркотики? Не смешите! «Спаркл» – не героин, от него не загнёшься за пару лет. И мир от него становится таким ярким! И соскочить с него вполне можно... Ну правда ведь можно! Веро̀нике же удалось. А вот если ты гетеросексуал – это уже и впрямь проблема. Пары в Зоне почти сплошь однополые: настоятельная рекомендация из соображений психологической совместимости. Здесь это давно считается нормой. Нет, если вы гетеросексуал, вас на улице не побьют и в тюрьму не посадят. Но смотреть будут косо и неодобрительно шушукаться за спиной – это как минимум... В целом, и это, конечно, пережить можно. Но это лишь верхушка айсберга. И Веро̀нике в конце концов доведётся узнать, что на самом деле скрывается «под водой». Игра на полутонах, намёках, недомолвках, психологических нюансах. Постепенное раскрытие истинной картины мира и спрятанных под куполами комфортно-безопасной Зоны неприглядных тайн. И когда покровы спадают, а незыблемые, казалось бы, истины рассыпаются в прах – вся эта благоустроенная и почти бесконфликтная Зона начинает выглядеть не столь уж привлекательной... и не столь уж безопасной. Надо сказать, что со времён романа «Это всё придумали люди» (который тоже был хорош) литературное мастерство Дин Лейпек возросло. Хороший, образный язык, весь пронизанный светом и цветом, тонами и полутонами, мазками красок и светотенью. Ведь главная героиня повести Веро̀ника – художница – пусть это и её хобби, а не основная работа. Думается, именно так и нужно было писать главную героиню, а вместе с ней окружающий её мир и людей. Так что языковая палитра выбрана очень точно и воспользовалась этой палитрой автор весьма умело. Рефрены в начале глав, повествование в настоящем и будущем времени, образный ряд – всё здесь выстроено очень тщательно и точно. И даже злободневная и болезненная тема различных меньшинств подана аккуратно, без истерики и надрыва, без попытки сорвать скандальный хайп на «горячей» теме. Потому что эта повесть по большому счёту – о человечности. О взаимопонимании, сочувствии и сострадании. А еще об искусстве и творчестве, которые делают мир ярче и осмысленней, чем любой наркотик. И не только об этом, конечно. Нерв, неуловимо ощущавшийся в начале повести, постепенно становится всё явственней, натягиваясь дрожащей струной: ближе к финалу повесть читалась как напряженный триллер, и я действительно переживал за судьбу героев и успех их дела. А в самом финале автор ещё и сумела удивить неожиданным сюжетным вывертом, который, как оказалось, заготовила с самого начала – что порадовало дополнительно. Прочёл повесть с удовольствием и почти на одном дыхании. Ещё одна вычитка тексту, правда, не помешала бы: опечаток и прочих мелких шероховатостей в нём не слишком много, но на фоне образного художественного языка, точных деталей и тонких психологических нюансов и полутонов любая подобная «соринка» оказывается на виду и колет глаз. К счастью, колет не настолько, чтобы существенно испортить впечатление от повести. Но от хорошего текста всегда ведь хочется совершенства, верно?
Послано - 18 Авг 2021 : 12:29:35
Хищник души твоей Дин Лейпек: «Карнивора» (Осторожно! Возможны спойлеры!)
Читаю уже третье произведение Дин Лейпек – и не могу не отметить неуклонно возрастающий уровень владения словом, сюжетом и композицией. Что не может не радовать. По всем формальным признакам «Карнивору» следовало бы отнести к классической фэнтези: другой мир, древние легенды, обучение в школе магии, таинственные и опасные Круги, источающие магическую энергию, дворцовые заговоры и интриги, война, поиск могущественного артефакта... Вот только на поверку фэнтези в исполнении Дин Лейпек оказывается совершенно нетипичной и неклассической. Во-первых, это роман взросления. Марика и Кристофер – родная дочь и приёмный сын ведьмы из глухой деревушки в холмах на краю мира. Их отношения отнюдь не просты с самого детства. Дружба-вражда. Соперничество и взаимовыручка. Обиды и прощения. А когда эти двое вырастают и один за другим уходят учиться магии, все становится только хуже. На смену детским подначкам и соперничеству приходит уже настоящее (настоящее ли?) предательство – и вот эти двое уже готовы биться насмерть... – или спасать друг друга от гибели, рискуя собой. Зачастую ни Кристофер, ни, особенно, Марика и сами не знают, что сделают в следующий момент. В какие-то моменты побеждает дружба, и некоторое время эти двое уживаются вполне мирно. Но потом всё снова идёт наперекосяк, и с каждым разом ярость и разрушительная сила их то едва тлеющего, то ярко вспыхивающего конфликта всё нарастает. И добром это явно не кончится. Потому что эти двое – не просто мальчик и девочка, парень и девушка, мужчина и женщина. Не просто дети лесной ведьмы. Не просто талантливые маги, прошедшие полный курс обучения. Их вторые ипостаси – это Волк и Лис. Два Зверя-символа, две сущности из великого Леса – и оба эти Зверя не живут по законам Леса. Сила и хитрость, жестокость и коварство спят до поры в Марике и Кристофере – но постепенно просыпаются все чаще, и обоим молодым людям все труднее становится совладать со своими Зверями… Дружба и вражда. Искусство исцелять и искусство убивать. Война и мир. Цель и средства ее достижения. Извечный круговорот жизни и смерти... Вот о чем этот роман. А еще – о преодолении и выборе. О победах, что оборачиваются поражениями, и о поражении, которое способно стать победой. О цене, которую приходится платить – не только за магию, которую ты используешь, но и за любой выбор, который ты делаешь. Ну и конечно о судьбах двоих героев, Марики и Кристофера – и о судьбе целого мира. Ах да, еще и о втором пришествии Короля. Но хочу сразу предупредить: любители эпичных битв, яростного звона мечей, боевых заклинаний, злобных демонов и головокружительных приключений будут разочарованы. И хотя формально почти всё это в романе присутствует, но при этом «Карнивора» – отнюдь не «боевое» фэнтези или «фэнтези меча и магии». Хотя и мечи, и особенно магия в книге есть. «Карнивора» – это неторопливое чтение. Это не та книга, которую можно (и стоит) «проглотить» за один-два вечера. Действие романа развивается неспешно: одинокая хижина ведьмы на краю света, лес, озеро, деревня, нависающие над холмами пики неприступных гор – и дорога, уходящая в большой мир, на которой редко появляются путники... По этой дороге Кристофер, а позже Марика уходят учиться в столичной школе магии. Казалось бы: вот оно, сейчас всё и начнётся! Оно и начинается. Учёба, сложные предметы, новые друзья и враги – но не те, с кем нужно биться насмерть, а те, кто отбирает у тебя на обеде миску супа или может поколотить в тихом месте, когда никто не видит. И те, кто за тебя заступится и поможет избежать очередной взбучки. Но никакие монстры не пробуждаются в подземельях школы, никакие враги не нападают на нее извне, никакой могучий артефакт не таится в ее подвалах, никакой Тёмный Властелин, взращённый в стенах школы, не пытается захватить мир. Ну да, случаются выбитые стекла и парализованные магией обидчики. И даже поединок посерьезней разок случается... После чего в отношениях странной троицы (да, теперь уже троицы!) всё резко меняется. А потом – выпуск, взрослая жизнь, странствия, работа по специальности. Ну да, по магической специальности. Марика – дипломированный маг-медик, Кристофер – дипломированный менталист. Новая встреча, поездка к опасной аномальной зоне, и дальше – интриги, заговоры, война... Да, действие постепенно набирает обороты, вот только война – это не только и не столько лязг клинков, свист стрел, яростное «Ура!» и вспышки файрболов над головами вражеской конницы. Это кровь, грязь, людские страдания и нескончаемый поток раненых, которых без устали оперируют и лечат армейский хирург Харц и маг-медик Марика. А потом... Да, потом будут и магические сражения, и пленение, и противостояние воль и характеров, и новая встреча, и предательство, и ожесточение, и снова кровь и смерть – но книга эта совсем о другом. Вернее, и об этом тоже. Потому что всё, что происходит с героями, и таинственная и зловещая Карнивора, что ждет обоих в конце их пути (в конце ли?) – всё это не просто так. Потому что во-вторых этот роман – о поиске себя. Себя-настоящего. Об умении жертвовать и прощать. Об умении найти в себе силу воли, чтобы... А вот здесь я прекращаю дозволенные речи, дабы не плодить спойлеры. :-) Роман атмосферный. Непростой. Ставящий вопросы и не всегда дающий на них ответы. Заглядывающий тебе в душу, как заглядывали в души Марике и Кристоферу Волк с Лисом – и оставляющий наедине с долгим терпким послевкусием, мыслями и вопросами.