Послано - 19 Марта 2003 : 11:40:58
Я не припомню обсуждения Стругацких. Разве что в "советской фантастике" промелькнули. Град обреченный. На эту книгу очень трудно написать рецензию. Я бы предложил разобраться, о чем она. Для затравочки подниму два вопроса, которые меня заинтересовали, и на которые я пытаюсь найти достаточно убедительные ответы. 1. Кто есть наставники? Какую часть человеческого существа они символизируют? Что значит - отказаться от наставника? 2. Красное здание - что это? Почему некоторые выходят, некоторые - нет?
Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений
Послано - 19 Марта 2003 : 13:21:19
"Град Обреченный" читан был очень давно (в конце 80х - начале 90х, не помню). По сюжету - существует некий мир (город, град), в который попадают люди из разных эпох, разных национальностей?! Kutushut, Наоконец-то появились Стругацкие ! Для того, чтобы ответить на твои вопросы, придется перечитать !
Послано - 20 Марта 2003 : 10:32:38
"Град обречённый" лично для меня - одна из книг, которые перечитываешь с удовольствием, несмотря на то, что не согласен в авторами. После первого прочтения было жуткое чувство протеста. Причины:
А)Что же это такое творится: главный герой, слабый, во всём подчиняющийся некоему авторскому замыслу, который, как мне кажется, до конца не выразили и не осуществили и сами авторы (куда ведут - туда и идёт).
Б)Как только появляется интересный человек с сильным характером, способный противостоять созданной авторами действительности и задумавшийся над этим (американец) или имеющий свои твёрдые представления о жизни и честности ("Dura lex sed lex" - Кэнси), так авторы его тут же, словно не зная, что с ним делать, убивают!
В)Красное здание, Великий Вождь, который почему-то именно с героем играет судьбами людей... ну да, куда же без этого. Наследие тоталитаризма! А без этого, кажется, было лучше...
Г)Интересно, правильно мне показалось, что, судя по концовке, весь этот град был полигоном для перехода главного героя в следующий круг (наподобие кругов Ада у Данте) ?
Д)Книга кажется незаконченной... или это только мне так показалось?
Послано - 21 Марта 2003 : 11:36:51
Ага, значит,то, что это Ад - это не только мне пришло в голову. Возможно, так оно и было задумано... но тогда аналогию запросто можно продолжить. С учётом этого фактора становится понятно, почему авторы "убирают" лучших героев, мешающих развитию сюжетной линии: они совершеннее, а потому переходят выше, пусть не в Рай, а, например в Чистилище (или возвращаются в реальный мир). И, следовательно, как только главный герой "усомнился" и попробовал бежать, он попадает в свой следующий Персональный Круг -домой, в реальность. Это было бы логично. Но как-то уж слишком просто для Стругацких...
Послано - 28 Марта 2003 : 21:47:15
Что касается главного вопроса… о чем эта книга, то тут трудно спорить с авторами, а Борис Стругацкий говорил следующее, цитирую: Главная задача романа не сначала, но постепенно сформировалась у нас таким примерно образом: показать, как под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами. Жизненный путь, близкий авторам и представляющийся им не только драматичным, но и поучительным. Как-никак, а целое поколение прошло этим путем за время с 1940 по 1985 годы.
Трудно сказать что такое наставник, я как-то не задумывался над этим вопросом, но вполне возможно это прошлое, которое имеет свои, неизменные, моральные установки. А вот над зданием я задумывался. Мне всегда казалось что оно символизирует вполне понятные органы государственного правопорядка. Вся эта игра в шахматы с жертвами своих друзей самому генералиссимусу. Вот Воронин не жертвует и выходит из здания видимым своими друзьями, а тех кто согласился играть в "шахматы" люди уже не замечают. Бывает ведь так, разговаривает компания, вдруг приходит человек и разговор тут же прерывается, то есть этого человека не подпускают к внутренним тайнам, для них его просто не существует.
Задумано было очень хорошо. Но реализация задумки… мне кажется Стругацкие увлеклись аллюзиями на реалии своего настоящего, поэтому людям их поколения книга будет более понятной чем современным подросткам. Наверное к счастью.
Послано - 31 Марта 2003 : 16:20:44
Ну, что ж... всё, пожалуй, правильно. Стругацкие без социальной подоплёки - это не Стругацкие. Вот только актуальна ли сейчас их социальная подоплёка с тихой критикой "советского режима" - это ещё вопрос.
Мне кажется, сейчас стоит вообще просто учесть, что в книге есть "ещё и это" и читать то, что осталось... а остаётся стиль, психология, да мало ли что ещё есть в хорошей книге!
А современная социальная вещь - последняя книга С. Витицкого - это, судя по словам самого Стругацкого, - тоже критика: надо что-то делать, пока мы не упустили время, ещё немного - и всё будет так же, как сейчас, только ещё хуже...
Послано - 11 Мая 2003 : 20:14:51
Самый лучший рассказ "Пикник на обочине" - жемчужина нашей фантастики! Сталкерство - это нечто культовое. Вообще у Стругацких очень много крылатых фраз - хищные вещи века, сталкер, прогрессерство, понедельник начинается в субботу. Еще вспомню напишу. Да и еще "Парень из преисподней" - тоже классная вещь. ну у них конечно всего полно...
Послано - 12 Мая 2003 : 20:30:15
Мне больше всего понравилась Повесть о настоящей дружбе. На то время, когда я ее читал, подобный сюжет был для меня совершенно в новинку. А машину, могущую на любой вопрос ответ дать, до сих пор как живую вижу. Именно это произведение мне врезалось в память гораздо больше остальных. В том числе и Пикника на обочине, из которого я более-менее помню только половину, и Парня из преисподней, из которого я вообще ничего не помню. Хотя читал я все эти произведения почти в одно время (под одной коркой находились). Хотя быть может все дело в короткой памяти и не внимательном чтении. Надобно перечитать...
Послано - 13 Мая 2003 : 21:31:01
Еще есть псевдоним - С. Ярославцев. Как говорят сами АБС, Ярославцев - это 90% Аркадия и 10% Аркадия плюс Бориса. И еще какой-то у них (точнее у Аркадия Натановича) был псевдоним для переводов. Не помню, какой именно. БНС в своем офф-лайн интервью про него рассказывал.
Послано - 14 Мая 2003 : 00:45:18
Ага. Был. С.Бережков. "День Триффидов" они переводили, кстати. А насчёт лучшей вещи... слишком много у них хороших книг. Сейчас мне больше всего по душе "Гадкие лебеди".
Послано - 14 Мая 2003 : 23:00:32
Вот, как хорошо! Я читала : Трудно быть богом, Хромая судьба, Хищные вещи века, Пикник на обочине, Улитка на склоне, Обитаемый остров, Волны гасят ветер, Жук в муравейнике, Отель у "погибшего альпиниста". и только Отель мне не понравился, что-то не то , какойто он посный и грустный.
Послано - 15 Мая 2003 : 01:56:56
К Линнел: Не хуже, госпожа магистр. По-другому. Читая ХС заоодно отвлекаешься на повествование о Сорокине, а если брать отдельно ГЛ, то совершенно другое впечатление получается. Чем-то это произведение мне кажется сходным с "Градом обречённым". В некоторых местах такая жуткая безнадёга... Правда лично я никогда не смогу встаь на сторону этих детей. У меня от них просто мороз по коже. А вот продолжение во "Времени учеников" мне не понравилось. Про Зону и НИИЧАВО-это ещё неплохо, а вот про ГЛ и "За миллиард лет до конца света"-это, по-моему, просто ужас. А "Отель..." может и трагичный, но никак уж не постный. По-моему:)
Послано - 15 Мая 2003 : 04:17:44
А я вот у Стругацких больше всего люблю "Трудно быть богом". Очень сильная вещь. Далее по нисходящей: "Понедельник...", "Пикник...", "Отель...", "Жук..." Ну и так далее.
Если никакого смысла нет в вопросе, не стоит искать его в ответе.
Послано - 15 Мая 2003 : 22:38:30
вот что в Стругацких всегда нравилось, будь это "розовые" произведения начального периода или уже совсем зрелые, так это то, что весь антураж, все повествование посвящено человеку, тому человеку которого авторы считали достойным человеком зваться.
У меня любимое "Улитка на склоне" /и первая и вторая/ это, наверное, первое произведение когда Стругацкие задумались о "переходе" человека на "новый виток". Это уже потом Банев будет боятся того будущего, что хотелось построить, которое хуже настоящего, что так хотелось разрушить. Потом Тойво Глумов будет ненавидеть перешагнувших на новый виток людей, среди которых ему суждено оказаться /Кстати между Волнами и Лебедями мне кажется больше общего чем с Градом/. И конечно потом втянутый помимо своей воли в эксперимент Абалкин будет метаться "по клетке" без возможности вырваться. Все это будет потом. А пока, в середине 60-х. После развлечения отнюдь не риторическим вопросом, легко ли быть богом? Кандид (Атос) попав в полную неизвестность окружающей его действительности будет пытаться вернутся назад, в привычный мир Людей, в то время как Перец (Горбовский) будет рваться к неизведанному. А главное что даже предположительных путей из этого замкнутого круга в произведении просто нет.
Послано - 17 Мая 2003 : 06:42:03
Лелик, кстати, как ты думаешь, чем кончилась история с люденама? Сами Стругацкие четких указаний не дали :( Есть конечно многочисленные по-мотивам, но мои пмредставления расплывчаты... Вообще неясностей и вопросов до фига.
Послано - 19 Мая 2003 : 03:05:46
А для меня главным вопросом всегда было: "Чего так боялся Сикорски? Что будет, если подкидыш соединится с детонатором?" Может, кто просветит?...
На самом деле, всё не так, как в действительности.
Цитата: А для меня главным вопросом всегда было: "Чего так боялся Сикорски? Что будет, если подкидыш соединится с детонатором?" Может, кто просветит?...
Сикорски боялся повторения событий на Пандоре(или Надежде? уже не помню).
Послано - 20 Мая 2003 : 22:16:18
Filin, а ты думаешь она кончилась? /что именно ты под концом подразумеваешь?/ Мне тут вот какой момент непонятен. Как люди с "новым" мышлением могли давать людям со старым выбор становится ли люденами, если те не могли осознать всей картины этого перехода. Это мне напоминает момент когда Банев, объевшись клубники думает что стал мокрецом. Он ведь не думает какой он хороший и умный, он думает что теперь больше нельзя пить горькую ;) Правда тут назад наверное не тянуло, но сама моральная проблема отказа от своего Я совершенно не проработана. ИМХО :)
Послано - 23 Мая 2003 : 10:47:41
Насчет Стругацких. После огромнх усилий удалось достать шесть книг из двенадцати из сборника братьев. Прочел запоем, правда по-моему их надо читать по настроению, у меня оно тогдо было не очень может поэтому и пошло. А самые любимые это "Трудно быть богом","Понедельник начинается в субботу", "Сказка о тройке" ну и "Пикник на обочине".
Послано - 23 Мая 2003 : 12:50:42
Братья Стругацкие одни из самых любимых моих писателей. С их "Трудно быть богом" и "Понедельник начинается в субботу" началось мое увлечение фантастикой. Эти два произведения для меня остаются вне конкурса. Очень люблю "Пикник на обочине" и "За миллион лет до конца света". А вот "Сказка о тройке" показалась скучной, хоть это вроде бы и продолжение моего любимого "Понедельника".
Послано - 23 Мая 2003 : 16:30:31
Да, господа, если вы читали новости, то там проанонсирована "Двадцать седьмая теорема этики", первая книга Витицкого, написанная после смерти брата. Читать её было тягостно и с эмоциональной и с литературной точки зрения.
Многие люди, подобно мне воспитанные на творчестве АБС, говорили: "Да-а, мы это знали, писателем в тандеме был Аркакдий", а Боря - так, приложение, астроном и больше ничего.
Но вдруг... Вдруг вышла вторая книга Витицкого "Бессильные мира сего". Ребята, говорю честно, я вздохнул с облегчением. Пусть Борис Натанович в своих интервью болтает, что хочет, мол, Стругацких больше нет, смерть брата явилась концом и АБС.
Ерунда это всё. Стругацкие Живы! Читайте "Бессильные мира сего".
Послано - 29 Мая 2003 : 12:01:10
С. Витицкий. "Бессильные мира сего". Издательство "Амфора", серия... мм... я бы сказала, из серии "чертовски дорогая книженция" :-) (порядка двухсот)... такой подарочный томик, из тех, что разыгрывают в качестве приза в конкурсах на радио. "Наше радио", например, этим балуется... :-)
Послано - 02 Июня 2003 : 11:27:03
С. Витицкий "Бессильные мира сего"
Во-от. Ну, что. Несколько слов о последнем творении С. Витицкого. Предуведомляю почтеннейшую публику, что сам я отношусь к Аркадий Натанычу (и его творчеству, разумеется) с давним и глубоким пиететом. А также, как я уже имел честь вам докладывать, «Бессильные мира сего» произвели на меня гораздо более благоприятное впечатление, чем «Поиск предназначения». Однако…
Начнём, как говорили недоделанные римляне, эти американцы античности, ab ovo. В недобрые, теперь уже баснословные, времена культа одной личности в суперсекретном медицинском центре варили для этой самой личности эликсир бессмертия. Для чего, сами понимаете, ставили эксперименты на людях. Ну там, потом кто помер, кто стал уродом, а у некоторых случились и положительные изменения.
И вот один из этих изменённых получает умение раскрывать талант, заложенный в человеке; а что талант есть в любой особи, надо его только инициировать, это, разумеется, не подлежит сомнению. Ну и, со временем вокруг этого «раскрывателя» формируется сообщество лейб-драбантов, лучших учеников, наделённых многими умениями. Один (прозвище «Винчестер») имеет абсолютную память и служит у Учителя секретарём; другой – психократ; третий – непревзойдённый телохранитель; четвёртый видит будущее и т.п.
Вот к этому-то ясновидящему (кличка «Резалтинг Форс») и подкатываются злые бандиты (они же политики, они же бизнесмены) с вполне логичным предложением. Мол, видишь будущее, сделай следующий шаг – измени его. И поставь на какую-то выборную должность нашего кандидата. Провидец отказывается (почему?), ему ломают пальцы, он соглашается, но не знает, как обтяпать дельце, боится, бросается к друзьям… В общем, такие страсти-мордасти, в стиле покет-буков.
В конце концов, повернуть будущее ему удаётся, но вмешивается ещё один ученик (нехороший, ошибочный), погоняло – «Олгой-Хорхой», и убивает победившего кандидата своей ненавистью. Случайно. Короче говоря, тщета всего сущего. Это фабула.
Философия. Выясняется, что всю комбинацию подстроил учитель, недовольный пассивностью своих адептов («Перчику им в жизнь, перчику!»). Ибо «даже лучшие из них стали довольными» своей жизнью, а надо, само собой, стремиться. А так же «ничего не изменится, пока мы не научимся что-то делать с этой обезьяной». Ну, это про нас с вами, и с этим, в общем, не поспоришь… Жизнь надо перекраивать, хотя это и бесполезно, и опасно, но всё равно надо. В общем, несколько банальное «вперёд и ввысь»…
Плюс, тёмные силы нас злобно гнетут. Мелькает в романе какой-то инфернальный главврач, он же – страхагент (sic!), он же – мойр («В России Мойры – мужского рода»), он же – ангел смерти. Плюс куча аллюзий и реминесценций на свои же произведения. Плюс, немного юмора: «…видел я её в гробу, и то с отвращением», «…он смотрел на меня, как на кучу свежего говна».
Вывод. Читать надо. У Толстого мне тоже не всё нравится. К тому же получается у Витицкого уже лучше. Не скажу, что прочитал книгу на одном дыхании, но идёт достаточно легко. Есть мнение, что до восьмидесятилетия он ещё успеет написать что-нибудь эпохальное.
Послано - 02 Июня 2003 : 13:29:54
Недавно в одной из наших местных газет проскользнула занятная статья - называлась что-то вроде "Тайна первой книги". Так вот, автор статьи ыдвигает странную теорию, вроде бы основанную на том факте(?), что братья С. одно время работали в одном институте с неким профессором, занимавшимся странными исследованиями, связанными с временем, и так далее (извините, что не привожу ни названия института, ни фамилии ученого - просто той гаеты под рукой нет). Вся суть статьи сводится к тому, что братья С. каким-то образом получили от того профессора возможность ...проникать в будущее (ну или хотя бы заглядывать). Вот чем он все это обосновывает. Первая повесть братьев С. - "Страна багровых туч", об экспедиции на Венеру. Автор утверждает, что братья С. первыми в мировой фантастике представили Венеру не как мир океанов, а как планету чудовищной жары и ядовитой атмосферы - и именно такие кадры через несколько лет передала на Землю советская автоматическая станция, совпершвшая посадку на Венере. И на тех кадрах были ...багровые тучи. Продолжая тему, автор статьи обращает внимание на фамилии героев - Быков и Юрковский, при сочетании которых получается фамилия реального, а не книжного космонавта - Быковский. И, наконец, само название космического корабля "Хиус", по словам автора, с языков сибирских народов переводится как "Буран". А потом вроед как соответствующие органы эту лавочку с шатаниями в грядущее прикрылию. и пришлось книжки писать дедовским способом - из башки, а не заглядывая на ...дцать лет вперед. Как вам это? По мне - так, скорее всего, сказочки. А может быть, кто-то думает иначе?
Послано - 02 Июня 2003 : 15:43:42
Сказочки-то, конечно, сказочки. Это как посмотреть.
Ну, что касается таинственного профессора из секретного института - тут всё ясно. Институт назывался НИИЧаВо, профессора звали Янус Полуэктович Невструев. Перечитайте повнимательнее "Понедельник начинается в субботу", коллега. Конкретно - последнюю историю "Всяческая суета".
Теперь "Страна багровых туч". В середине пятидесятых годов, когда создавался роман, земная наука представляла Венеру либо как раскалённую пыльную пустыню, либо, как планету-океан, покрытую заболоченными островами. Джунгли Венеры виделись учёным и фантастам буйными и непроходимыми; мангровые заросли покрывали непроходимые топи, кишащие злобными гадами и извергающие удушливые испарения... "А помнишь, друг Педро, как мы чуть не погибли в гнилых болотах Венеры, наткнувшись на гнздо ядовитых рататуев?!"
В 1959 году вышел роман Леонида (могу ошибаться) Оношко "На оранжевой планете", где как раз и присутствуют все прелести "тропической Венеры" да плюс к этому - ещё и злобные ямуры, прибывшие со спутника планеты (которого у неё нет) и угнетающие свободолюбивых венериан. Обе расы отчётливо монголоидного типа, так что параллель Китай - Япония прослеживается чётко. Ну, это к слову.
На фоне этих представлений Венера Стругацких, таки да, выглядит достаточно революционно. "СБТ" появилась в печати в том же, кстати 59-м. А первый земной искусственный аппарат ("Маринер-2") появился вблизи Венеры только в 1962 году. Потом были ещё "Маринеры" и наши "Венеры". И сейчас атмосфера планеты изучена уже неплохо. Стругацкие были правы - белковая жизнь там существовать не может. Ну, а что является из написанного АБС является товорческим провидением писателей, а что подсказано Мировым Разумом - мы, наверное не узнаем никогда...
"Хиус" же по-сибирски - не буран, а ветер, тянущий с верховьев реки. В истории фотонного планетолёта "Хиус" интересно не это, а то, что стартовал он 19 августа 1991 года. Напрягитесь и вспомните, что произошло в этот день в нашей с вами реальности...
Такие вот петельки накручивает судьба - в мире Полдня - фотонный корабля на Венеру, а у нас... то, что у нас.
Послано - 02 Июня 2003 : 17:23:54
Да, об этом много писали. Но вспомните о "точках ветвления" реальностей. Эксперты считают что реальность ("тень"), в которой живём мы и Мир Полдня Стругацких разошлись где-то в 42-43-м годах прошлого века. Да, компьютеры у них примитивные, авионика звездолётов вызывает смех, зато они ещё в конце прошлого века летали к Юпитеру и добывали полезные ископаемые в поясе астероидов.
Стругацкие не предусмотрели всплеска информационных технологий? Ай, бросьте. Просто Тень Полдень развивается в иной социо-технологической парадигме, нежели Тень Земля. Я думаю, у жителя Мира Полдня такие же смех и недоумение вызывает, например, компьютерный чип, для управления карбюратором нашего автомобиля. Они для оптимизации своего транспорта пошли другим путём - начали изобретать и строить антигравы.
Многие считают, кстати, что чрезмерное увлечение IT-технологиями закрыло нам дорогу к звёздам. Двум богам служить нельзя, знаете ли...
Отредактировано - Х. Иванов on 02 Jun 2003 17:26:24
Послано - 02 Июня 2003 : 17:53:58
Все идет так, как идет. И законы Вселенной неизменны. Все взаимосвязано - ИТ-революция вызвала революции в других обаластях так, что к звездам мы полетим с опережением графика!
Послано - 02 Июня 2003 : 21:37:32
Господин Х. Иванов, вы там имя автора книги перепутали... но это не главное... /вообще здесь должно было быть матное слово, но думаю местное общество плохо относится к появлению таких слов, так что я займусь самоцензурой, а вы просто представте себе самое страшное ругательство что вам известно/ Так вот... меня всегда интересовало откуда это берется... первым прочитать и рассказать весь сюжет, включая ключевые моменты... вот только начинает проклевыватся у тебя идея, как бац... и какой-нить Х. Иванов... Ну я и сам иногда не знаю как про книгу написать не указывая некоторых ключевых моментов, но ведь можно предупредить БОЛЬШИМИ БУКВАМИ что будете рассказывать сюжет, не читайте если еще не читали. Так может объясните мне ЗАЧЕМ?
Послано - 05 Июня 2003 : 22:25:46
Ну скелет Бессильным мира сего приделали до меня... попробую о мышцах. Собственно Борис Стругацкий не стал ничего выдумывать, а продолжил старую тему, о прогрессорстве. Но произведения Стругацких всегда были привязаны к времени и мировоззрению авторов, не стала исключением и эта книга, насквозь принизанная хищными вещами уже нашего века, на фоне которого проблема учительства встает под еще одним углом. Как вы думаете легко творить историю если ты знаешь что результаты своего труда при жизни ты не увидишь? Не легче ли признать что изменить ничего не возможно и поживать себе в свое удовольствие. Сколько раз варвары приходили в Китай и сколько раз растворялись они в его культуре, только тут наоборот, умные и талантливые люди разменивают себя на мелочи, не пытаются изменить толпу, а сами становятся толпою. И даже когда им доказывают что невозможное возможно они празднуют локальную победу и не пытаются идти вперед. Случай Вадима очень характерен для нашего менталитета когда мы лишь плачемся и надеемся на чудо (почему-то, возможно на фоне постоянных отсылок к восточной философии, вспомнилась Охота на овец Мураками где перед героем ставится тоже малоразрешимая задача, найти одну единственную овцу и он тут же отправляется на поиск). Или мы находим способ решения когда на зло отвечаем злом, шантажом на шантаж. Разве этому учил сенсей? Помимо содержания у Стругацких всегда была и форма, правда количество мата в произведение закаливает за все приличия (конечно Стругацкие всегда стремились приблизить язык повествования к языку народа, но мне кажется любой оборот должен быть оправдан, что можно сказать не обо всем в тексте). Конечно очень ярко выписаны персонажи, конечно есть искрометные диалоги и запоминающиеся сцены, конечно все сплетено в один клубок, ведущий к возможно самому важному финалу в жизни Бориса Натановича. Собственно сама книга заканчивается главой десятой, что и называется финал. Но есть и глава одиннадцатая, наверное самая важная в тексте. Совершенно нет времени Ребята, книга то совсем о другом, точнее не только об воспитании человека. Это ведь исповедь. О том как трудно терять близких, как трудно разочаровываться в "учениках", как трудно видеть все что творится в этой стране и понимать что все написанное тобою имеет очень низкий КПД и о том что писать все равно надо и что все равно нужно искать новых "учеников", ведь действительно можно найти нового учителя... особенно если времени почти не осталось.
Послано - 05 Июня 2003 : 22:30:30
но вмешивается ещё один ученик (нехороший, ошибочный) Ну почему же ошибочный? Мне кажется он был самым гуманным из мужчин (кстати вопрос почему нет девочек стоит остро) заметь что общатся он предпочитал с письмами и животными а людей, зная свой талант, предпочитал обходить стороной.
Послано - 09 Июня 2003 : 16:06:46
Не-е-ет, он гад и мизантроп. Он же читает письма, написанные в самый трагический период нашей истории и глумится над людьми, многим из которых вскоре предстоит погибнуть, и он знает это и всё равно не может подавить своего к ним отношения.
А что до того, что "Бессильные..." - исповедь в крушении идеалов, тщете усилий и потере учеников, да, это сильно. И, похоже, верно. Времени у Бориса не просто не осталось, его уже нет. Страшновато.
С другой стороны, всё уже было. Не такой ли тёмный ужас погнал Толстого из Ясной Поляны умирать Бог знает куда?
Послано - 10 Июня 2003 : 20:56:23
Он же читает письма, написанные в самый трагический период нашей истории и глумится над людьми, многим из которых вскоре предстоит погибнуть, и он знает это и всё равно не может подавить своего к ним отношения.
- А зачем ты книжки читаешь? - Затем, что Флобер уже помер! - А живых не читаешь? - Живых читать - никакого проку. - Почему? - Потому что мертвым почти все можно простить. /Мураками. Слушая песню ветра/ Понимаешь, ненавидеть кого-то нужно, вот и ненавидит он уже мертвых, чтобы живым не причинять вреда.