Frederik Pohl “Man Plus” Пер. с англ. С. Самуйлова – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с. – (Золотая библиотека фантастики)
Оценки по семибалльной шкале: Общее впечатление – 5,5 Оригинальность / самостоятельность / неординарность – 6,5 Логичность / последовательность / завершённость – 6 Смысловое содержание / идейность / наполненность – 6,5 Писательский талант / мастерство / умение – 5 Эмоциональность / выраженность автора / вложение себя – 5
Честно говоря, для меня так и осталось непонятным, за что данный роман получил «Небьюлу» в 1976 году. Может, просто в тот момент сильного кризиса в фантастической литературе не было более значительных произведений. А может, сыграл свою роль авторитет автора, и Пола наградили скорее «за суммарный вклад». Так или иначе, но на роль чего-то выдающегося роман явно не тянет. А вот роль добротного фантастического произведения у «Человека Плюс» не отнять. И идея, и сюжет для того времени выглядели ещё свежими и неординарными – колонизация Марса, реального Марса, с его отсутствием пригодной для дыхания атмосферы, низким тяготением, резкими перепадами температуры и прочими столь же неуютными для человека вещами. Пол первым из всех фантастов вернулся к теме колонизации Солнечной системы, первым – после той волны разочарования от новейшей для 1970-х годов физической и астрономической информации, убедительно доказывающей одиночество человечества и жизни на Земле вообще. Если на Марсе не цветут поля, то человек всё равно там будет жить! Если нельзя подстроить планету под человечество, то человечество может быть подстроено род планету! Это рассуждение с необходимостью приводит к экспериментам над природой человека – экспериментам по созданию из взрослых здоровых людей эффективных для Марса киборгов с компьютерами за плечами. Главному герою романа – астронавту Роджеру Торвею (с его собственного согласия!) меняют почти все органы на соответствующие механические элементы. И если сердце, лёгкие, или череп заменить легко, то половые органы признаются несущественными для проводимой НАСА операции – и восстановлению в механической форме не подлежат. Ведь главное – обеспечить работоспособность мозга, единственной живой начинки бездушной механики! С каждой операцией личность Торвея размывается. Душевная драма – потеря себя – сопровождается ещё и драмой внешней – потерей красавицы-жены, бесстыдно и в открытую изменяющей Торвею с его лучшим другом. Чем дальше, тем менее он чувствует себя человеком, и тем менее его понимают окружающие. Ещё одна важнейшая часть успеха марсианской программы – глаза киборга. Разум не способен справиться с огромным количеством сенсорных данных машины, он не способен обрабатывать бесконечные последовательности сигналов. А значит, необходимо средство промежуточной обработки информации перед подачей её на зрительный нерв (по аналогии с реально существующим механизмом человеческого глаза). Такое средство должно фильтровать сигналы – но кто может знать, какие сигналы в действительности будут важны для киборга на Марсе, а какие нет? И кто может решать, что должен видеть киборг, а что не должен? (А решать-то вынужден тот самый друг Торвея.) Первый прототип киборга гибнет как раз из-за перегрузки мозга при переработке массивов информации от зрительных рецепторов. Торвей – второй. Он должен выжить во что бы то ни стало – на носу всесокрущающая и неотвратимая Третья Мировая Война, и все компьютеры говорят, что человечество может выжить лишь единственным способом – поверив в то, что открыты новые пространства для освоения, что люди смогут жить и на Марсе тоже. Вот только компьютеры лгут… Коллективное машинное самосознание заботится в первую очередь о собственном выживании – о распространении и рассредоточении компьютерного разума посредством наспинных машин киборгов, а вся программа колонизации Марса вызвана к жизни лишь с одной целью – способствовать автономному выживанию компьютеров на Марсе в случае глобальной войны на Земле… Но это в будущем… А пока человек (недочеловек? получеловек?) Торвей становится первым истинным обитателем Марса, и вовсе не желает с него улетать. Ему интересно, удобно, комфортно, а жизнь земная напоминает о себе лишь необходимостью подзарядки батарей и призраком собственной жены, встроенным в модуль преобразования зрительных сигналов и появляющимся лишь в случае крайней опасности… Финал романа открыт. Торвей возможно гибнет, а возможно – и нет; но в любом случае ясно, что он лишь первый из массы киборгов Марса, но не единственный. Жизнь на Марсе уже есть. И человеческая, и компьютерная её половины сращены вместе, неотделимы друг от друга и как никогда взаимозависимы… Это ли наше будущее?
Уж коли тема названа просто "Фредерик Пол", то не могу удержаться от соблазна поделиться своими мысями по поводу "Трилогии Хичи".
Начало, в общем-то, интересно: некая космическая раса (хичи) решила найти еще один, помимо своего, разум во Вселенной. Обнаружила человечество на стадии австралопитеков, еще пару раз и... Врага. Столь могущественного, что исследователи решили спрятаться от него в черной дыре, за барьером Шварцшильда, посокльку Враг, по информации хичи, уже размочалил пару разумных рас и останавливаться не собирается. Раскидав предварительно по всей Галактике уйму своих артефактов, а так же следящие устройства, дабы вовремя узнать, когда какая-нибудь раса достигнет стадии освоения космического пространства. Первая и последняя интрига в книге. Конечно, первыми оказались человеки. Конечно, они резко рванули вперед. Конечно, начали совать свой нос куда следует и куда не следует. Ну, и естественно, попытались приблизиться к тому самому Врагу, от которого спрятались хичи. Дальше все напиоминают детскую сказочку для дошкольного возраста.
Главный герой книги - Робин Броудхед - производит впечатление капризного ребенка, страдающего от своей инфантильности и кучи комплексов. Ни одну проблему он самостоятельно решить не в состоянии, предварительно не посоветовашись со своими помощниками - компьютерными программами Зигфридом и Альбертом, а так же супругой Эсси. Переход Броудхеда в электронное состояние в лучшую сторону на нем не сказывается.
Хичи по своей природе не способны ни с кем воевать, у них нет даже понятия насилия (потому, собственно, они и спрятались...). После контакта хичи с людьми последние гордо заявляют, что они и есть "те самые, могущие освободить Вселенную от Врага". Ура. Невольно ожидаешь космической бойни с неизбежным хэппи-эндом. Банально, конечно, но... на самом деле оказывается еще хуже.
Добрых две трети книги уходит на описание комплексов Броудхеда и на то, как он героически с ними борется. Еще половина оставшегося - на постоянное подчеркивание, что "мы не едим, просто создаем иллюзию что едим, не спим, просто создаем иллюзию..." и т. д. (главные герои к тому времени практически все находятся в электронном состоянии).
А когда, наконец, встреча с Врагом состоялась (причем к тому времени теряешь всяческую надежду на то, что она состоится в принципе), то оказывается, что Враг - вовсе не Враг, а просто Другой, и расы он уничтожил по ошибке (подумаешь, мелочь какая...), и предлагает человечеству совместно с хичи любовь, дружбу и всяческую поддержку на пути к эре всеобщего благоденствия. Все довольны и счастливы. Детишки спокойно расходятся по домам, не боясь мучиться ночными кошмарами.
P.S. Насчет детской сказочки я был не совсем прав - даже в них есть некая борьба между волком и козлятами, Царевичем и Кащеем. Здесь нет даже намека на это.
Как тут мой любимый роман размочалили... Я сам виноват, долго не заглядывал, но всё же... Обещаю перечитать и изложить свои впечатления по всей пенталогии (книг-то на самом деле 5!). Ну а пока: Первую часть ("Врата") считаю одним из самых лучших произведений в мировой фантастике. (Остальные, к сожалению, существенно слабее). Эти самые "Врата" я перечитывал за последний год раз 5 - и всегда, когда мне приходилось сделать трудный выбор или выдержать испытание. Книга насквозь пропитана энергетикой, после её прочтения хочется жить, жить так, как это недоступно другим... Редкая вещь, которая может настроить человека на позитивную деятельность, на веру в себя, на творчество. Таких книг очень мало. Это надо ценить...
Что до неприятия описания комплексов - просто есть люди, которым неприятны теории Фрейда. А этого самого Фрейда в книге - добрая половина, причём издожено всё более ёмко, компактно и понятней, чем у самого Фрейда. Удивительно то, что каждая (мельчайшая!) деталь при повторном чтении находит себе объяснение, становится на своё место и, тем самым, является 100%-но закономерной. Сам я фрейдонейтрален; фрейдоненавистникам книгу не рекомендую, а всем остальным настойчиво советую прочитать.
Послано - 19 Апр 2004 : 21:14:53
Дочитала "Врата", оказалось, что все еще далеко не закончено? Не знаю, буду ли искать оставшиеся 4 тома, не знаю... С одной стороны, Deface уже рассказал, чем дело кончилось, :) с другой - книга все же цепляет.
Глав.Герой из настоящего (разговоры со своим механическим психоаналитиком) бросает взгляд в прошлое в поисках причин, как он дошел до жизни такой. Книга не понравилась почти ничем. Сначала детали, не заслужившие одобрения: персонажи, без исключения, все; сюжет, финал, раздражающий своей садистской незавершенностью [имеется в виду, не начало пенталогии, а тот факт, что группа персонажей застыла во времени близ черной дыры. Или Пол потом решает эту проблему?]. Что произвело впечатление: общая атмосфера.
Люди находят Врата – сооружение типа вокзала, который когда-то был создан Чужими, хичи, а затем почему-то ими оставлен. От терминала отправляются корабли с неведомыми, строго заданным курсами. Неизвестно, что там, на конце маршрута. Можно «вытянуть пустышку», можно погибнуть, можно найти новый артефакт или технологию, которые ученые приспособят в земном производстве. Последние находки очень, очень хорошо оплачиваются. И вот эта атмосфера «терминальности», на треть научной базы, на две трети – золотой лихорадки, завораживает. Легко ли решиться на полет, о результате и даже цели которого никто ничего не знает? Трагедии и счастливые (т.е. оплачиваемые миллионами долларов) возвращения с легкостью сменяют друг друга. Что-то подобное, но гораздо бледнее присутствует у Лукьяненко в последней части "Спектра" (впрочем, это ничего не значит, просто я как фанат СЛ ищу его хвосты во всех книгах ) И все было бы замечательно, но… несколько раз в тексте подчеркивается мысль, что работа старателей – тех, кто отваживается летать на кораблях – очень важна для Земли, она помогает накормить голодных и вылечить больных. Иногда создается впечатление, что старатели и ученые на Вратах пытаются затыкать дыры в протекающей плотине земного прогресса. Много ли стоит цивилизация, если для того, чтоб не рухнуть, ей необходимы Чужие?
Послано - 20 Апр 2004 : 15:31:56
"Врата" однозначно понравились, одна из сильнейших фант. вещей, "За горизинтом событий" тоже неплозо, но 3 и 4 кн. халтура. На удивление неплохой сборник рассказов по вселенной Врат "Анналы Хичи". К сожалению др. произведения Пола не понравились абсолютно.Вообще одна вещь объеденяет все книги Пола , это натурализм, жестокость повествования , но вместе с тем он динамичен.
Послано - 20 Апр 2004 : 17:55:33
Смотрел как-то английскую экранизацию врат. Ни шатко, ни валко. Проходняк у них получился. Читал кое-что и на бумаге. Понравилось. Но, давно это было. Не перечитав, в детали вдаваться не решаюсь :).
Послано - 13 Сент 2004 : 18:09:24
Э-эх, поздновато я набрёл сюда. Наверное, меня уже никто и не услышит, ну да ладно. Роман действительно уникален, уникальна сама идея расы. Ведь таким и должно быть человечество... У них нет оружия, не знают что такое война, насилие... Как это актуально!(Хотя есть некий намёк на трусость.) А человеческие качества: Роббинет Броудхед - капризный ребёнок..., но чего он добился в жизни, всезнающий и "живой" Энштейн... Теория большого взрыва... "наглядная" по возможности. Записывать разум, бессмертность: тогда это фантазии, а теперь - не за горами. Единственное, что вызвало вопрос - это идея написания 5-ой книги, может, для созвучия - пятикнижие, нет, конечно интересно, но всё же.... И ещё, "спецы", я на своем веку(почти одна пятая от целого) может не так много прочитал, но иногда хотелось думать: "Он как сексуально озабоченный", так пишет, такие сравнения . В общем, если можно, не относитесь, ко мне как к "ламеру", я тоже один из фанов "Врат" , книга(-и), если не великая, то заслуживает известности мировой. Удачи всем!
Послано - 14 Сент 2004 : 13:04:49
Эль, стоит, но только если читать больше нечего. Ибо оно эмоционально и психологически намного слабее первой книги, а уж сюжет и персонажи, как бы так помягче сказать, оставляют желать лучшего...
Послано - 17 Сент 2004 : 16:14:02
El, а мне кажется стоит, даже если на полке ждут "какой-нибудь "Человек плюс", или "Осада вечности" (вот у меня ждет!).. Первая книга, она же как загадка. Другое дело, что уж развязка больно затянута, но всё равно интересно. Я говорил про последнюю книгу, не сказать, что она краткое описание, как было сказано сборник, её можно читать отдельно.
Послано - 17 Сент 2004 : 21:13:00
Я читала у Пола цикл про Хичи, и еще трилогию Осада вечности. Вот такое у меня впечатление появилось: первая книга всегда замечательная,- живая, неожиданная, захватывающая и все такое... А потом автора уносит куда-то в болото. :( Обидно. Первая-то книга - ну просто восторг.
Послано - 24 Сент 2004 : 18:47:57
Первая часть трилогии Пола "Врата" просто замечательная. Захватывает, невозможно остановиться!!! Книга полна энергетики, даёт положительный заряд, после неё хочется творить. Согласна, следующие части явно слабее, действительно сложно дочитать до конца и не бросить на середине. Факт. Но ради первой части книга достойна быть!!!
Послано - 16 Июля 2005 : 10:36:56
На меня произвел неизгладимое впечатление его рассказ "Туннель под миром". С ума сойти можно! Хотя, конечно, не стоит...
Послано - 25 Янв 2006 : 20:08:52
Ох, только сейчас дошли рук до продолжения "Врат". Открыла книгу, начала читать 1-ю главу, 2-ю... и поняла, что не понимаю ни-че-го. То есть у меня были смутные сомнения, что речь идет вообще не о ГГ 1-ой книги, но пришлось дойти сюда, чтобы их подтвердить. Так что вопрос читать/не читать по-преженему актуален...
Послано - 26 Янв 2006 : 10:01:25
Не читай. Врата логически завершены. Дальше просто разработка интриги "Кто такие хичи?". Чисто коммерческий подход. Я бросил на 3-й части.
Послано - 27 Янв 2006 : 21:02:11
Абсолютно аналогично - тоже на третьей бросил. Хотя знакомая осилила всё вплоть до пятой - и вроде говорила, что последняя весьма неплоха, хотя и до первой ей далеко...
Послано - 07 Авг 2008 : 16:46:23
Прочел Звездные Врата. Космическая фантастика с элементами апокалиптического будущего. При этом сильный уклон в психо-чтотию. Было довольно интересно. Все-таки хардовая фантастика. Но не более того. Если нечего читать, то можно и врата.
Что касается наследства хичи, полетов, процентов выживающих и так далее... Или переводчик или автор слажали.