Eki-Ra
|
Дмитрий Браславский, «Игры чародея» «Азбука-классика», СПб, 2006Добро пожаловать в фэнтезийный мир, где могущественные маги и жрецы делят власть с не менее могущественными богами. В мир зачарованных мечей и волшебных артефактов. В мир, где бок о бок с людьми обитают гномы и эльфы, демоны и драконы… Словом, перед нами типичный образчик фэнтези-мира в ставшей уже достаточно традиционной упаковке. Насчет драконов я правда пошутил. Они, хоть и упоминались, но воочию представлены не были. А вот остальное все – присутствует: маги-эльфы-гномы-заклятия-проклятия-артефакты. А также маленькие, но сплоченные группы «приключенцев», ищущие всякие проблемы на свои шальные головы – то ли наживы ради, то ли из спортивного интереса, то ли пытаясь совместить первое и второе. Концепция таких «партий» (автор назвал их «талиссами») показалась довольно оригинальной: все создания, входящие в талиссу, объединены не просто общими интересами, они по-особому чувствуют друг друга, психологически совместимы и действуют практически как единый организм… Во всяком случае, это декларируется в книге. Мир, несмотря на свою значительную схожесть со многими другими фэнтезийными мирами, описан неплохо и вполне себе красочно. Текст определенно не страдает отсутствием прилагательных и добротно откорректирован, читается достаточно легко. Сюжет также наличествует: у нас есть легендарный город магов, когда-то разрушенный не без помощи небожителей; есть легендарный сильномогучий артефакт, где-то в недрах оного города сокрытый; есть куча людей и нелюдей, которым этот артефакт нужен позарез (первые в очереди – все те же небожители). В числе охотников, как вы уже, вероятно, догадываетесь, выступает и одна из упомянутых талисс в составе эльфа, гнома и двух людей. К ним по ходу дела присоединяются по разным причинам еще трое. Вот на приключениях оной семерки и сосредотачивается, в основном, автор. Именно они – основные герои романа, именно им предстоит добыть упомянутый артефакт, именно им читатель будет больше всего сопереживать до самого финала… Впрочем, наши удальцы – хоть и главные, но далеко не единственные герои книги. Автор постоянно переключается на других персонажей, показывает происходящее то из одного, то из другого лагеря, непрерывно меняет ракурс, пытаясь таким образом дать более объемную картину происходящего. Ведь неугомонные «приключенцы» - не пуп земли, они лишь щепка, попавшая в водоворот интриг самого высочайшего уровня, противостояния, в которое вовлечены маги, высшие жрецы и даже сами боги… И вот с этого места мы поговорим о «ложках дегтя», которых по мере прочтения набралось, к сожалению, не одна, и не две. Начать с той же «объемной картинки». Находкой писателя стало своеобразное разделение глав на две части. В первой показывается кусочек общей мозаики, часть событий, связанных с одним из ключевых персонажей книги или важным сюжетным действием; во второй – «камера» перемещается на талиссу. С одной стороны, это придает роману тот самый «объем», а с другой – здорово дезориентирует временами. С самых первых страниц на читателя вываливается куча имен, к которым постоянно добавляются новые, новые, новые… в итоге временами перестаешь понимать с кем именно происходит действие и как оно связано с другим действием, имевшим место тремя главами ранее. Имен много, а характеров – мало. В основном, общие характеристики, наметки, наброски. Прописаны персонажи недостаточно полно и ярко, мало кто выделяется из «толпы», приковывает к себе внимание, заставляет относиться к себе по-особому. Пытаюсь вспомнить, начал ли я кому-нибудь особенно сопереживать? Даже из тех героев, которым писатель отвел место «главных»? Нет… пожалуй, не начал. Разве что за чародейку, снявшую с себя проклятие, слегка порадовался. И слегка посочувствовал еще одному персонажу, который вовсе в «великолепную семерку» не входил. И все. Талисса… а что талисса? Типичная «партия» из фэнтезийной компьютерной «ролевки»: эльф-командир, лучник и немного боец, ворчливый гном – типичный «файтер», вор – одна штука, одна красавица-жрица. Плюс – присоединившиеся «рейнджер», чародейка и еще один жрец (по совместительству – сюжетный персонаж). Получают «квест» и идут… идут… воюют… снова идут… Несколько раз кто-то из них оказывается на грани гибели и ни в одном случае сердце не ёкнуло. Ни к кому душой не прикипел, однако. Сюжет для главных героев линеен как скоростное шоссе. Выбора перед ними практически не стоит, и от них мало что зависит. Вроде бы и свободные они, вроде бы и сами по себе, а только свобода их – одна лишь видимость, иллюзия. Как с самого начала ясно, что попрутся они за артефактом в разрушенный город – так и прутся они туда. Хоть бы раз кто-то из этих ребят встал всерьез перед настоящим выбором… Но, увы. Постоянно складывается ощущение, что их «ведут», что все вокруг происходит не столько по их воле, сколько помимо нее. И финал в этом плане вполне закономерен. Выполнили работу – получили награду. «Приключенцы», что с них взять… Обилие интриг и «многоходовок» накручено огромным клубком. С одной стороны – любопытно даже временами, а с другой – чем ближе к последней странице, тем меньше отслеживаешь все ниточки этих интриг, их переплетения и связки. Может, даже нестыковки у автора где-то есть – не знаю, просто не смог все в голове упорядочить и увязать в единую четкую схему. Много всего и запутанно дюже. Диалоги… Ну, почему так любят персонажи «Игр чародеев» перебивать друг друга, вставлять даже в серьезный разговор шуточки и несерьезные замечания? Причем, что характерно, делают это РАЗНЫЕ персонажи, что опять таки возвращает нас к теме о их индивидуальности. Такие вот отступления от диалога, как мне кажется, не всегда уместны. Они не столько разряжают разговор, сколько удлиняют его, постоянно рискуют сбить с темы и сделать более бессвязным. И, повторюсь, даже в самой серьезной теме можно напрочь убить ее серьезность. Наконец, огрехи в сюжете. Увы, они есть. Это и непонятно зачем введенные персонажи, и сбои в логике и мотивации героев, и просто оборванные сюжетные ветви. Вот зачем, скажите на милость, было вводить в роман первыми же строками другую «нехорошую» талиссу? Только для того, чтобы ее перебили по ошибке враги главных героев? Причем, перебили – и все. Вроде как и не заметил никто этой гибели, и даже ни словом не упомянул дальше по тексту. А ведь, кажется, чуть ли не в одном трактире остановились, да и «хорошие» все настороже… кажется. Или эпизод с демоном, с которым маг общается в самом начале – какого-либо логического развития этого эпизода я в книге не увидел. Подобных странностей в романе не так чтобы слишком много, но они присутствуют. И, к сожалению, сюжет собой не украшают. Итак, «Игры чародея» - фэнтези-роман для не слишком притязательного читателя, любителя магии, эльфов и компьютерных игр в стиле Baldur’s Gate. Книга не настолько хороша, чтобы называть ее «шедевром» и рекомендовать всем без исключения. Но и не настолько неудачна, чтобы выражать сомнения в творческой карьере Дмитрия. Как-никак, карьера эта находится еще только в самом начале. Своего читателя роман, несомненно, найдет. И под занавес еще одна небольшая претензия, уже не к автору, а к издателям. По мере прочтения возникло устойчивое ощущение, что события романа являются продолжением (или следствием) каких-то других событий, происходивших в этом мире ранее. Интернет-страничка Дмитрия Браславского дала совершенно однозначный ответ: «Игры чародея» - ничто иное, как продолжение другого романа автора: «Паутина Лайгаша», повествовавшего о событиях, которые регулярно поминают то одни, то другие персонажи книги. Серьезной путаницы из-за этого не возникает, книга вполне самодостаточна, и все же, думается, стоило как-то обозначить для читателей данный факт на обложке или хотя бы на титульном листе тома. Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив... Отредактировано - Eki-Ra on 22 Jan 2007 23:35:00
|