Послано - 14 Июля 2007 : 15:32:39
Извините, если книга уже обсужалась. По яндексу я нашел "Королевство белок" в теме "Архивы Кубикуса : отзывы и рецензии на произведения фэнтези и фантастики", но самого обсуждения не нашел. Надеюсь, делаю все правильно.
Что мне понравилось?
Герои (кроме Ирицы) - люди. Но это люди с очень разными характерам и даже внешностью. Именно несходство героев - это то, что часто привлекает нас в книгах про "людей + иная раса". В "Королевстве белок" люди-герои представляют собой настолько разные типы, что впечатление производят такое же. Они, правда, и относятся к разным расам, только человеческим.
Не знаю, считать ли это достоинством произведения: наверное, кому как. Но герои книги много живут обычной жизнью. Авторы не забывают, что надо зарабатывать на пропитание, что людям иногда нужна одежда, вещи, крыша над головой. Наверное, в сюжете не случайно так много быта. Главная тема романа - не спасение героями мира, не поиск артефакта, а пусть Домой, или, как они сами потом будут говорить, в Пристанище. В одном из стихотворений, которые используются в сюжете, так и говорится: Путь наш в поисках Дома, Дорога в плену тумана... (с)
Сначала мне показалось, что я читаю русское фэнтези с любовной линией. Любви в книге на самом деле много, любовь - одна из главных тем, тоже с привкусом "пути Домой", потому что в итоге у героев или складывается или не складывается семья. Но в Обитаемом мире настолько особая мифология, что вскоре славянское фэнтези совсем поглотилось местными мировыми верованиями. Правда, какой-то "русский" фон все время остается за счет, наверное, главного героя - Береста из Даргорода, и его жены-лесовицы. Они окрашивают происходящее в тона своего менталитета, и ощущение какого-то закадрового присутствия нардной сказки не оставляет до конца книги.
Про экшн скажу: неплохо. Не хочу делать себя эталоном для оценки, что интересно читать, но вообще я считаю, что в жанре фэнтези должно быть много приключений, в том числе и поединков, и сражений: и их здесь есть :) А вот что мне точно понравилось: что из шести главных героев умеют держать оружие только двое, а остальные - люди невоенных профессий, и все равно они играют в сюжете полноценные роли, сюжет не сводится к зачистке локаций, в которых просто нечего делать героям, не умеющим драться. Понравилось еще, что антагонистам героев дали высказаться и не стали опровергать, опуская ниже плинтуса и показывая полное и несомненное превосходство ГГ. За это особый респект, потому что у меня лично кое-кто из антагонистов вызвает большое сочувстве (Радко, наставник Мирт, Хидмар). Что один из главных героев под конец спасает рукописи своего врага, наставника Мирта, - вот за это спасибо.
Теперь что мне не понравилось?
Это мое имхо, как и все сказанное выше. Но кое-что можно было бы сказать короче. Например, Хассем, который мне очень нравился в начале и середине романа, к концу просто надоел со своими проповедями. И еще не очень порадовала привычка авторов менять хронологию некоторых событий и сперва рассказывать о результате, а потом о том, как этот результат получился. Мне кажется, теряется интрига.
Мне показалось, плохо продуманы имена. Когда на территории будущего Пристанища встречаешь героев с явно разнонациональными именами (Альхасир, Радко, Редвин и т.д.), это долгое время выглядит простой ошибкой авторов. Только к концу романа авторы удосуживаются объяснить, почему на одной замкнутой территории употребляются имена очевидно из разных языков. Но к тому времени я успел потерять ощущение продуманности мира, которое возникло в первых двух частях книги.
В общем, никого не хотел обидеть и никого не хотел перехвалить. Вкратце: роман абсолютно не подражательный, авторы ничьи не эпигоны. Однако проторить свою дорожку не так-то просто.
Спокойствие, только спокойствие!
Отредактировано - царь Салтан on 16 Jul 2007 07:02:34
Отредактировано - Вольха Московская 16 Мая 2009 13:59:29
Послано - 15 Июля 2007 : 14:27:43
Спасибо. По недостаткам, как видно, придется согласиться. :) Но я думаю, что, если нам когда-нибудь светит вторая редакция, мы просто доработаем это. Или перед вывешиванием на сайте после истеченя авторского договора. Однозначно :)
Цитата: меня лично кое-кто из антагонистов вызвает большое сочувстве (Радко, наставник Мирт, Хидмар)
На самом деле образ наставника Мирта подарен нам eitne (ака Диэр), если Вы ее знаете. Это ее любимый тип, "темный книжник", вот с этими идеями служения высшему, преображения в сверхчеловека, нечеловеческой сущности. Так что мы eitne очень благодарны за консультации.
Послано - 15 Июля 2007 : 16:12:03
О Диэр я слышал и даже читал ее, но лично не знаком.
Рад, если не разочаровал Вас своей рецензией. Еще раз подчеркну, что в целом считаю книгу удачной, самостоятельной и интересной. Обещаю следить за Вашими дальнейшими успехами.
Послано - 17 Июля 2007 : 20:04:38
Спасибо еще раз. Присоединяю Ваш отзыв к небольшой коллекции отзывов, которые мы уже получили. На Кубикусе у меня нет знакомых совсем, поэтому вряд ли тут возможно какое-то обсуждение. (Особенно если учесть, что книга вышла совсем недавно, и врял ли у нас с Ниллэ уже есть свой читатель). Поэтому я и собираю эту коллекцию отзывов, набранных с разных ресурсов Интернета.
Цитата:Обещаю следить за Вашими дальнейшими успехами.
Будем рады слышать Ваше мнение в дальнейшем. В 2008 г. выйдет роман "Небо и корни мира". Сейчас мы закончили "Светоч". Делаем последний из серии про Обитаемый мир. Посмотрим, что изо всего этого выйдет.
Послано - 20 Окт 2007 : 21:01:02
Зашел проверить свою тему и обнаружил Ваш отзыв. Отметился там и с оценкой :) Но вижу, что и без меня Ваш отзыв читатели оценили по достоинству.
На форумах, как я понимаю, принято вести полемику. Поэтому и я кое в чем Вам возражу. Мне кажется, Вы многое заметили верно, но несправедливо принижаете Князя Тьмы. Как поклонник некоторых отрицательных героев, хочу заступиться за него и его приближенных.
Вы говорите:
Цитата:А Князь Тьмы - это яркий пример правителя-раба. Он не может ни войско организовать, ни городом править. Стоит армии наемников прийти в город, как он падет практически без боя. А ведь если посмотреть глазами рабов - и воины имеются сильные у высшей расы, и охрана достойная. Однако, будучи рабами собственных заблуждений, они не справляются с простейшей жизненной задачей.
Цитата:Если посмотреть на поселение, организованное Князем, то сразу станет ясно - больше 30-40 лет оно не просуществует: рабы умрут или погибнут, а высшие... тут получится как в сказке: "Волки от испуга скушали друг друга".
Я считаю, что читатель имеет право видеть обстятельства книги по-своему. Но в ответ изложу тогда свою точку зрения.
Совершенно очевидно, что удел Князя Тьмы - это его тайная лаборатория, где он пытается вывести новое человечество, взамен человечеству Вседержителя. Эта "лаборатория" существует не 30-40 лет, а уже несколько сотен лет. "Высшие" не то что не "кушают друг друга", а относятся друг к другу по-братски, как представители высшей расы, как особая каста. Вспомните, как наставник Мирт оказывается просто не способен поверить в предательство своей ученицы Лодии! Рабам тоже не с чего умирать: за ними присматривают так же, как за нормальной скотиной. У них есть пища, есть крыша над головой, их никто не истязает. Они живут точно так же, как любое сельскохозяйственное животное: едят, работают, спят и размножаются.
Почему город пал без боя? Напоминаю, что город всегда был окружен магической границей, которую преодолеть было невозможно. Кроме того, сам Князь Тьмы был достаточной защитой городу против любых человеческих войск. Вы не обратили внимания, что для вторжения наемников героям понадобилось уничтожить магический круг и развоплотить на время самого Князя Тьмы. И несмотря на это "высшие" погибли до единого человека, защищая свой город, так они были преданы своему Князю.
Отсюда я делаю вывод, что небольшой город - "лаборатория" Князя Тьмы - был хорошо защищен и жизнеспособен. Князь не смог предусмотреть только одного: что представитель ничтожной, с его точки зрения, расы людей сумеет его обставить в какое-то решающее мгновение. Но людей, смертных всегда принижают, не верить в их силы - нормально для представителей так называемых "высших сил".
Спокойствие, только спокойствие!
Отредактировано - Царь Салтан on 20 Окт 2007 21:04:00
Послано - 20 Окт 2007 : 21:39:31
Вот ещё отзыв на "Королевство Белок", мой. Просто ещё одно мнение...
Начинается роман как история Береста, сбежавшего с каторги пленника. Лишённый сил, уже почти настигнутый преследователями, лишённый шансов на спасение, но упрямо не оставляющий надежды, Берест внезапно замечает то, что редко замечают занятые лишь собой люди, и, встретившись взглядом с удивлённо смотрящими на него глазами скрытого в листве лесного божества, не веря толком в реальность этого почти видения, он обращается к ней, как к человеку – по имени. И, тем самым, превращает её в человека, а встретив снова, влюбляется в им же самим случайно разбуженное чудо. И, так же, как разбудил человеческую душу в лесовице – естественно, почти неосознанно, Берест будит забитые, затихшие, но не уничтоженные рабством человеческие чувства в окружающих его людях – веру в свободу и ценность собственной личности у юноши-каторжника Хассема, веру друг в друга, в силу взаимопомощи и сплочённости – у рабов-гладиаторов, вряд ли осознавших, что именно в этот момент они, по сути, уже перестали быть рабами; веру в любовь, нежность и заботу – в привыкших к насилию и не умеющих ещё проявить свои чувства Лин и Вестра. И только с пробуждением всего этого рабство остаётся в прошлом – даже когда не закончилась ещё власть искусственно созданной Князем Тьмы касты высших, или, наоборот, когда формально этой власти уже нет. Кстати, вряд ли осознавал свою роль и сам Берест, которого вела просто такая естественная тяга к свободе. Свободе, которая сама пробивает себе дорогу после примера Береста – такого неосознанного в своей закономерности. «В жизни Береста все было просто. Он не знал иной внутренней борьбы, кроме как со страхом и слабостью. Искушения, соблазны обходили его стороной. Но ему не было легко». Люди вообще редко осознают то, что является стержнем их натуры, их главной человеческой ценностью. Это для них естественно, а потому – незаметно. Как естественна для Зорана его жизненная мудрость, не позволившая ему ожесточиться не смотря на выпавшие испытания, не позволившая им убить его доброту и способность любить – сперва удивившую, а потом покорившую сердце Иллы – такой же, как он не униженной жестокостью жизни, сильной и стойкой девушки, не сломленной даже насилием, способным сломать очень многих. Можно сказать, что Илла способна даже беду обратить в счастье. И не зря спутником Зорана был большой серый кот, «просто Кот», ведь кошки, как известно, «гуляют сами по себе» и не каждому даётся преданность этих свободолюбивых созданий. И не зря в самый тяжёлый для Иллы момент Кот вдруг оказался на её коленях – неожиданно и, в то же время, закономерно. По большому счёту, «Королевство белок» – история пробуждения свободы в замёрзших от одиночества, бед и жестокости человеческих душах. Как человеческое в лесовице. Как стремление к жизни в изломанной, но не сломанной душе Энкино. Как встающее из руин Пристанище – живой город, выросший на обломках искусственной «империи» Князя Тьмы. Это – пробуждение свободы, а свобода порой жестока. Как сильное лекарство, которое может быть живительным, а может – и смертоносным. Оно и стало смертоносным – для Лодии, девушки из высших, отбросившей свое служение во имя спасения жизни ставшего ей дорогим человека, но не способной примириться с собственной изменой идеалам, в преданности которым выросла; для Хидмара, так и не сумевшего пробудить к жизни свою выжженную рабством душу; для Редвина, по-своему достойного, честного и прямого человека, оставшегося до последнего мгновения верным тому, что почитал как свой долг и предназначение. В финале становится понятно, что победа Береста в поединке с Князем Тьмы – закономерна, как живая вода, пробивающая себе дорогу даже в камне. Как любовь. Как свобода.
Послано - 02 Ноябр 2007 : 13:51:45
" - И что же? Посланец не сказал , откуда он, кто его послал? - Сказал, очень даже сказал. "Из бездны,- сказал,- от Князя Тьмы" (с) к/ф "Ларец Марии Медичи".
Теперь-то благодаря "Королевству белок" мы знаем, чем занимался Князь Тьмы до того, как стал интересоваться альбигойскими сокровищами. Уж извините, господа, что я влезаю в ваш хвалебный хор со своей ложкой дегтя, но почти ничего , что лично вы увидели в книге, в ней на самом деле нет.А есть старая , как мир история - кучка бродяг ищет счастья. Нет, ничего плохого в столь классическом сюжете нет,если он исполнен на должном художественном уровне.К сожалению "Королевство белок" грешит вопиющей небрежностью и даже нелюбовью к собственным героям.Жизнь, как известно,складывается из мелочей, хорошая книга тоже не есть одни идеи и характеры, сколь генальны бы они не были.И этих самых мелочей , вдыхающих в произведение жизнь, "Королевству белок" катастрофически не хватает. Авторы не стали утруждать себя описаниями и при чтении романа возникает ощущение, что находишся в театре времен Шекспира, где декорации заменялись табличками -"Лес","Море","Дворец" и т.д. Это сразу наводит на мысль о неумении создавать словесный портрет, описываемого мира. Бедность речи косвенно подтверждается и многократным сравнением Зорана (так и хочется сказать Джинджича)с большим лохматым псом и бесконечным упоминание щетины на лице Береста.очевидно, борода у него отросла уже за рамками повествования.Или в Обитаемом мире физиологические процессы иначе протекают? Кстати о физиологии:откуда у Ирицы взялись женские репродуктивные органы,позволившие ей родить ребенка, если лесовицы размножались т.с. почкованием? Если предположить в Обитаемом мире наличие божественного начала в миросозидании, тогда это еще как-то объяснимо. Создатель изначально заложил возможность для духов леса вступать в союз с людьми, хотя не ясно зачем, но пути Создателей обычно неисповедимы. А вот если лесовицы и прочие подобные существа - продукт эволюции, тогда...тогда остается предположить, что процесс вочеловечивания не только духовыный, но и физиологический. Впрочем, авторов подобые пустяки не занимали.Мелочи ведь.Им все равно куда девался Князь Тьмы после поединка с Берестом, не интересует развитие Береста, как личности. Смог ли он, став лидером и князем, всегда оставаться скромным человеком, который ужинает в последнюю очередь?Этого читателю узнать уже не дано, а ведь испытание властью достаточно серьезная вещь.Тем более, что все герои олицетворяющие в романе власть и богатство - сугубо отрицательные.А Хассем? Излечился он от наркомании полностью? Создается впечатление, что на определенном этапе авторам надоело их творение и заканчивали они его,как бог на душу положит. И в результате появилось на свет примитивное школярское произведение не блещущее ни новизной мысли, ни красотой языка. Слишком мало, господа уважаемые, слишком мало для хорошей книги напичкать ее лозунгами о равенсте и братстве,"мы -не рабы, рабы - не мы".Произведение тогда оставляет след в душе и разуме, когда вечное преподносится с неожиданной стороны,или хотя бы сочным и ярким языком.А так хламида у вас получилась, только не та, что носили в древней Греции, а от русского слова "хлам".
Цитата: Господа и дамы, при создании темы произведения желательно делать ссылку на ее электронную версию, если она есть.
Мы с удовольствием бы, но согласно договору с издательством не имеем право выкладывать произведение в сети, соответственно ссылки пока нет. Сейчас книга сканируется на фэнзине, вот буквально скоро она там будет, и тогда мы сразу же повесим ссылку.
Послано - 08 Ноябр 2007 : 16:46:58
На отзыв Ankar Из всего, сказанного о якобы бедности языка, становится понятно только одно - Ankar знает о том, как выглядел театр времён Шекспира. Остальное - на уровне придирок. Во всяком случае, неуместность сравнений или недостаточная сила образов никак не аргументированы. Больше всего внимания Ankar уделил физиологии Ирицы, и я даже не буду это анализировать. Скажу только, что в романе говорится о вочеловечивании, сутью которого является любовь и способность породить новую жизнь.
На утверждение, что авторам всё равно, куда делся Князь Тьмы после поединка с Берестом, как Берест прошёл «испытание властью» и излечился ли Хассем от наркомании, хочется только поинтересоваться, дочитал ли Ankar книгу? Например, излечению Хассема посвящена целая сцена.
Отредактировано - НикитА on 08 Ноябр 2007 17:35:09
Послано - 17 Дек 2007 : 10:45:39
5. Н. Михайлова - Небо и корни мира, Заклятые миры, АСТ "Обитаемый мир велик — и нет в нем конца войнам. Бьются меж собою рыцари королевства Запада, кочевники-степняки — воины царств и княжеств жаркого Востока, ратники градов Севера, герои городов-государств Юга… Они не сходны НИ В ЧЕМ — и считают друг друга безжалостными чудовищами. Но ныне все народы Обитаемого мира затаились в ожидании — ибо настало время сбыться древнему пророчеству. Скоро, очень скоро придет из земель Севера Богоборец, что помешает Творцу уничтожить людей, соберет неодолимую рать и через черное Подземелье пройдет к Небесному престолу. И все приметы указывают на то, что долгожданный Богоборец — бывший дружинник даргородского князя Яромир, могучий воин, которого спасла от верной гибели Вестница Всевышнего — прекрасная жрица Девона. Однако Яромир давно уже отрекся от жребия меченосца — и заставить его принять предназначенное будет непросто…" (- Королевство белок-2)
------ Ты бы, милая, что-нибудь одно выбрала: или крестик снять, или трусы надеть. (с) Макс Мах
Послано - 06 Янв 2008 : 12:32:29
Небо и корни мира
Одна из самых ярких и грандиозных по замыслу книг, прочитанных за последнее время. Да, пожалуй, самая грандиозная из тех фэнтези книг, что я читала. Начинается история казалось бы заурядно — главный герой Яромир из Даргорода становится свободным, он больше не загребной на галере. Правда, на галеру он попал не какими-то нечестными путями рабом или пленником, он сам себя туда продал. Но вот срок истер, Яромир, а с ним и больной пес Шалый, на свободе, только вот куда себя девать. Деньги, с таким трудом заработанные, больше не в цене, да и вообще материальные блага больше не в цене. Зерно не сеют, о себе не заботятся. Ведь мир скоро погибнет. Творец решил уничтожить Обитаемый мир, потому что в мире много зла и вообще все идет не так, как угодно Вседержителю. Яромир скитается по дорогам и забредает в заброшенный храм. Герою тяжело, его настигает подхваченная в странствиях болезнь, лихорадка, он остается без присмотра и ухода только с Шалым. Однако храм не совсем заброшен, его пол еще не успел порасти травой. И Яромир обнаруживает, что пока он без сознания, кто-то ухаживает за ним, в храме появляется пахнущий медом хлеб и питье. Он думает, что это какая-нибудь княжна решила его пожалеть. Это оказалась вестница Девонна. Небожительница. Вот так начинается книга. Вроде бы просто, а дальше. Дальше начинается грандиозный размах. И самые настоящие герои, и очень качественные злодеи, творящие зло ради добра, и потрясающе красивые описания. Помимо этого книга очень идейная. Гибель мира. Люди, старающиеся не следовать пророчеству и защитить свой мир. Богоборец. Читается довольно тяжело на самом деле. Творец – он Творец, он всемогущ и благ. Да только не благ на самом деле, потому что хочет уничтожить хорошие вещи. И как сам Обитаемый мир противится этому уничтожению, существа, рожденные Обитаемым миром помогают людям. Делятся своей силой с Богоборцем. У меня возникло ощущение, что Творец вовсе ничего и не сотворил, пришел откуда-то со стороны на все готовенькое и давай наводить свои порядки. В общем, душа всячески болела за Обитаемый мир. А в некоторых местах сердце замирало от восторга, так прекрасны были и громницы, и змей Гриборкен, и завораживающие степные ковыльницы. В книге замечательные яркие герои, очень хорошо проработаны характеры. Особенно мне понравились разные полукровки и парочки, которые бы никогда не возникли, если бы не все это с уничтожением мира. Еще что понравилось. Главный герой решил спасать мир не потому что однажды ему по голове стукнула мысль – «я главный герой и я спасу этот мир». Ему надо было защитить своих близких. Так что пришлось, как говорится. Так же хочу отметить простой, ясный, красивый язык.
Послано - 04 Марта 2008 : 23:59:43
Начала "Королевство белок", пока что прочла процентов 40, так что о книге в целом говорить еще рано. Что обращает на себя внимание? Первое - язык. Какой-то совсем простой, но совсем не корявый, чем-то напоминает рассказы деревнских бабушек в записи ученых. Второе - пока что героям везет, несмотря на нарочитую мрачность. Хорошо бы и дальше так было, не хочется ни крови, ни грязи.
Послано - 08 Марта 2008 : 18:20:00
"Королевство белок" вызывает ассоциацию с ведром воды, поставленным на крыльцо. Просто, совсем просто, но чисто и ничего сверх необходимого.
Не знаю, буду ли читать "Небо и корни мира", уж слишком специфична манера письма, но бесспорно, что что "Королевство" проиводит определенное впечатление и забудется нескоро.
Послано - 20 Июня 2008 : 01:03:35
Королевство белок. Хотел было свои впечатления оформить, зашёл в тему, прочитал сообщения, и - всё. Как ни напрягался, всё время перед глазами картинка ведра с холодной водой, и слова чисто и просто. Блин. Придётся плагиатить. Произведение ясное, не от "всё ясно", хотя и оно тоже, а от "ясный взгляд", "ясное утро", и отсюда вытекает слово второе - естественость. Оно естествено и ясно. Как небо.
Послано - 16 Мая 2009 : 13:38:29
Н.Михайлова, Ю.Тулянская "Ветер забытых дорог" http://zhurnal.lib.ru/editors/a/alowa_eleonora_aleksandrowna/c01.shtml «Ветер забытых дорог» - третья книга из тетралогии об Обитаемом мире Н.Михайловой и Ю.Тулянской. Все романы цикла посвящены разным эпохам авторского мира и читаются независимо друг от друга. В основе сюжета романа лежит архетип человека, потерявшего память и ищущего самого себя. Портовый бродяга Дайк ничего не знает о собственном прошлом, но видит вещие сны о сошествии падших небожителей в мир, об основании их царства, таинственной Сатры, о приключениях царевича Дасавы Санейяти и его друга-человека по имени Белгест из рода Оленя. Но кто такой сам Дайк: чудом воскресший Дасава, или княжич Гойдемир из Даргорода, за которого его принимают некоторые люди, или кто-то другой?.. «Когда я засыпаю, я боюсь, что опять проснусь незнакомцем. Себя у меня нет, я чувствую внутри пустое место, которое может занять кто-нибудь еще», - признается герой. Роман Михайловой и Тулянской чрезвычайно богат аллюзиями и реминисценциями. Читатель легко узнает мотивы, взятые из литературы и мифологии, но авторы, как они это делали и в первых книгах цикла, вступают в резкую полемику с авторитетами. Это может вызвать неоднозначную оценку читателей. Упомянутая выше история Белгеста из рода Оленя – альтернативная версия «Лэ о Лэйтиан» Толкиена. Толкиен создал легенду о человеке-избраннике. Ценой трагических испытаний Берен заслужил право жениться на эльфийской принцессе и остаться в Дориате, городе, защищенном от всего мира Завесой. Белгест из рода Оленя тоже находит «город за Завесой» - огражденную стеной Бисмасатру, куда запрещен вход людям. Небожитель Тирна советует царю Бисмасатры: «Так прими его в число небесного народа! Пусть будет на века отделен от мира Стеной вместе с нами». Но человек предпочитает вернуться в свой «падший», суровый мир, «где страдали, голодали, мерзли – и счастье мерили золотниками, а беды принимали без счету». Он уводит с собой и царевну Йосенну, которая понимает: «Сейчас расцвет Сатры. Но люди с каждым веком сильнее. За временным упадком и дикостью придет и их расцвет. Изменения, которых мы так страшимся, - их сила. Сатра будет стоять еще несколько веков, но что ее ждет потом? (…) Пройдут века, и жалкими окажутся не они (люди – ком.рец.), а остатки небожителей, которые еще будут цепляться тогда за свою «чистоту» в попытке остановить время…». Роман позволяет читателю увидеть этот предсказанный Йосенной закат царства небожителей. И снова заостряется полемика. На этот раз конфликт религиозный. Самовольно сойдя на землю с небес, небожители нарушили волю Создателя. У них возникает мистическое учение об искуплении, которое принесет им некто, называемый Жертвой. На руинах одичавшей Сатры рождается изуверское представление о том, что небожители очистятся от вины, если Жертва будет съедена ими. «Жертва – пища особого рода. Он не от мира, потому что явится с небес. Он совершенно чист. Жертва – это некое «яство яств», лекарство от скверны. Он вернет нам бессмертие и сияние», - объясняет Дайку тирес (жрец) Итвара. Иногда и в речах падших небожителей читатель может обнаружить очень неожиданные аллюзии. Например, тирес Одаса говорит: «…для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного числа небожителей или даже всей Сатры. Это святыни и вера. Жизнь небожителей менее важна для меня». По материалам портала Сredo.ru (http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=623) и по материалам других Интернет-изданий находим следующую цитату: «...для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей, или даже жизни всего человечества. <...> Это святыни и вера. Жизнь человечества менее важна для меня" (протоиерей Всеволод Чаплин). Иначе говоря, роман «Ветер забытых дорог» - вещь очень острая и многослойная, которую можно читать между строк. Мировоззрению небожителей противопоставляется попытка Дайка собрать сторонников и отстроить лежащую в руинах Сатру заново, своими силами добиться счастливой и справедливой жизни. Юноша-небожитель Тимена – горячий сторонник этой позиции. «…Нельзя есть другого, чтобы спасти себя. Разве можно спасать себя такой ценой? Даже если Жертва вправду явится – и то надо сказать: нет, я не хочу спасения за твой счет, таким унизительным для нас и жестоким для тебя способом». Очередная внутренняя полемика в «Ветре забытых дорог» возникает вокруг судьбы княжича Гойдемира (которым Дайк и оказывается, когда, наконец, к нему возвращается память). Гойдемир сторонник народных привилегий, сильно ограничивающих княжескую власть. Отец Гойдемира и старший брат Веледар, напротив, пытаются установить самовластие. Здесь читатель с улыбкой узнавания найдет намек на «Овечий Источник» Лопе де Вега, для чего и деревня в романе названа похоже – Козий Ручей. Проблематика романа и позиция авторов достаточно очевидны. Между тем сам главный герой вовсе не такой радикальный по своим взглядам человек, как можно было бы ожидать. «Не печалься, что тебе не дано без колебаний проливать кровь», - утешает Дайка «предивная и премудрая» Ярвенна - Даргородская «богоматерь». Дайк иной раз кажется слабым и нерешительным. В Сатре он имел возможность взять власть, но отступил и тем самым погубил своих сторонников. То же самое происходило во время бунта в Даргороде, когда, во главе народного войска, призвавшего его на княжение, молодой Гойдемир ищет только примирения: «Княжич писал отцу: «Я встал не против тебя и брата, а между смутой и вами». Надо ли говорить, что соратникам молодого княжича снова приходится платить за его нерешительность? Это повторяется в жизни главного героя не раз. Впрочем, Дайк и сам дорого расплачивается за свои ошибки. Он не выглядит супергероем, как многие традиционные герои фэнтези. Но Дайк невольно вызывает симпатию своей реалистичностью: он такой же человек, как мы, его читатели, не обвешанный индульгенциями от авторов, не затеняющий других персонажей. Особую роль в романе играет Гвендис, молодая лекарка из Анвардена, которая впоследствии становится женой Дайка. Гвендис чем-то напоминает жену декабриста, готовую поехать за мужем хоть на рудники. Пара Дайк-Гвендис – типичная для книг Н.Михайловой и Ю.Тулянской разработка: отличительной чертой их книг стала любовь-товарищество мужчины и женщины, которые честно делят друг с другом невзгоды (Берест и Ирица в «Королевстве белок», Яромир и Девонна в «Небо и корни мира»). Кроме Дайка и Гвендис, в романе много проработанных, ярких персонажей. Как уже говорилось, Дайк не затеняет героев второго плана, позволяя читателю полюбить и задумчивого великана-каменотеса Тьора, и веселого охотника из деревни Козий Ручей Сполоха, и отважную маленькую кочевницу Эрхе-Алтан, верного дружинника Волха и несчастную княгиню Ладиславу, на глазах у которой разворачивается смертельное противостояние ее сыновей. Не все читатели будут согласны с идеями романа: на то он и наполнен полемикой. Но, несомненно, книгу нельзя назвать проходной: роман оставляет четкий след в душе и очень неоднозначное впечатление, заставляющее глубже осмыслить свою собственную жизненную позицию.