Перейти на главную страницу форума
Логин:
Пароль:
Запомнить  
Забыли пароль?
Регистрация »
 

Брусникин Анатолий

   Версия для печати
 
Автор Предыдущая тема Темы Следующая тема  
Координатор
Координатор конкурса рецензий



279 сообщений
Послано - 14 Янв 2008 :  17:53:07  Показать инфо об авторе  Посетить страницу Координатор  Ответить с цитатой
Брусникин А., "Девятный Спас"

Ты открываешь первую страницу книги, и полностью, с головой, погружаешься, как в омут, в смутные времена сразу после Стрелецкого бунта, когда Софья ещё цеплялась за власть, стремительно ускользающую от неё к Петру. Такому полному погружению весьма способствуют не только колоритные детали, рисующие картину далёкого прошлого: быта и нравов, но и, в бОльшей степени, язык книги, изобилующий старинными словечками ровно настолько, чтобы погрузить читателя в тот исторический период, но чтобы при этом читатель воспринимал текст не напрягаясь. То есть, понятно, что тогда на Руси говорили совсем не так (услышь мы ту речь, мы б многое не поняли, скажем прямо), но используемые автором слова приближают нас к ощущению, что всё, описанное таким языком в книге, происходило на самом деле.

Анатолий Брусникин сделал своеобразный ход. Он не стал писать "альтернативную историю" в классическом варианте, история до начала и после окончания событий, описанных в книге, остаётся нетронутой - той, какую мы знаем со школьной скамьи. Фактически, он вызвал из небытия своих героев, заставил их активно вмешаться в исторический процесс, устроил ещё один стрелецкий заговор (заговор бывших, уже к тому времени расформированных, стрельцов на деньги шведов, с целью свергнуть Петра), вмешал в него царевича Алексея, всколыхнул стоячее болотце известных нам исторических фактов, расцветил их своими фантазиями, приукрасил жизнями своих персонажей, но при этом свёл судьбы своих героев таким образом, чтобы действия одних нивелировали действия других и его собственные фантазии. В итоге, в конце книги герои весьма органично уходят в небытиё, как будто их и не было, а история плавно приходит к тому варианту, что мы знаем. Впрочем, я, в силу слабого знания истории, понятия не имею, сколько Брусникин придумал: известен ли истории факт рождения царевной Софьей дочери-бастарда, существовала ли таинственная икона «Девятный спас», он же Спас Ясны Очи, приносившая удачу и оберегавшая первых правителей династии Романовых (икона, мистическим образом полученная Филаретом, родоначальником династии), известны ли какие-нибудь факты, намекающие на еще один заговор бывших стрельцов (в то же время, когда Мазепа планировал своё предательство)?

Впрочем, пусть другие говорят «не так всё было на самом деле»: с моей точки зрения, совершенно неважно насколько автор отошёл от реальных исторических фактов в пользу вымысла. Главное, что книга получилась увлекательная, живая и читать её было интересно.

И, кстати, оформление обложки абсолютно адекватно содержанию книги – в стиле палехской росписи. Ведь и герои у Брусникина такие… Отнюдь не «картонные», но и живыми их назвать никак не выходит. Про них можно сказать, что они «как живые»: они точно сошли с лубочных картинок. И именно из-за того, что персонажи воспринимаются именно так, сопереживать им, их неудачам и «мытарствам», не получается совсем. Ну, как можно сопереживать откровенно собирательным образам? Вот благодаря этому-то отсутствию сопереживания чтение выходит совсем лёгким (то, что надо, чтобы отвлечься от реальной рутинной жизни): читатель просто наслаждается интригой и следит за тем, как автор раз за разом, примеряя на себя роль Судьбы, сводит своих героев вместе и устраивает им роковые стечения обстоятельств. И, нет, поверить в то, что это так всё случайно раз за разом совпадает, и протекает естественным образом, нельзя абсолютно: уж слишком чётко видно, что Брусникин ведёт к тому, чтобы в конце истории и следа не осталось от его выдумок и всё «стало, как было». Говорите, не бывает? В конце книги вы увидите, что автору это блестяще удалось – ведь образы-то были собирательные. Да мало ли дворян было на службе у Петра? Да мало ли дворян было отправлено им в острог?

Тем не менее, если не обращать внимания на излишнюю нарочитость некоторых сюжетных ходов (без которой ведь и никак не обойтись, если ты поставил перед собой задачу прибрать после своих выдумок и сделать так, чтобы «всё стало как было»), читать книгу увлекательно, а местами так и просто сложно оторваться.

Что ж, по-моему, о книге в общем было сказано достаточно. Теперь немного о самом сюжете, просто чтобы не читавшие книгу могли определиться, хочется ли им об этом читать.

Во-первых, взгляд автора на саму личность Петра Первого слегка отличается от того, чему нас учили: Пётр в книге получается вовсе не «отцом отечества», а вздорным и жестоким типом, вырвавшим окончательно власть у царевны Софьи, воспользовавшись её временной немочью (тайные роды), ненавидящим всё то, что символизировало Русь-матушку, и умывшим Россию кровью в процессе установления тех же реформ, кои Софья планировала гораздо более мягкими и постепенными.

Кроме того, в книге есть мистическая составляющая, небольшая, в виде нумерологического пророчества, сопровождавшего загадочную икону «Девятный спас». И роман разбит на три части по временным отрезкам: пропущены «спокойные годы» и всё внимание уделено тем годам, которые являются переломными согласно пророчеству. Впрочем, по моему скромному мнению, без всей этой нумерологической мистики можно было бы спокойно обойтись и ничего бы в интриге и сюжете не изменилось бы.

Действие романа начинается в первый, согласно пророчеству, неблагоприятный для Романовых год, 1689-ый, в момент тайных родов царевны Софьи. Тогда-то мы и знакомимся с первый героем, персонажем безусловно отрицательным, предавшим сначала Софью, а затем и своего нового начальника, князя-кесаря Ромодановского, во имя собственной выгоды – в смысле, для упрочения своего положения и продвижения вверх поближе к власти. Зовут его Автоном Зеркалов. В конечном итоге, ни одно из его предательств выгоды ему не принесло, а расстраивают его замыслы и в первый и во второй раз три человека: крестьянин Илья (символ уходящих в прошлое русских богатырей и мастеров-на-все-руки), попов сын Алексей (собирательный образ всех тех, кто в эпоху Петра смог подняться, благодаря своим талантам и верности из грязи, ну, почти в князи) и боярский сын Дмитрий (тоже символ уходящего в прошлое столбового дворянства, русский Витязь). А попутал Зеркалова вовсе не бес, а тот самый «Спас Ясны Очи», который Софья взяла с собой для пущей поддержки против Петра (по легенде, у кого из Романовых икона – у того и власть и сила). Который наш «герой» захотел преподнести, вместе с Софьиной казной, Петру, тем купив себе расположение нового царя.

Как происходило расстройство планов нашего властолюбца я, безусловно, рассказывать не буду. Лишь ещё раз повторюсь, что к концу книги всё возвращается на круги своя: загадочная икона теряется, казна, благодаря трём друзьям, возвращена Петру, Зеркалов, вместе со своим сыном-провидцем Петрушей, (пару раз вольно или невольно проучаствовавшем в расстройстве планов папы в качестве ключевой фигуры) отправляются в ссылку в Сибирь, незаконная дочь царевны Софьи самовольно отправляется вослед за ними, так как влюблена в странного, не от мира сего, юношу Петрушу Зеркалова (вот и получается, что будто бы их никогда и не было), а три друга, крестьянин, попович и боярин – растворяются среди многочисленного люда, приносившего пользу Отечеству на службе у Петра Первого.

Резюме. Весьма увлекательная книга, которую можно рекомендовать всем, даже тем, кто не особенно интересуется историей.

Работа выставлена на текущий Конкурс рецензий Января-Февраля 2008

OlegZK
Хранитель года - 2007


Россия
17750 сообщений
Послано - 15 Янв 2008 :  08:44:30  Посмотреть инфо об авторе  Посетить домашнюю страницу OlegZK Посмотреть читательский профиль  Получить ссылку на сообщение  Ответить с цитатой
Есть электрон-версия в известном месте...

------
Ты бы, милая, что-нибудь одно выбрала: или крестик снять, или трусы надеть.
(с) Макс Мах

   
Перейти к:

Ответить на тему "Брусникин Анатолий"

Экран:   
Логин:  
Пароль:  
Авторизовать на форуме:  
Форматирование:   Жирный Курсив Подчеркнуть Зачеркнуть Вставить кавычки Выравнивание по левому краю Центрировать Выравнивание по правому краю Горизонтальная линия Вставить ссылку Вставить E-mail Вставить картинку Вставить цитату Спойлер Вставить список
   
Сообщение:  
* HTML разрешен
* Внутренний язык включен


радость [:)]
радость!!! [:D]
стыд [:I]
язык [:P]
злость [}:)]
подмигивание [;)]
шутка [:o)]
черный глаз [B)]
грусть [:(]
скромность [8)]
шок [:O]
гнев [:(!]
смерть [xx(]
поцелуй [:X]
одобрение [^]
несогласие [V]

  Отметьте для добавления собственной подписи из вашего профайла.
Отметьте для получения ответов по e-mail.
     

Последние 10 сообщений | Активные форумы | Тематические разделы | Хранители | Инквизиторы | Поиск | Вопросы и ответы
© Wilmark Design Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Snitz Forums 2001
Русификация: Wilmark Design