Послано - 04 Авг 2011 : 12:21:40
Я поражён. Книге, хорошей, качественной, твёрдой SF-книге, открыто выложенной на СИ, - уже минимум 5 лет, но на Архивах нет ни темы автора, ни самой книги в библиотеке, и есть только лишь пара упоминаний в Архивариусе и сравнительная дискуссия в теме Коростелёвой...
А между тем...
08 мая 2007 - На завершившемся сегодня под Санкт-Петербургом «Интерпрессконе-2007» были объявлены лауреаты премии «Бронзовый Икар» за 2006 год. Первый Икар взял курс на Волгоград. В номинации «Художественное произведение» победил Сергей Жарковский с романом «Я, Хобо: Времена смерти», вышедшим в волгоградском издательстве «ПринТерра Дизайн».
...Они рождаются в генетических секвенсорах, пятнадцатилетними. Никто из них никогда не был на Земле. По приказу Императора они тянут в Глубокий Космос Трассу — Дистанция за Дистанцией, декапарсек за декапарсеком, от звезды к звезде, от одного зеленого мира к другому... У них нет выбора: цена Солнечной Визы двадцать пять лет на Трассе. Скидка — только для мертвых. ...Мертвеца зовут Марк Байно. Он — космач как космач. Честно исполняет служебные обязанности. Верный товарищ и коллега. Время лечит память даже о собственной смерти, а работа заставляет поверить в то, что жив. Ведь Космос велик! — возможно все, что ж поделаешь, так получилось... Работы много, Земля далеко. Что космачу Земля? И что Земле — космач? ...Не стоило Земле убивать товарищей Марко Байно — он любил их. И не стоило Земле убивать его самого снова — ему и первого раза хватило.
Скажу сразу - "Времена смерти" - первая часть трилогии. Причём вторая и третья части ещё не изданы (хотя, по слухам, вторая уж точно написана давным-давно... У кого есть?! Да-айте!!!). Но даже если книга так и останется незавершённой, одиночной - то читать её не только можно, но и НУЖНО.
Жёсткий SF-мир, огромное количество сленга и новояза, богатый инженерно-технический лексикон автора в совокупности с массой неожиданных стилистических элементов и подвывертами сюжета в духе "Эндимиона" Симмонса (когда повествование идёт дневником ГГ, из будущего самого ГГ) - всё это поначалу просто повергает в шок. Но продраться через первые страницы не только можно, но и нужно!!! Хотя бы для того, чтобы вкусить "Производственный космический роман" во всей его красе.
Вот вам пример из текста, оцените:
Мы - "похоронная команда", "квинта бозе", "катафалки", "субботники", "жилы безопасности" (эй кей эй "жиба"); официально - "группа постфинишной аварийной реанимации" звездолёта "титан-Сердечник-16" колониальной экспедиции Дистанция XIII (Преторнианская Касабланка - ЕН-5355). С минуты на минуту колония Щ-11 натурализуется и мгновенно убьёт нас. Нас поместят в спецкамере "Сердечника", зальют аргоном, титан займёт позицию в фокусе старт-поля Порта Касабланка, и его стартуют. Высокий надриман, пунктир. Истечение инерции. Нисхождение в риман. Осуществление. Финиш. Если "Сердечник" встретят на финише - хорошо. (Должны встретить, нас там ждут.) Наверняка всех нас оживят - под контролем врачей, скорее всего, всех, - делов-то: Щ-11 отсадить фильтрами, да крови подлить, да током стрельнуть. Если же "Сердечник" никто не встретит, то через четыреста семь суток одиннадцать часов восемнадцать тире двадцать одну минуту среднего времени Щ-11 погибнет самостоятельно. И четверо, но может быть и только трое, - оживут.
…Сколько прошло времени? У меня не стучат зубы. Вообще-то врачи отступили от инструкции. Челюсти и язык у нас должны быть мягко фиксированы, но тогда бы мы не могли разговаривать, и капы нам вставят позже. Так проявляется гуманность у нас в Космосе. Я спокоен. Я ещё могу разговаривать? "Бельмес!" - говорю я шёпотом на пробу. Нет, говорю. И вообще, довольно даже осознанно функционирую. "Группа, отчёт!" - слышу я и откликаюсь: "Пилот!" - "Соператор". - "ЭТО-первый…" - "ЭТО-второй…", - и молчание продолжается. Пережив сколько-то его, Нота зовёт Дьяка по имени. И вот Дьяк не отвечает. "Готов дох-тур", - говорит со вздохом Иван. И его крайние были слова. Больше мы не разговариваем до самой смерти. Не знаю уж, кто стал каким и кто стал вонючкой. Погас свет (или "наступила тьма"), но много потом я сообразил - включение тьмы не было смертью. Напротив, наоборот. Я очнулся - когда увидел тьму. Я очнулся - в Новой земле, без малого через полтора года, без малого в шестнадцати парсеках от того белого, прекрасно звукоизолированного бокса, где я, трое моих друзей и один недруг, но товарищ, где мы пятеро умерли. Первое я подумал: нас убивали не зря. И программа у меня пошла моментально - мы тренировались с большим чувством и недаром.
Очень много особенностей в речи персонажей, в построении ими незаконченных предложений. Очень красиво автор вышел из ситуации прямого транслирования мата (его много, т.к. атмосфера рабочая, но автор сумел оригинально выкрутиться... ))) Очень много новояза, который переплетается с понятиями созданного автором мира - и практически нигде и никак не объясняется - догадывайся, читатель, сам, что такое "надриман"... Очень-очень много быта, работы, тягот - в подробностях. Это не космическая опера - это натуралистичный производственный роман. И наконец, в момент, когда ты уже привыкаешь к твёрдой SF-ориентированности автора, в книгу органично вплетаются элементы мистического и фентезийного (!!!) Твою ж... !!!
Короче, я не знаю, чем и как закончится книга, но я в полном восторге от её первой половины.
Да, а чего только стоит указание на то, что весь текст набирался в спешке на клавиатуре: любимая очепятка автора/героя - "реябта" - так и осталась неисправленной - повсюду - вообще повсюду! Слёзы умиления! Конечно же, прогоняли весь текст автозаменой, но... А бесчисленные отсылки к классикам фантастики и приключенческого романа! Одни Бенганны чего только стоят! )))
Послано - 04 Авг 2011 : 15:47:39
Читал у него серию "Двойной Герой"
"Врата испуганного бога" (1998 года) и "2-Герой-2" (1999 года) Он тогда под псевдонимом С. Антонов издавался. В АРМАДовской серии "Фантастический боевик".
Две отличные книжки. Давненько это правда было.)) Пробовал и "Хобо" читать. Нетривиально. Умно. Но нудновато. В книгу надо "вкатиться". У меня не получилось.
Послано - 04 Авг 2011 : 17:10:43
Mat, вот как раз тебе надо бы попробовать прочесть прямо сейчас. Имхо, естественно )))
Dayroon, чувствую, я тоже буду его ждать вместе со всеми... )))
OlegZK, правда моя. Все ваши высказывания находятся элементарно расширенным поиском Яндекса. Я их и нашёл. Одно даже процитировал. После чего и открыл эту тему, попутно удивляясь )))
Костик
В книгу надо "вкатиться".
Вот тут полностью согласен. Это не жвачка для ума, это работа для ума )))
Послано - 07 Авг 2011 : 09:25:12
Andrew, заинтересовал, буду обязательно почитать. Да и, смотрю, "Двойной герой" заслуживает внимания - уж больно редко наши авторы на киберпанк замахиваются...
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
С девяностых, из "космоопрер и около того" - лишь Олди "пошли", Зиндэлл и, отчасти, Дивов . "Не время для космоопер" - перефразируя Лукьяненко с Перумовым...
Не прошло и полгода, как книга дочитана. Товарищи, ну, что вам сказать? Книга блестящая! Если рассказывать про неё хоть что-то, то это будет просто ворох из спойлеров.
Во-1, автор смог, удержался в едином напряжении до самого конца. Все 600-с чем-то страниц сюжетная линия едина, не провисает, а динамика, чуть ослабляясь в середине, полностью нагоняется в конце. Событий много, они разные, и часто - совершенно неожиданные. Во-2, не бойтесь того, что книга не закончена. Да, Скрытый текст
...в итоге нам не объясняют ничего про Судей, разные виды Призраков, SOC-переменные, слей и обслей, Существенных, а также о происхождении и роли этих трёх (четырёх?!) артефактов Судей, равно как о Запретных планетах вообще и предыдущих контактах на них. Практически ничего также не говорится о недавнем прошлом - шипоносце, Романове, Мусохранове, Дейнеко, оставшихся в живых членов ханы - и о предательстве ГГ - всё это, похоже, оставлено на вторую книгу.
Ну и, в принципе, вот и всё - всё остальное в пределах книги очень хорошо объясняется и рассказывается. Надо только уметь читать и запоминать сказанное между строк. Роман можно - и нужно - читать без продолжения. Он достаточно самостоятелен. В-3х, автор не изменяет себе до конца. Его стилистические подвыверты по всему тексту, его новояз ("нуивот"), его полуфутуристический-полутехнический жаргон - всё это оставляет неизгладимое впечатление. Особенно хороши текстовые заморочки - начиная от списка current music в начале каждой из частей - и заканчивая тем, что у книги нет (вообще нет!) 13-х страниц (например, вместо 313-й - страница "312+1") - равно как и в речи персонажей нет слов "последний" - только "крайний" (по аналогии с речью современных лётчиков). Ещё там много, особенно ближе к концу, в речи Яна Порохова, отсылок к классике современной фантастики - и даже я не готов сказать, что смог выловить их абсолютно все...
Но самое главное: если от текста отбросить первые три перечисленных выше пункта, и попытаться пересказать его простым языком - то выйдёт очень неплохая история с живыми характерами и более чем жизненными обстоятельствами... История про романтику Внеземелья и политический расчёт, про жестокость и тайны, про давящую махину государства и уязвимость отдельного человека перед ней - даже на краю Галактики. История будет, в конечном итоге, про бунт одиночки, и про цену, уплаченную всеми за этот бунт. Хорошая такая история, от первого лица.
Послано - 11 Авг 2011 : 17:54:00
Из комментов с СИ:
Забавно, что космачи там думают и говорят в стиле, среднем между чатом, переговорами водолазов и инструкцией по сборке чего-то от китайского переводчика. И полудиких программистов трепом))
Я плакаль...
Dayroon
Интересно же, угадал, нет
Думаю, угадал. Нет, с историей и традициями - это всё правада, всё так и есть. А вот что касается общей цели развития - всё именно так. Или про Солнечную визу. Там на последних страницах Ейбо прямым текстом про неё говорит - всё, что услышал от Порохова...
Послано - 11 Авг 2011 : 18:21:05
Andrew Нет, там был чёткий такой разлёт по срокам в два-три раза. Дома гляну. Я, обычно, такие детали не цепляю. Но тут книга была ОЧЕНЬ интересная и я включил мозг при чтении. :) Думать что это ляп - не интересно и не спортивно, я развил целую теорию заговора.
Двенадцать Дистанций, почти сто восемьдесят восемь парсек Трассы так провесили и обжили. Девяносто пять лет. + 13ая дистанция Не приспособлен Космос для жизни человеческой! 191 парсек, 12 Новых земель плюс наша Палладина, 12 Городов плюс наш Форт, 500 тысяч космачей. 100 лет. ... но Дистанция II, ЕН-5016, проксима Корабля. Век с четвертью назад. Форвард "Ключ-1", сходя в риман системы, врезался в мирно дрейфующий на эллиптической скорости сорокатрёхкилометровый астероид-шатун с наклоном орбиты в 54 градуса. ... но!!! Романову было пятьдесят три года Вся Трасса, все двенадцать и наша колонии были старше сенатора всего на среднее десятилетие. Невероятно знать, ведь мы тут в Космосе по умолчанию психологически воспринимаем свой мир, Трассу то есть, как нечто немыслимо древнее, начавшееся чуть ли не в 1957 году
+ там ещё с датами событий в UTC можно поиграть если это банальный релятивистский эффект, я расстроюсь.
ага, пока рылся, заодно нагуглил слова автора о том, что это не ляп :)
Я вот тут взялся перечитывать начало... На многое из событий конца книги начинаешь смотреть иначе...
Заодно прочитал ту главку из второго романа, что выложил автор на СИ - про СССР-овского музыканта-инопланетянина... Неплохо, очень неплохо, но маааа-аало... )))
Послано - 25 Авг 2011 : 16:44:31
Что касается отмеченного тут обилия новояза и терминологии - у меня сложилось впечатление, что оно лишь отчасти продиктовано желанием автора написать жесткую НФ, будущее или специфический социум. Не в меньшей, а может быть, и большей степени - это следствие того, что при попытке описать все "обычными" словами, на выходе была бы вещь весьма прозаическая, ничем особым не примечательная.
А здесь мы имеем книгу сложную. По языку сложную, по самой подаче - пиши автор иначе, многие эпизоды, в принципе, можно было бы описать раз этак в 15 короче, чем они в книге изложены. Но тогда это была бы другая книга:)
То есть язык (и сама подача) как таковые в данном случае становятся, по-моему, доминирующей категорией, позволяя автору делать то, чего в другом случае ему бы читатели не простили:)
Сделана книга хорошо - именно сделана, в данном случае это понятие шире, чем "написана". Но рекомендовать я бы ее поостерегся - как мне кажется, не очень много читателей, которым она понравится. Я вот, например, могу осторожно записать в понравившиеся в первую очередь именно из-за языка - такой эксперимент было слишком легко завалить, но автор справился "на ять", и это здорово.
P.S. Кстати, многие "завлекалочки" на обложке выглядят, скажем прямо, престранно. Что значит, например "Это же "Золото бунта" от научной фантастики!" Совершенно неуместное сравнение, с какой стороны не взгляни.
при попытке описать все "обычными" словами, на выходе была бы вещь весьма прозаическая, ничем особым не примечательная.
Я даже боюсь, что при попытке написать книгу обычным языком она была бы совсем не живая. Т.к. книга эта про работающих людей, то и лексикон там должен быть исключительно рабочий. А никак не из нашей с вами современности...
А про обложку... Ну, лично я уже привык делить написанное на обложках на бесконечность )))
Послано - 26 Авг 2011 : 02:33:45
AlPanino, агхм! ))) У меня слов нет! )))
Уважаемый AlPanino! Вы уже не в разделе СИ! Оглядитесь - тут уже давно никто и никого никуда не проталкивает! )))
Что же до "словес" - так это да. Тут держать башку выключенной при чтении не получится никак... ))) Это хоть и жвачка, но интеллектуальная жвачка, совсем иного рода, слишком плотная, слишком насышенная информацией...
Кто читал? Что скажете? По слухам, роман сделан из того, что не влезло в сценарий сериала. Отзывы в сети - гиперпозитивные. Такого вообще не бывает, чтобы только позитивные отзывы, но факт есть факт. Зная тексты Жарковского, уже ничему не удивляюсь.