Режиссёр: Кодзима Масаюки Снято по манге: Monster Автор оригинала: Урасава Наоки
Дивитесь на меня, дивитесь на меня! То монстр во мне растет великий!
Если ты человек, то ты спасешь дьявола.
…Жил-был на свете Кендзо Тэнма, жил не тужил, работал нейрохирургом в элитной клинике в Дюссельдорфе, имел блестящее будущее и красавицу-невесту. В общем, все хорошо у него было. До тех пор, пока одной дождливой темной ночью он удачно не провел операцию—спас жизнь мальчика с огнестрельным ранением в голову. И вот с этого самого момента судьба доктора Тэнмы сделала поворот на 180°, встала с ног на голову и захлопала ушами.
Я чуть не сделала большую ошибку и не выключила этот сериал после второй серии. Начало откровенно скучное, сложилось впечатление, что сюжет будет строиться на противостоянии молодого, принципиального доктора и его падкого до денег и славы начальства. «Тогда причем тут монстр?»,--спросила я себя и все-таки стала смотреть дальше. В итоге получила просмотренные с превеликим удовольствием 74 серии, мысли о моем месте в этой жизни и четкую уверенность в том, что все же хороших людей больше чем плохих, но плохие лучше организованны.
Главный герой— доктор Тэнма. Так уж сложились обстоятельства, что его обвинили в преступлениях, которые он не совершал. Полиция считает, что Тэнма ударился в бега, скрываясь от правосудия, но это не верно—доктор знает настоящего убийцу и хочет его остановить, руководствуясь постулатом классической русской литературы: «Я тебя породил, я тебя и убью». Теперь может показаться, что сериал является по своей сути детективом. Да, детективная составляющая очень сильна, но она часто отодвигается на второй план. Круг затронутых тем и проблем с каждой серией становится все больше: создание сверхчеловека, евгеника, коррекция личности, опыты над людьми, неонацизм, коммунизм как идея, расовая нетерпимость, все тоже исконно русское: «Тварь ли я дрожащая…», оправдывает ли цель средства и многое-многое другое, перечислять можно долго.
В одно время действие развивается как классическое road movie, в следующий момент это уже детектив с допросами подозреваемых и поиском улик, далее—флеш-бэки вперемешку с перестрелкой, а некоторые серии—это детская книжка с картинками. Такое разнообразие подачи сюжета не может не радовать. Да и Тэнма как главный герой не всегда в центре внимания. Его может не быть видно несколько серий, а вся сюжетная информация подается через второстепенных и «третьестепенных» персонажей. Они, действуя независимо друг от друга, раскрывают перед нами полную картину происходящего с разных точек зрения и разных ракурсов. И у каждого из них есть прошлое и настоящее, но не у всех есть будущее. Это не картонные персонажи, служащие фоном, декорацией, а личности, в которые можно поверить, посочувствовать, осудить, начать презирать, хотя они и появляются на одну-две серии. Юнкерс, сельский врач Шуман, коррумпированные полицейские, пара англичан на дороге, инструктор по стрельбе с девочкой, Рихард, старик, наблюдающий в парке за птицами, генерал Вольф, девушка—врач-самоучка из Вьетнама, Мартин, Петр Чапек и десятки других. Они появились на экране, прожили часть своей жизни и остались в памяти наравне с Тэнмой. На мой взгляд, только дети получились немного плоскими. Есть несколько ключевых персонажей, которые особенно привлекают внимание, без них сериал утратил часть своей глубины и привлекательности с точки зрения подачи сюжета.
Скрытый текст
Инспектор Рунге. Именно он обвинил Тэнму в убийствах. У него есть свои, проверенный, метод раскрытия преступлений: Рунге собирает всю доступную (и не доступную) информацию по делу: когда ее становиться достаточно, он ставит себя на место подозреваемого, полностью отождествляя себя с ним. Возможно, поэтому нераскрытых дел у Рунге нет. Имеет свою мнемотехнику и без труда запоминает все, что его интересует. В начале вызывал стойкое раздражение: «Неужели он не видит, что Тэнма не виноват!?». Действительно, не видит, ему не доступны все сведения, это только зрителю известны все обстоятельства. Поэтому раздражение благополучно исчезло. Действуя на основе неполных данных, доставил немало неприятностей доктору, но наблюдать за его работой—одно удовольствие.
Ева Хайнеман. Бывшая невеста Тэнмы, а по совместительству главный свидетель обвинения. Папина дочка. Стерва-алкоголичка. Неожиданно оказалась очень сильной личностью.
Нина Фортнер/Анна Либерт. Близкий к идеалу персонаж. Недостатков нет, достоинств много: умница-красавица, спортсменка. Сестра-близнец Йохана.
Йохан Либерт. Смотрите сами, это стоит видеть. Брат Нины.
Дитар. Мальчик-сирота, воспитывался бывшим психиатром 511 детдома, который пытался сделать из него что-то вроде сверхчеловека. Любит играть в футбол.
Доктор Райхвайн. Психоаналитик, специализируется на лечении алкоголизма. Относиться к пациентам больше как к друзьям, чем как к больным людям. Наверное, поэтому и считается отличным специалистам. Любит белые сосиски с пивом.
Гриммер. Человек без имени, эмоций и прошлого. Бывший шпион, теперь независимый журналист. Страдает чем-то вроде раздвоения личности. Бывший «подопытный» 511 детдома. Он и Ругне—два самых любимых персонажа.
Немаловажная особенность сериала, которая притягивает к себе внимание— сказки: «Человек с большим ртом и человек с большими глазами», «Бог мира», ключевая «Монстр, у которого не было своего имени» и история о юноше, спасшем дьявола. Это отдельные произведения искусства, как с точки зрения визуального ряда, так и по содержанию текста. Жуткие, совсем не детские, в лучших традициях необлагороженных братьев Гримм со злом в главной роли. Оставляют очень гнетущее впечатление, но они действительно хороши.
В итоге смотреть рекомендую. Только не настраивайтесь на легкую развлекаловку, убийцу времени долгими осенними вечерами. Это то редкое, серьезное, взрослое аниме, без школьниц, роботов, кавая и тпх., впечатления о котором нелегко забыть. В моем личном рейтинге оно прочно вошло в первую пятёрку.