Послано - 26 Янв 2018 : 07:01:20
Алексей Сальников, «Петровы в гриппе и вокруг него». С этой книгой у меня сложились интересные, в чем-то уникальные отношения. Прочитав треть, я понял, что это безусловно очень талантливая книга, но я не знаю, нравится она мне или нет. Прочитав еще треть, я выяснил, что книга мне нравится, и даже весьма. Закончив чтение, я укрепился в этом мнении. Больше ничего говорить не буду. Все, что ни скажи, выйдет банальностью, а книга небанальна. Замечу лишь, что во время чтения в голове все время жужжала цитата из Блока: «День проходил, как всегда: в сумасшествии тихом.».
Послано - 04 Марта 2018 : 11:37:21
Алексей Сальников: «Отдел» (Книгой роман еще не выходил. Опубликован в журнале «Волга», NN 7-8 за 2015 г.) Впечатления от романа странные и двойственные. С первых же страниц погружаешься в предельно реалистичное и мрачное бытописание, сквозь которое то тут, то там, прорастают жутковатые сорняки бреда и абсурда. Но абсурда, опять же, вполне бытового, плоть от плоти окружающей героя беспросветной реальности. Язык поначалу раздражает: повторы, тавтологии, странные словоформы – но буквально через пару страниц понимаешь: именно таким и должен быть язык этой книги. Пригладь его, причеши, вычисти – и, став литературнее, язык романа перестанет соответствовать той корявой и неустроенной действительности, в которой развивается действие «Отдела». Надо отдать должное Сальникову: он ухитрился отыскать почти идеальное соответствие формы и содержания. Постепенно градус абсурда и чернухи все повышается, некоторые эпизоды читать просто жутко. Герой все глубже увязает в бесчеловечной и, казалось бы, совершенно бессмысленной жестокости. Временами он словно пробуждается, выныривает ненадолго из мутного кошмара, пытается сопротивляться – но вскоре вновь погружается в беспросветную пучину обыденного ужаса, в котором вынужден существовать. А потом… Потом приходит объяснение. Ответ на мучительный вопрос, которым задается и герой, и читатель: зачем?! Зачем все это?! И когда на страницах книги прозвучал ответ, во мне разом проснулся Станиславский с криком: «Не верю!» Слишком уж этот ответ, формально вполне логичный и почти все объясняющий, не вписывался в предыдущую парадигму романа, переводя «Отдел» из разряда бредово-реалистичной бытовой чернухи в разряд оголтелой фантастики. Признаюсь, на этом месте я чуть не бросил читать. Но все же поборол этот спонтанный порыв, с внутренним скрипом принял правила игры и продолжил. В оставшейся части романа давление черной жути чуть ослабло, я с долей облегчения выдохнул и дочитал «Отдел» до конца. Точность и предельная реалистичность декораций, бытовых деталей, характеров, диалогов никуда не делись, но к концу «Отдел» превратился в странный гибрид черноватой фантасмагории с почти научной фантастикой. Понемногу я с этим смирился, и еще одно потайное дно, открывшееся в финале у прозвучавшего ранее объяснения, уже не вызвало у меня неприятия: в рамках фантастической концепции оно было вполне уместно. Сильная книга? Безусловно. Необычная? О да! Но уж больно мрачная, беспросветная и, как по мне, распадающаяся на две части, связанные между собой лишь формально, но не на уровне восприятия. По крайней мере, моего читательского восприятия. Рекомендовать поостерегусь: кого-то может оттолкнуть «чернуха» и жестокость, кого-то – непривычный, намеренно исковерканный язык, кого-то – предельный реализм беспросветного бытия героев, а кого-то – наоборот, фантастика и фантасмагория финальной части романа. Но если вы все-таки решитесь…
Послано - 22 Марта 2018 : 07:03:47
Алексей Сальников: "Петровы в гриппе и вокруг него"
Это ж надо было ухитриться самим текстом, стилем, языком, манерой подачи создать настолько достоверное ощущение гриппа и гриппозного бреда, что в какой-то момент я всерьёз начал опасаться заболеть, пропитавшись гриппозной аурой в процессе чтения! Писателей, которые умеют подобное -- единицы. Вспоминается разве что "Кракатит" Карела Чапека и трилогия "Зона Икс" («The Southern Reach Trilogy») Джеффа Вандермеера. Бред настолько исподволь вползает в текст и в жизнь героев, что провести грань: "Вот это происходит на самом деле, а вот это -- уже явно горячечный бред!" -- практически невозможно. А когда к этому бреду еще понемногу добавляется мистика с мифологией... И, кстати, от дебютного романа Сальникова "Отдел" (тоже достаточно сильного) к "Петровым в гриппе..." хорошо заметен литературный рост автора. Браво, Сальников! Хочу еще.
Послано - 06 Ноябр 2019 : 07:44:52
Алексей Сальников: "Опосредованно".
Любим мы прозу Алексея Сальникова. Любим ее разговорный ритм, все эти сложносочиненные и сложноподчиненные, легкую иронию, бытовую интонацию. Поэтичность любим, которой в этом романе больше, чем в предыдущих, и даже понятно, почему. Сердцу, знаете ли, не прикажешь! Вот и роман «Опосредованно» пришелся нам по сердцу. О чем книга? О поэзии, как особой форме наркомании. С приходом и ломкой, тягой и отказом, быстрым привыканием, невозможностью соскочить и смертью от передоза. Знакомые моменты, любимые и узнаваемые, хорошо откликаются сопереживанием. Собственно, именно поэтому в книге так много быта, будней, семейных неурядиц – «когда б вы знали, из какого сора…» Чисто личное: если взять динамику изменений во времени, от "Отдела" через "Петровых в гриппе" к "Опосредованно", то качество, которое мы бы назвали "чернушностью", неуклонно снижает градус. Не знаем, с чем это связано, но всячески приветствуем. Пожалуй, стоит отметить прием, которым Сальников пользуется уже не впервые – финал без финала. Когда текст заканчивается и просто повисает в воздухе, оставляя читателю самому делать выбор, принимать решение, домысливать сказанное. Вот тут и понимаешь, что кульминация уже была, и даже развязка состоялась, а то, что жизнь героев продолжается как ни в чем не бывало, так на то она и жизнь. Жизнь как текст, и текст как жизнь. Непростая книга. Временами даже хотелось бросить чтение, как бросают курить. Хотелось и не получилось, и хорошо, что не получилось.