Жизнь длиннее любви, но короче смысла П. Крусанов "Бом-Бом"
После сотворения человека ангелы преисполнились ревностью, поскольку вся высшая любовь была направлена на это создание, и всячески старались очернить человечество перед Всевышним. Тогда Господь предложил ангелам облечься плотью и отправиться на землю. Двести ангелов под предводительством Азазеля спустились на гору Хермон. Но вместе с плотью они получили и то дурное начало, которое есть в человеке. Ангелы стали вступать в браки с земными женщинами. Кроме того, падшие ангелы научили людей таким искусствам и наукам, которых им лучше бы было не знать. Азазель научил людей делать мечи и железные ножи, щиты и доспехи, прорывать шахты, добывать металлы и драгоценные камни, а также поведал о свойствах драгоценных камней. Так в мире появилась зависть, люди стали убивать друг друга из-за драгоценных металлов и камней. Шамхазай - помощник Азазеля - научил людей колдовству и использованию магических свойств растений. Бракиель научил людей наблюдать за звездами, то есть привил зачатки астрономии, Кохвиель и Тамиель научили людей астрологии, Сахариель - дал понимание о периодах и фазах Луны. Арбаган научил людей мечтать. Само по себе это было не так уж и плохо, но люди все эти знания стали использовать себе во вред. Железными мечами они убивали друг друга из-за драгоценностей, а там, где не помогало оружие - пользовались колдовством и растительными ядами. Мечты заставляли людей строить воздушные замки и стремиться к эфемерным целям. Дети же, рождавшиеся от ангелов и земных женщин, были великанами. Обладая огромной физической силой, они не имели того нравственного начала, которое было у их родителей-ангелов. Они творили на земле беззаконие, пользуясь силой и колдовством. Все это привело к тому, что Всевышний послал четырех своих ангелов - Уриеля, Михаеля, Гавриеля и Рафаеля - для изъятия падших ангелов с земли и соответствующего наказания их. Так гласит легенда. (http://arbagan.hotbox.ru/legenda/arbagan.html) По заложенной в текст версии семерых главных падших ангелов низвергли в башни сатаны. За башнями надзирают демонопоклонники - убырки. Своими жертвоприношениями они насылают людям беды, но существует сила уравновешивающая зло. На европейской части России есть одна очищенная башня. Когда мир задыхается от зла, спускается в неё хранитель и ударом в колокол взывает к богу, и тот очищает землю. Правда ценою такого удара становится жизнь смельчака. Эту историю узнает однажды Андрей Норушкин, и касается она его тем боком, что все Норушкины по мужской линии являются теми хранителями. Для него начинается погружение в историю древнего рода. Надо заметить, что Крусанов прирожденный рассказчик, и в своем последнем (на данный момент вышедшем книгою) романе открывает все имеющиеся козыри. Вот сказка о царевне лягушке, только вместо лука со стрелами попугай - "Оракул судьбы". В чей двор прилетит заморская птица, там и жену искать будем, повелел отец и добавил пункт к завещанию. Девушка оказалась простолюдинкою. Так и остался бы без наследства, да судьба вдоволь наигралась. Через годы, во время реставрации Великой осады острова Мальта 1565 года императором Павлом, влюбился он в девушку, ту самую избранницу глупого попки. Не смотря на мое неумелое описание - одна из самых эффектных историй в книге. Вот красавица и чудовище с уклоном в Вий. Вот герой нашего времени с примесью чего-то знакомого, но неуловимого. Все написано в образах и на языке эпохи, в которой происходит действо. Все вписано в известную по учебникам истории реальность. Получается криптоисторический роман? Поверить в эту версию происхождения мешает то, что вторая половина книги посвящена терзаниям души нашего современника, уже помянутого мною Андрея. А свободен ли человек? Что есть судьба? Есть ли у жизни смысл? Способен ли человек этот смысл осознать? Пчелы. Каждая вольна собирать нектар где ей вздумается, но это лишь кажущаяся свобода. Начинается роение (когда пчел для одного улья становится слишком много, улей разделяется, и одна из маток образует новую семью в новом месте), и зов матки, которому невозможно противиться, срывает пчелу из теплого улья. Муравьи. Шныряют вокруг без особого порядка, на взгляд стороннего наблюдателя, а на самом деле осуществляют продуманные поступки во благо муравейника. Инстинкт или внешняя воля? И способен ли муравей осознать, что определяет логику его поступков? Есть ли смысл в жизни человека? Если допустить, что есть, то жизнь любого индивидуума, вне зависимости от желания последнего, должна быть подчинена этому смыслу. Значит человек не свободен в своих поступках, а подчинен року/судьбе. Но как совместить разум и судьбу, ведь разумное существо должно взбунтоваться против предначертанного. Путем подобных размышлений Андрей приходит к старому выводу "Весь мир театр, и люди в нем актеры". Каждый из нас играет роль, да, все мы вольны импровизировать, но в рамках предложенной режиссером истории. Андрей пытается взять жизнь в свои руки. В состоянии жуткого опьянения влюбляется в первую попавшуюся детку. Детка приезжает к Андрею с "Оракулом судьбы", случайно залетевшим в её окно. Он защищает родную землю от криминальных авторитетов, а те оказываются убырками, ищущими подступ к чертовой башне. Натыкаясь на подобные неудачи в своей игре с судьбою, он идет на нарушение всех правил. Став у входа в башню, он кидает монету. Орел - спуск туда раньше срока, решка... выпадает решка, и по облегченному вздоху видна готовность идти до конца в этот момент. Вход в башню заваливают камнями и заливают бетоном. Думаете Андрей победил судьбу? Ох и намучаются мужики, ломая кладку, когда вострубит ангел.