Послано - 29 Мая 2002 : 19:13:07
Существует два мира - мир реальности и мир сказок. Мы не хотим видеть последний, но он преследует нас, пробиваясь через щели в реальности. Сказки помогают нам жить, сказки открывают нашу душу навстречу волшебной истории. Многое зависит от сказочника. Сказочники - проводники в мир магии. Говоря языком метафор и аллегорий, они заставляют человека верить в существование иррационального. Я не говорю, что иррациональное не существует. Просто сказочники заставляют человека принять во взгляде на иррациональное свою сторону. И главное мастерство сказочника в том, чтобы его поняли все без исключения. В мистерии может быть заложено несколько реальностей, поэтому каждый понимает ее по-своему. Но каждый для себя понимает ее ПРАВИЛЬНО. Вот это самое важное, хотя понимание сути у каждого индивидума может быть разным, как камень и вода. Иногда циничная с первого взгляда сказка может оказаться на поверку самой доброй и прекрасной. А в милой сказке, рассказанной без чувства, так и слышится едкая желчь, разъедающая существование. Сказочник - конструктор душ, созидатель разума слушающих. На сказочнике лежит великая ответственность - быть лучше всех, быть таким, каким ВИДЯТ его люди, благодаря сказкам. Сказочник может быть циником, но сказочник не может быть лгуном. Парадокс, Вам кажется? Нисколько. Сказочник сам должен верить в свои сказки. Сказки - это он, он - это сказки. Человек, слушая новые истории, не видит перед собой фигуру сказочника. Он видит мир. Другой мир, тот мир, который преподносит сказочник с только ему известными целями. И сказочника внутри его. Люди внемлют, люди знают, люди понимают. Люди любят сказочника. Иногда сам слушатель становится непосредственным участником. А иногда сам сказочник растворяется в созданном им мире. Он не сознает теперь, что является частью созданной реальности. И в этот момент совершается метаморфоз. Сказочник теряет нить повествования, он не контролирует слушателей, а один из них, слушателей, становится реальным и начинает плести свою нить, затягивая сказочника еще глубже в мистерию. Но вся беда в том, что сказочник не может этого видеть, ибо он продолжает думать, что это - его сказка... Сказочник сплетает воедино мир реальный и мир нереальный. Реальность становится сказкой, а сказка - реальностью. И у того, и у другого есть свои законы. Вопрос лишь в том, что мы называем сказкой и кого можно назвать сказочником? Ну а ответ - он для каждого человека свой...
Послано - 29 Мая 2002 : 19:39:27
Ну и написал! Я пока прочитала, совсем запуталась. Короче, для меня сказочник - тот, кто сказывает, то есть, рассказывает. И не важно, что рассказывается - придуманная история или быль.
Послано - 04 Июня 2002 : 14:17:40
Прочитал я. Было чувство, что мозги утянуты в какое-то болото, словно я начинаю проваливаться в сказку. Но я взбодрился и выбрался из омута.
Через несколько дней прочитал опять... И все понял! Вот обмозгую и отвечу.
Послано - 07 Июня 2002 : 11:41:07
Сказочников по-моему надо сразу разделить - на тех, кто пишет, и тех, кто рассказывает. Пишущие сказочники - скорее все же писатели-фантасты или фэнтезийники(хм... интересное слово). Они контролируют повествование, планируют сюжет, подозревают, чем все закончится. Яркий пример - Олди. А есть рассказчики, которых несет за собой повествование, у них можно встетить самые неожиданные повороты сюжета, герои ведут себя как хотят, да и читатели (слушатели) порой вносят свои поправки. Тут можо вспомнить "Темную башню" Кинга. Правда, такое разделение довольно прозрачно, и нельзя с уверенностью сказать, кто является источником сказки - она как правило начинает жить своей жизнью, захватывая все больше людей и наполняя глубоким смыслом свои же эпизоды. Довольно часто бывает, что сказка, рассказанная в кругу друзей, не интересна тем, кто лично не знаком со сказочником. Тут как раз и проявляется то, о чем говорит Wren - душа сказочника. Рассказ от чистого сердца всегда найдет своих почитателей, тогда как вымученный и выдавленный из себя текст не будет интересен даже самому автору. Мастерство заключается даже не в том, чтобы умело преподнести описание мира и происходящего в нем, а в том, чтобы утащить туда слушателя, заставив забыть о сказочнике. На мой взгляд самые сильные сказки захватывают так, что слушатель забывает и про реальный мир, и про себя, а фигура сказочника поднимается на заоблачные высоты, но не уходит, поскольку является связующим звеном между миром слушателя и миром сказки. Причем чем более прозрачна эта фигура, тем лучше. Но без автора, без ощущения его присутствия, сказка несколько расплывается, теряет границы и четкость. Умелое растворение сказочника в сказке, их слияние - вот наивысшее мастерство. Жаль, что такое удается немногим.
Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений
Послано - 07 Июня 2002 : 21:46:55
Признаюсь, сей постинг является причесанной квинтэссенцией моих ответов на другом форуме. Частично навеяно несколько неверными по моему мнению мыслями некоторых субъектов по поводу Фаулзовского Волхва. :)
Послано - 08 Июня 2002 : 14:07:56
До сего момента все было ясно... А вот теперь - не совсем. Что за мысли, и чего в них было такого, что пришлось выяснять истоки творчества сказочников?
Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений
Послано - 08 Июня 2002 : 15:57:57
Kutushut, ты Волхва читал? Первоначальной идеей были далеко не истоки сказочничества. А представления сказочника о себе и слушателей о нем. да и речь не совсем о сказках. Вернее совсем не о тех сказках, которые ты ввиду имеешь. Сори, конечно, за загрузку. Вот Белый еще не высказался по вопросу. Но, как видишь, божился, что въехал. :)
Отредактировано - crazy_Serg on 10 Jan 2003 13:45:53
Послано - 08 Июня 2002 : 16:24:48
Wren, нет, к сожалению не читал. Наверное поэтому высказался не совсем про то, про что ты говорил. Но твои мысли, как мне показалось, вполне можно применить и к писателям, что я и сделал. В любом случае, всякое сказанное слово, облеченное в мысль и соседствующее с другими мыслями, плотно набитыми в некоторое подобие рассказа, который на первый взгляд кажется бессвязным, имеют право на существование. Так все же, является ли тут главной тема Волхва, или она шире и глубже?
Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений
Послано - 08 Июня 2002 : 19:15:16
Kutushut, Волхв - один из самых популярных у современной молодежи романов. Но достаточно устарел с 60-х годов. Там речь идет о профессиональном психхологе, который проводит ужасающие по своей жестокости эксперименты над людьми на греческом острове. Несмотря на то, что книга устарела, читается любопытно. Фаулз вообще достаточно интересен - хорошо людей чувтвует. Самое занятное там - жертва знает, что ею манипулируют, но продолжает дальше идти на поводу. Что местами становится совсем смешным. Однако, приминяемые психологические приемы весьма интересны. Почитай, не пожалеешь в любом случае. Естественно, мои слова можно применять и к сказочникам, кем, в принципе, и является вышеназванный Волхв-Кончис. Таковы, значит, мои темы - каждый видит в них то, что хочет увидить. У меня еще кое-что подобное есть. Про кино на этот раз. Может открыть тут? /смех/:):):)
Послано - 11 Июня 2002 : 20:37:59
Я вроде судя по описанию читал, интересно но тогда мне не показалась супер интересной, а сейчас негде взять, чтобы востановить впечатления
Послано - 27 Июня 2002 : 09:37:36
Для Вас, форумчане. И специально для WRENA
Вначале был миф. Миф был дик, необуздан и внущал благоговейный страх. Миф был единственной реальностью этого мира. Люди не задумывались об этом, но и они были частью мифа, как и вода, земля, воздух, Боги, звери, птицы... Но со временем, извечное людское любопытство привело к тому, что люди начали исследовать мир, а следовательно и миф. И став объектом познания, миф уже не смог существовать. Сила его была в неизведанности. Миф исчез, но оставил после себя потомков.
Мир реальный и мир сказочный. Они развивались параллельно, хотя время от времени границы их истончались и один проникал в другой. Сказка становилась реальностью, а реальность сказкой. Иногда в это время и в этом месте оказывались люди. Пораженные увиденным, они рассказывали об этом другим людям, и, сами того не понимая, становились первыми сказочниками. Постепенно мастерство их росло. Ивот уже их уста не просто передают рассказ об увиденном чуде - они сами творят чудо, открывая слушателям врата в мир сказок. Мир реальный и мир сказочный продолжали эволюционировать. Однако, если мир реальный рос количественно и рсе больше забирал жизненное пространство у мира сказочного, то мир сказочный рос качественно, обрастая своими героями и злодеями. Некоторые из них, взращенные на почве людской веры, оказывались настолько жизнестойкими, материализовывались в мире реальном и продолжали жить, не требуя уже подпитки со стороны сказочников. Сказка доступна каждому. Каждый может проникнуть в мир сказочный и стать частью сказки. Для этого нужно лишь открыть свое сердце и поверить в сказку. Не зря первыми и самыми благодарными слушателями сказок являются дети. Дети, с их простодушной наивной верой, даже не замечают барьера в мир сказочный. Их не закупоренная броней цинизма, страха насмешки и безразличия душа зачастую входит в сказку, и, очарованная окружением, остается в ней. Почти всегда грубые реалии нашей жизни вырывают повзрослевшие души из сказки. Почти всегда... Но бывает и так, что человек, несмотря ни на что, продолжает верить в сказку. И тогда в мире на одного сказочника становится больше. Такие люди не могут оставаться в стороне. Сказка полностью завладевает ими, и, в свою очередь, открывает сказочнику все свои секреты. Сказочник ВСЕГДА верит в свои сказки. Предназначение сказочника - нести сказку людям, а люди тонко чувствуют фальшь, и поверят только озвученной искренности. Сказочник НИКОГДА не расскажет сказку без чувства. Такое повествование, просто напросто, убивает сказку, а сказочник ни за что не допустит этого. Рассказанная без чувства сказка превращает сказочника в рассказчика. Сказочник не может быть лучше всех. Наоборот, сказочник стремится убедить слушателей, что он - как все! Он пытается убрать все барьеры между собой и аудиторией, чтобы завлечь ее в искусно сплетаемую им сказочную реальность. Встреча же с САМЫМ ЛУЧШИМ растревоживает в людях чувство неполноценности, генерирующее один из самых трудно убираемых барьеров. Конечно, есть сказочники, настоящие мастера слова, адепты мира сказочного, которые способны обратить свое превосходство над обычными людьми не в чувство неполноценности у последних, а в чувство уважения и преклонения. Таких немного.
И это уже не сказочники, а нечто большее - сказители. Сказитель прекрасно чувствует все нюансы речи. Нередко сказители становятся замечательными лингвистами, так как они воспринимают речь не на уровне слов, а на уровне мыслеобразов. Для них слово не набор букв, а гамма оттенков и значений. Сказитель - превосходный психолог. Встречаясь с аудиторией, он моментально определяет ее слабые и сильные места, мгновенно подстраивая нить повествования таким образом, что когда он обращается ко всем, каждый считает, что сказитель обращается именно к нему. В такой ситуации околдованный слушатель, польщенный вниманием сказителя, начинает благосклонно внимать его речам, тем самым открывая доступ к своему разуму. Искусство сказителя так велико, что к концу повествования у каждого в голове крутится одна и та же мысль: "А ведь он, черт возми, прав!" Хотя слушатели могут иметь в виду совершенно противоположные вещи. Сказитель - отличный импровизатор. Он способен в любой момент сотворить новую реальность из ничего и увлечь туда слушателей. Он НИКОГДА не потеряет нить повествования, его власть над аудиторией абсолютна. Сказитель не может раствориться в создаваемом им реальности, так как он, по сути, уже является одушевленной частицей сказки. Поэтому, пока существуют сказители - существует и сказка...
Нет ничего хуже обманутых ожиданий!
Отредактировано - crazy_Serg on 10 Jan 2003 13:51:39
Послано - 28 Июня 2002 : 19:25:56
Белый Взял за основу мою манеру? :) Однако, постинги отличаются как небо и земля. Твой добрее, что ли. И сказочник почти обожествляется. У меня сказочник - /как бы сказать.../ запутавшийся демон что ли... И, думаю, оба мы по своему правы. Ты - понимая сказочника буквально, я - подразумевая нечто большее. Я говорю о людях, дающих и берущих, а ты - о людях дающих. А еще? Еще о том, к чему приводят игры с человеческим разумом. Когда хищник становится жертвой.
Послано - 30 Июня 2002 : 22:13:04
Потому и написал свой постинг в твоем стиле, чтобы показать, что понял первоначальную мысль. Но, естесственно, я не занимался копированием, а писал о том, что думаю сам и отвечал на некоторые затронутые тобой вопросы. Ты прав, говоря о том, что мой сказочник - доброе существо. Я как-то не подумал, что он может быть и злым! Хищник может стать жертвой исключительно в том случае, если в числе первоначальных жертв обнаружится еще более хитрый и умный хищник. К тому же на его стороне будет преимущество в информации - он ЗНАЕТ, что он - хищник, а сказочник - нет. И поймать в ловушку сказочника, может только тот, кто и сам обладает схожим талантом. Утверждать, что простой слушатель может это сделать нельзя!
Послано - 01 Июля 2002 : 18:56:32
О, тут мы подходим к пониманию относительности понятия "простой слушатель". :) Это, как говорится, для кого как. :) Поэтому однажды простой слушатель может стать и хищником тоже. Ну а пример злого сказочника я привел. :) Весьма, показательный. кстати, если читал означенную книгу, можно ли однозначно сказать, что в данном случае сказочник - злой?
Послано - 02 Июля 2002 : 09:25:50
"Волхва" я не читал, хотя собирался несколько раз. Что-то меня все время останавливало, какое-то предчувствие тяжеловатости книги (я не говорю об ее физической массе :), хотя и она внушительна). А по поводу злых сказочников я, наверное, выскажусь. Попозже.
Послано - 03 Июля 2002 : 17:21:56
Мои попытки вникнуть в суть темы закончились полным провалом. Ничего не понимаю. Читаю ваши огромные постинги и запутываюсь в них, как муха в паутине.
Послано - 02 Авг 2002 : 10:17:34
О НикитА как мы похожи! Мудрена уж! Без пива и лезть не стоит. Попробую с другим оттенком. Приблизимся к земле, т.е. к книгам. Маленькое вступление. Процесс накопления информации к размышлению идет постоянно. Читая первые фантастические книги, мне и в голову бы не пришло, что-либо анализировать или сравнивать. Этот качественный рывок произошел, когда я читал Сергея Иванова «Крылья гремящие».Тогда я определил для себя, такое направление в фантастике, как «фольклорное фэнтези» (Дальше ФФ). Что я понимаю под этим термином. Прежде всего, сюжет, построенный по мотивам сказок. Здесь недостаточно сказочный персонажей. И такие работы как Стругацкие «Понедельник» или Булычев «Заповедник сказок», интересен, в этом отношении, и последний роман Головачева хоть и имеют сказочных (или легендарных) персонажей, но к данной категории не относятся. ФФ создана как сказка, по всем правилам и атрибутикой сказки. Т.е. Зловредное воздействие на героя, с целью побуждения его к активным действиям. Определение направления действий (кто, куда, зачем и почему).Длительные переходы, чередующиеся с борьбой и ошибками, необходимых для определения главного злодея и борьбы с ним. Финальная сцена, с красочным описанием гибели или поражения главного злодея. Под конец обещание долгой и счастливой жизни. А еще, необходима современная личность, которой и предстоит поплавать в этой каше. В процессе работы над данным раздумьем, я пришел к выводу, что не так уж и много книг подходят к задуманной теме. И, вроде, обзора у меня не вышло. Может немного сюда подойдет Андрей Льгов с романом «Тот самый непобедимый». Только вместо сказки нам подсунули скандинавские мифы Этим тема не закрыта. Большой интерес у меня вызывает сказочная фантастика, в которой эти легендарные персонажи есть не основа повествания, а вспомогательный элемент. Но об этом в другой раз.
Послано - 02 Сент 2002 : 21:36:29
Serg Обычно я так и делаю. Но в этом случае подозреваю, что WREN специально так оформил, чтобы запутать читателей , а мне пришлось сохранить стиль... А ты что думаешь на эту тему?
Послано - 10 Янв 2003 : 14:05:55
Ну на тему топика я могу сказать что сказочники в моём представлении, бывают добрые и злые. Добрые ассоциируеться чего-то с персонажами диснеевских волшебников, и рассказыват героическое повествование о добром герое молодце, или его друзьях в виде эпической поэмы. Типичный представитель на мой взгляд Сериал "Волшебник Изумрудного города" Александра Волкова или "Буратино" Алексей Толстой (Основу 1-го я к сожалению не читал, а "Пинокио"мне не очень нравится)
Послано - 26 Фвр 2003 : 23:34:18
А я вот других сказочников знаю... ;))))) - Мама, а сказки в сегда начинаются словами "В некотором царстве, в некотором государстве..."? - Нет, дочка. Иногда они начинаются словами: "Дорогая, я задержусь на работе, у меня совещание..." И тут пришел он и все опошлил... Или толика юмора Вам всем все же не повредит?
Послано - 16 Янв 2004 : 14:43:21
Чем сказочник отличается от фэнтези-автора? IMHO Отличий всего 3: - Аудитория - предполагается, что сказочник пишет для детей, а значит сцены насилия, несмотря на то что их количество и жестокость не ограничиваются условиями жанра - носят условный характер. Теоретически сказки двухцветны, а добропобеждает всегда и абсолютно однозначно, без моральных метаний героев. - Форма - сказка это произведение предназначенное для рассказывания детям - если вы его не можете пересказать близко к тексту с сохранением морали, и узнаваемого стиля, то это - подростковый (детский) роман- сказка. - Доброта - по отношению к положительным героям - волки и кащеи бессмерные не в счет и подлежат тотальному истреблению наиболее болезненными методами.
Подростковый (детский) роман-сказка - поджанр взрослой фенетези, хотя таковым почему то не считается - используются все те же приемы, что и в других фентезийных произведениях, включая детализацию психологии и моральных переживаний героев (в лучших образцах жанра), размер не позволяет пересказывать эти книги, есть склонность к образованию сериалов - где вы видели серийную сказку - герои подобные Ивану Царевичу - это от сказки к сказке разные герои с одним и тем же именем.
Фенетези - та же сказка только для взрослых, чуть менее условная, менее добрая - в смысле грани между добром ии злом стерты, более закрученные сюжеты, а разницы минимум, талантливые авторы во всех жанрах талантоливы, а посредственнные сказки детям лучше не читать