Денис
|
Надеюсь, место ("Мысли вслух") для этой темы выбрано верно...ПРОЧИТАННОЕ: ГОДОВОЙ ОТЧЕТ Часть 1 Здесь – мнения о книгах, прочитанных в течение года. Принцип, по которому книги отбирались, прост – включение книги в список зависело от впечатления, которое она произвела на читателя (ну, в смысле на меня). Впечатление, кстати говоря, могло быть хорошим или плохим (последнее, к сожалению, случалось чаще). Часть из прочитанного не заслуживает вообще никаких отзывов, а часть из тех, что заслуживают, в число «отрецензированных», да простится мне такое слово, по разным причинам не попала, несмотря на то, что произвели хорошее или скверное впечатление. В общем, разрешите начать… М. МАКАРТУР «ВРЕМЯ ПРОШЕДШЕЕ», «ВРЕМЯ БУДУЩЕЕ» На книжке написано, что первый роман дилогии (то есть «Время прошедшее») журнал «Локус» включил в десятку лучших дебютов года. А самое главное – сказано, что книжка достойна сравнения с сериалом «Вавилон5». Вдохновляет? Ну еще бы! Особенно поклонника этого самого «В5». Открываем книгу, и погружаемся в мир фантастических приключений, необычного действия и интересных героев… Погружаемся, погружаемся… Э-э, нет, ребята, это мы уже тонем! Тонем среди штампов, серятины и ворованных – причем ворованных самым наглым образом – идей! Да, книжка и в самом деле похожа на «В5» – примерно так, как может быть похожа картина Пикассо на живого человека. То есть, попросту говоря, такого… (эпитет подберите по вкусу, хотя такие вещи на вкус не пробуют) я давно не читал. И надеюсь, нескоро попадется нечто схожее. Судите сами: космическая станция «Иокаста» населена представителями множества рас – идея из «В5». Среди инопланетных рас есть ведущие расы и расы-подчиненные – аналогии тоже можно отыскать в «В5» (хотя эту тему уже только ленивый не использовал). Главная героиня-землянка влюблена в инопланетянина – ничего не напоминает? Станция оказалась в блокаде – уж не «В5» ли попользовали в очередной раз? Его, родимого! Впрочем, однажды автор все же сумел(а) отойти от «вавилонских» идей и находок – это случилось в самом конце первого романа. Но если вы ожидаете оригинального поворота, то вы его не дождетесь: М. Макартур – писатель не промах, к написанию книги подошел (подошла) со всей серьезностью, и тырит идеи не только из «В5»! Краткое содержание концовки: Главная Положительная Героиня отважно бьется с Ужасным Инопланетным Монстром в шлюзовом отсеке (ой, чем-то знакомым повеяло…), створ шлюза открывается и чудовище начинает выдувать в космос (не, ну где же я это видел?), но мерзкая тварь из последних сил хватается за башмак Главной Положительной Героини (я уже почти вспомнил!). Однако ГПГ без хрена (простите, кетчупа) не съешь – она, вцепившись в поручень, висит, преодолевая силу потока вырывающегося в вакуум воздуха, и тут Ужасный Инопланетный Монстр срывается и – ура! – таки вылетает в пустоту и мрак, вцепившись в соскользнувший с ноги ГПГ башмак (думаю, все уже поняли, откуда это украдено – «Чужие», язви их душу, «Алиенсы»!). Тут можно было ожидать рекламу космических башмаков фабрики «Красный галактический резинщик». Слоган «Мы выдержим все! Или почти все…». Занавес! М-да, чего-то я отвлекся… Не только ворованными идеями силен (сильна) М. Макартур! Заимствованные (скажем так) идеи и сюжетные повороты далеко не первой свежести сдобрены (для лучшей усвояемости конечного продукта, надо полагать) своеобразными «специями». Среди «специй»: Главная Положительная Героиня очень устала, а спать некогда. ГПГ очень хочет кушать, а нечего. В каюту к ГПГ подселили кучу соседей, которые все съели и загадили… Уф-ф. Хуже всего, что эти «специи» добавляются даже не килограммами, а тоннами – жалобы а-ля домовенок Кузя («ем не досыта, сплю без просы… недосыпаю, в общем») следую практически на каждой странице, что вовсе не добавляет книге интереса. Но вернемся к главному. Я понимаю, можно использовать уже существующие идеи – наверное, ни для кого не секрет, что количество основных сюжетов в литературе вообще ограничивается тремя десятками, и от автора зависит то, как они будут скомпилированы и поданы (и уверен, что создатели многократно упомянутого «Вавилона5» тоже далеко не сами выдумали все сюжетные ходы и повороты). Но ведь идеи эти должны быть творчески переработаны и переосмыслены. А нагло воровать и выдавать это за оригинальность… В общем, причины, по которым «Время прошедшее» было включено в десятку лучших дебютов года, для меня остались загадкой. Д. ЯНКОВСКИЙ «ПРАВИЛА ПОДВОДНОЙ ОХОТЫ» Хочется чего-нибудь легкого, не напрягающего и при этом вполне читабельного? Пусть не обижается автор, если он услышит о своей книге такие слова – хорошо развлечь читателя, дать роздых голове читателя тоже надо уметь. У Дмитрия Янковского, как мне кажется, это хорошо получилось. «Правила…» – добротный фантастический роман со специфическим «водолазным» уклоном, рассказывающий о непростых буднях «бойцов подводного фронта», которые в глубинах Мирового океана ведут борьбу с живым псевдоразумным оружием, наследием минувшей Третьей Мировой войны. Правда, уж слишком благостно выглядит Земля после Третьей Мировой – ни тебе гигантских радиоактивных пустошей, ни чудовищ-мутантов, кроме тех, что порождены человеческим разумом. В меру динамичный сюжет, симпатичные герои и хорошо «закрученная» интрига – словом, книга позволит вам приятно провести пару-тройку вечеров. А. и Л. БЕЛАШ «ВОЙНА КУКОЛ», «КОГДА КИБОРГИ ВОССТАЛИ», «КИБЕР-ВОЖДЬ» Тема взаимоотношения людей и роботов является в фантастической литературе настолько популярной и «разработанной», что, казалось бы, сказать здесь «новое слово» трудно. Тем более приятно увидеть, что именно отечественные авторы смогли оригинально и интересно подойти к этой теме. Сразу стоит сказать, что, несмотря на громкие «военные» названия романов, роботы-«куклы» с людьми не воюют (они ограничены Тремя Законами Робототехники). Интригующие названия, по всей видимости, даны издателями для большей привлекательности, хотя и действия, и пальбы в книжках хватает. Однако противодействие людей и киборгов лежит, главным образом, в сфере идей и чувств – иная война невозможна в принципе, потому что роботы, как уже было сказано, не могут причинить вред человеку. Но люди, создавшие мыслящие машины, и давшие им широкий спектр обязанностей, не готовы к тому, чтобы наделить свои творения правами. Роботам, ставшим заложниками человеческой лени, глупости и злости, приходится пройти через множество испытания, чтобы доказать свое «право на разум», и зачастую «бездушные машины» ведут себя более человечно, чем их создатели… Что мне понравилось больше всего – так это по-настоящему человеческое отношение авторов к роботам-«куклам». Не побоюсь сказать (хотя это лишь мое мнение), что по этому показателю авторы переплюнули Азимова. И у него, и у Белаш роботы хотят походить на людей – но, как мне показалось, у «белашовских» роботов это получилось лучше. Продолжение следует.
|