Gatekeeper
|
Сборник рассказов "Диспетчер атаки" инструкция по применениюУважаемый читатель, Прежде чем идти в магазин и платить свои деньги за этот сборник рассказов, рекомендуется ознакомиться с инструкцией по применению этого продукта литературного творчества, дабы избежать разочарований и недоразумений. Ниже дан ряд рекомендаций и советов относительно того, что вы, может быть, собираетесь приобрести. 1. Книга не рекомендуется для прочтения: - любителям фэнтези, боевой фантастики и космоопер; - читателям, не знакомым с "Паутиной" Мэрри Шелли или тем, кто так ничего и не понял; - читателям, считающим, что «Лабиринт отражений» это киберпанк; - людям, путающим desktop с laptop, эстетику с семиотикой и Гоголя с Гегелем; - интеллектуалам, считающим романы Дэна Брауна вершиной современной интеллектуальной прозы. 2. Книга рекомендуется к прочтению: - любителям американского киберпанка 80-х; - ценителям футуристических прогнозов; - сетевым полуночникам, играющим в EverQuest и WOW; - скромным любителям технократической философии; - старым фанам, скучающим по НФ с проработанной и достоверной механикой описываемого мира. 3. Аннотации к текстам. Для тех, кто причисляет себя к категории потенциальных читателей – читайте краткие, но тем не менее дающие представление о текстах, аннотации. Для тех, кто не причисляет себя к таковым, могут не терять время либо перейти к п.4. данной инструкции. 3.1 «Гейткиперский цикл». Изначально цикл задумывался как несколько рассказов, описывающих относительно недалекое будущее (15-20 лет вперед). Будущее, в котором подходы к созданию, передаче и восприятию информации значительно отличаются от того, как это делается сейчас. К тому времени, когда были написаны первые фрагменты цикла Internet только начинал разворачиваться на территории СНГ, а вторые пентиумы были пределом мечтаний простого пользователя. Размышления о том, чем это все может стать лет через десять и, как это скажется на нашей повседневной жизни, вначале были разрозненными заметками, без какой-либо структуры. Именно они составили первый текст цикла – «Диспетчер атаки». События «Диспетчера атаки» разворачиваются в 1996-2006 годах. Глобальная информационная сеть переживает очередную технологическую и идеологическую революцию. Одной структур, имеющей серьезное влияние на происходящие экономические и политические процессы является Европейский Центр по развитию и координации информационной политики. В среде сетевиков Европейский Центр больше известен как «Серебряный Холм» или просто «Холм». Официально являясь структурой в Европейской Комиссии, Холм выполняет функцию координатора долгосрочной информационной войны, реализуя так называемый «Внешний сценарий». Главной целью проевропейского «Внешнего сценария» являлось снижение идеологического влияния основных соперников Объединенной Европы - Соединенных Штатов, коммунистического Китая и исламских фундаменталистов и возврат к европоцентризму. Одним из этапов реализации «Внешнего сценария» было создание движения гейткиперов, (gatekeepers, GK) наиболее организованной и мощной «цифровой» субкультуры. Основу движения составляло поколение восточных европейцев, пережившее идеологический кризис времен развала Советского Союза и социалистического блока. Осмысление «переоценки ценностей», происходившее в «эпоху великих перемен», привело их к выработке качественно новых подходов к обработке и структурированию информации, автоматизации этих процессов. Имея на руках новый инструментарий для работы с каждодневно возрастающим потоком информации, гейткиперы начали конкурентную борьбу с традиционными масс-медиа. Постепенно «фронт» расширился, борьба пошла не только в информационном секторе рынка. Имея в основе своей сильную корпоративную культуру, проводя агрессивную рыночную политику, вскоре GK стала влиятельной транснациональной корпорацией, имеющей интересы и в других секторах мировой экономики. Задумывалось прямое продолжение «Диспетчера» с теми же героями и с более подробной проработкой тем, связанных с «Внешним сценарием». Прямого продолжения не получилось. Вместо новых событий и героев получилось описание мира, декорации, в которых происходит действие. Кибернетический Глобус (Сайберглоб), дайс, как строительный материал виртуальности нового поколения, кукольники, преторы, деми-личи, General Meta Language (джимал), Магистраль, много других вещей – все это плохо втискивалось в сюжетные линии продолжения «Диспетчера атаки». В результате были написаны «Медный гвоздь», «Конус тишины», «Поздний ноябрь 2.0.1.2» и «Джем-тестер», в которых нашлось место для наработанного материала. Мысль сделать отдельный текст, в котором бы суммировалась вся технократия с философией и прогнозы на будущее, возникла после общения с Игорем Гетьманским, писателем, который одно время присутствовал на сайте Самиздат. Его критика подтолкнула к написанию «Декодера». Там есть сюжет, но он достаточно условен. Это один длинный разговор о нескольких ключевых событиях в эволюции сети. «Декодер» - «рамочный» текст. В нем кратко изложены события всех завершенных и незавершенных повестей цикла, многие наработки по миру GK и продолжены темы, начатые в первых вариантах «Диспетчера атаки» и продолженные в других текстах. Цикл незавершен, в работе еще несколько текстов. В них подробно рассказывается о людях и событиях, которые упоминаются в «Декодере». Эрика Мортон, Брахман, постаревшие участники группы «Тетрагон», новые лица, события и подробности, касающиеся корпорации GK и виртуальности Сайберглоба. 3.2 "Диспетчер атаки". Первый текст цикла. Впервые публиковался в журнале «Навигатор игрового мира» осенью 1999 года. Краткое содержание: «1996 год. Четыре молодых человека – сетевая группа «Тетрагон» - в свободное от работы время интересующихся влиянием сетевых и компьютерных технологий на «традиционную» культуру, делают набросок сценария долгосрочной информационной войны – через он-лайновые игровые вселенные. Обсуждение этого сценария на сайте «Тетрагона» перетекает на один из западных форумов и приводит к возникновению текста «Внешнего сценария», идеологической стратегии, по которой Европа может вернуть себе былое доминирующее положение. Интеллектуальная игра, в которой принимают участие такие же любопытствующие молодые люди, постепенно сходит на нет… 1999 год. К одному из членов «Тетрагона», Максиму Ставицкому (aka «Диспетчер»), обращается за консультацией его давний друг. Его интересует он-лайновая игровая вселенная Brotherhood. После более подробного ознакомления с игровым миром, Макс приходит к выводу, что в концепции игры использованы некоторые ключевые положения «Внешнего сценария». Члены «Тетрагона» становятся постоянными пользователями он-лайновой вселенной и начинают собственное расследование… 2006 год. Елена, молодая сотрудница Европейского Центра по развитию и координации информационной политики прилетает в Киев на встречу с доцентом Александром Леваковым. Официальной целью визита является консультация по перспективности финансирования компьютерных технологий, связанных с так называемым гейткипингом - фильтрацией информационных потоков Internet. Но главный вопрос, который ее волнует, состоит в другом. Практически все бывшие сотрудники компании-разработчика вселенной Brotherhood теперь занимают ключевые позиции в Центре по развитию и координации информационной политики. Более того, организационная структура Центра или, как его еще называют Холма, совпадает с основными направлениями реализации «Внешнего сценария». По ее мнению, Леваков должен знать ответы на эти вопросы, поскольку когда-то он тоже был в группе «Тетрагон»…». 3.3 "Медный гвоздь". Второй текст цикла. Впервые публиковался в «Навигаторе игрового мира» в начале 2001 года. С «Диспетчером атаки» связан косвенно (из «общих» - гейткиперский претор Брахман, который фигурирует в переписке Диспетчера и разговоров ребят из «Тетрагона»). Краткое содержание: «…Швейцарцы первыми стали организовывать защищенные со всех сторон информационные банки. Это называли “коротким поводком”: клиент мог получить доступ к своей информации в специальном помещении, защищенном от любой следящей техники. Иногда доступ осуществлялся по защищенной линии точечной передачей в строго определенное время, которое было известно только клиенту. Как и в случае банковского счета, доступ к компьютеру мог получить только тот, кто являлся его непосредственным владельцем. Прятать компьютер в “ящике” из спецбетона со стенами толщиной в полтора метра было по карману далеко не всем. Отсутствие защиты носителя от несанкционированного вторжения пытались компенсировать плавающим графиком работы сервера и его мобильностью. Мобильные сегменты появились в сети еще до того, как Холм начал строить виртуальность нового поколения. …Мобильные сети назвали Магистралью. Сервис Магистрали стоил недешево, но все же был вдвое ниже расценок в Лозанне или Берне. К тому же, для того, чтобы швейцарцы засунули компьютер в сейф и приставили ему команду из трех операторов, необходимо было пройти ряд процедур, в ходе которых выяснялась репутация клиента. На трассе процедура имела упрощенный характер, рекомендаций двух-трех доверенных лиц вполне хватало, чтобы кочевник взял минимодуль в свой суперван. Многие серьезные хакеры тоже предпочитали передвигаться по автобанам, а не сидеть в старых гаражах на окраинах. Гейткиперская No.Mads.Net была крупнейшим и наиболее организованным сегментом Магистрали. Ее начали создавать после первой Берлинской конференции, когда большие компании начали проявлять интерес к “слепку” и другим разработкам. GK отказались от услуг сторонних провайдеров и организовали собственную сеть, часть серверов которой была поставлена на колеса». Западно-европейский сектор Магистрали. Один из кочевников-гейткиперов возвращается с рейда. По дороге он подбирает случайную попутчицу. Чуть позже он понимает, что заочно давно знает ее. Эрика Мортон, aka Cooper Nail («Медный Гвоздь»), является дочерью одного из крупных бизнесменов. Три года назад ее сестра Энджл Мортон погибла в автомобильной катастрофе и с тех пор Эрика одержима идеей клонировать старшую сестру и провести полное восстановление личности с помощью технологий виртуальной реальности. Семья не поддерживает ее, более того – старший брат активно препятствует ей в этом. Чтобы обезвредить ее он заключает контракт с гейткиперами. Кочевник-гейткипер, подобравший ее на трассе – один из тех, кто являлся исполнителем этого контракта. 3.4 "Конус тишины". Третий текст цикла, прямое продолжение «Медного гвоздя», в котором фигурирует главная героиня этого рассказа Эрика Мортон aka Copper Nail. Краткое содержание: Группа гейткиперов, работающих в восточно-европейском секторе Магистрали получает задание нейтрализовать хакера Тенсинга, который совершает регулярные налеты на один из корпоративных кластеров. На первый взгляд все выглядит как заурядная операция, но к группе подключается один из топ-менеджеров GK, Виктор Ковецкий aka Ацтек. Оказывается, что Тенсинг в прошлом проходил тренинги в GK и готовился стать постоянным работником корпорации. С тех пор прошло три года, за которые Тенсинг стал не только хакером, но и одним из ведущих кибер-художников, архитектором виртуальных кластеров. Главная цель гейткиперов не только обезвредить Тенсинга, но снять с него киберклон, кибернетическую копию личности, которая даст доступ к одному из созданных Тенсингом виртуальных пространств. Прототипом кластера, который создал Тенсинг была так называемая «Усадьба Вдовы», дом в Сан-Диего, построенный вдовой Вильяма Винчестера… «Сара Винчестер жила в девятнадцатом веке и она была богатой вдовой, которой досталось в наследство 20 миллионов долларов и бизнес, приносивший по тысяче в день. Которые, кстати, не облагались налогом до 1913 года. Для восьмидесятых годов прошлого века это была более чем значительная сумма. Ее дочь умерла в младенчестве и она верила, что над семьей тяготеет проклятье. Ее муж, Вильям Винчестер, сколотил состояние на поставках оружия для северян в годы гражданской войны в Штатах. Он продавал ружье, которое потом так и осталось в памяти как "винчестер". Когда случились все эти несчастья с ее семьей она тронулась рассудком и начала ходить к медиумам. Один из них и сказал, что над семьей тяготеет проклятье. Что духи убитых из этого ружья людей будут преследовать и ее. Единственный способ остаться в живых – это строить дом. Медиум сказал, что пока ты будешь строить дом, ты будешь жить...». 3.5 "Поздний ноябрь 2.0.1.2". Шестой текст цикла, косвенно связан с прямыми продолжениями «Конуса тишины» (четвертый текст), «Диспетчера атаки» (пятый текст) и «Джем-тестером» (седьмой текст). Впервые был опубликован в ноябре прошлого года в «Мире фантастики». Небольшая лирическая зарисовка из жизни молодого человека на рынке компакт-дисками. Десять лет вперед от нынешнего времени. Осень, поздний ноябрь. Обычный субботний день на рынке. 3.6 "Декодер". «Рамочный» текст, в котором предпринята попытка вынести «за скобки» технические детали и философские отступления для того, чтобы облегчить смысловую нагрузку остальных текстов цикла. Краткое содержание: Два ушедших на покой пенсионера – исследователь истории сети, профессор Александр Морозовский и его одноклассник, Константин Калач, работающий на почетной должности в одной из крупных корпораций, консультируют аспиранта, занятого ранним периодом сетевой истории (конец XX – начало XXI века). В ходе консультаций выясняется, что клиент вовсе не является аспирантом-историком, а обеспокоен тем, что в его адрес стали поступать странные "информационные фрагменты". Информация, которая поступает в его адрес, не имеет отношения ни к нему, ни к тому, чем он занимается по жизни. Пенсионеры поднимают архивы и вспоминают, что похожие истории случались ранее. Информационные массивы, поступающие в адрес случайных пользователей с частотой раз в семь лет. Пакеты содержат материалы, касающиеся ряда людей, которые принимали участие в событиях так называемого "солнечного вторника" - крупнейшей стычки гейткиперских мобильных кланов и хакеров Магистрали. Морозовский и Калач начинают расследование, реконструируя историю сети до и после "солнечного вторника" и пытаются понять мотивацию того, кто решил таким вот образом дать свое, альтернативное видение на историю сети. 4. Рекомендуемая последовательность употребления компонентов сборника: 4.1 Для начинающих пользователей. Ограничитесь "Поздним ноябрем" и "Медным гвоздем". "Декодер" и "Конус тишины" лучше не трогать. "Диспетчер атаки" - в том случае если удалось не поломать зубы, кусая "Медный гвоздь". 4.2 Для продвинутых пользователей. Попробуйте все по порядку. 4.3 Для тех, кто помнит публикации "Диспетчера атаки" в 1999 и "Медного гвоздя" в 2001 в "Навигаторе игрового мира". "Диспетчер" и "Гвоздь" идут в старой редакции. "Конус тишины" нигде не публиковался. По поводу "Декодера" - ребята, я не ожидал, что АСТ напечатает ЭТО. Извините, если, что не так. Попробуйте расслабиться на «Позднем ноябре». WARNING. Прежде чем покупать книгу, ориентируясь на аннотацию от издательства, помните следующее: НЕ УВЕРЕН - НЕ ПОКУПАЙ, СОМНЕВАЕШЬСЯ - ПРОЧИТАЙ НЕ МЕНЬШЕ ТРЕХ РЕЦЕНЗИЙ И СПРОСИ ЧИТАВШЕГО ДРУГА. Комментарии, вопросы, благодарности, наезды, заявки на организацию флейма в фидошных эхах и форумах сайтов принимаются на адресу shulga@i.com.ua. Спасибо за внимание, с уважением автор Станислав Шульга Отредактировано - El on 12 Sep 2005 19:01:41
|