Послано - 12 Фвр 2006 : 11:01:59
Идея задать такой вопрос участникам форума пришла случайно. Как-то на работе зашел разговор о литературе, и кто-то спросил: а как вы думаете, кто из современных российских писателей через десятки лет будет считаться классиком, кто станет «лицом нашего времени»? Если вы думаете, что «немая сцена» была только в «Ревизоре», то вы ошибаетесь. Никто так и не смог сказать ничего внятного. Словом, это первая часть вопроса – есть ли среди ныне пишущих авторов человек, которого впоследствии поставят в один ряд с классиками? Особо оговорю, что речь идет не о фантастике (или не только о фантастике), а о литературе вообще. А вторая часть вопроса такова – как вы считаете, насколько важно ныне автору действительно обладать превосходными литературными качествами (стилем и так далее), и насколько эти качества могут быть заменены грамотной раскруткой?
Послано - 12 Фвр 2006 : 12:41:51
Примерно год назад у меня состоялся один интересный разговор по поводу "классики". Почти сразу выяснилось, что существует 2 направления подразумевания классической литературы. 1. Классическая литература - в смысле литература, имеющая общемировую ценность. 2. Классическая литература - удовлетворяющая неким требованиям классической литературы по стилю, содержанию и т.д.
Я правильно понял, что нас интересует 1 вариант?
Мотивированная критика не освобождает от ответственности
Послано - 12 Фвр 2006 : 17:12:58
Считаться будут Лукьяненко с Пелевиным. Что, отчасти, правильно. Жаль, что Олдей могут и забыть. В прошлом, когда издающихся писателей было очень мало, незаслуженно забытым мог стать только неиздающийся.
Цитата:2. Классическая литература - удовлетворяющая неким требованиям классической литературы по стилю, содержанию и т.д.
Это напоминает дискуссию из фильма Общество мертвых поэтов. Там зачитывалось длинное нудное определение того, что именно является хорошим стихом, а что плохим стихом. Ничего хорошего из этой затеи не вышло. Все-таки классическое произведение подразумевает нечто бОльшее, чем просто набор "приемов и правил".
Цитата:1. Классическая литература - в смысле литература, имеющая общемировую ценность.
А бывает, что какое-нибудь замечательное произведение просто случайно "затеряется": не будет вовремя переведено, не будет где-то кем-то поддержано, сгорит в огне, в конце концов, и т.д. и т.д. Кто его знает, а вдруг оно могло бы оказаться "классическим", если бы удачно избежало всех технических трудностей по внедрению в массы?
Мне кажется, современникам очень трудно судить о "классичности" произведения - должно время пройти. Судить можно "с точки зрения вечности" Разве вот Достоевский был классиком для своего времени?
Послано - 13 Фвр 2006 : 11:13:37
Повторюсь, что в среде филологов существует определение классической литературы. И такому определению может соответствовать произведение любого современника, что, впрочем, не гарантирует включение этого самого произведения и автора в ряды подлинных классиков, проверенных временем.
Замечание про "затерянность" немного не по теме. Безусловно, такое может произойти. Да что там, я уверен, что такое неоднократно происходило в истории художественной литературы. Однако речь идет о тех произведениях и о тех авторах, которые не затеряются и со временем будут причислены к классикам, которых в школе будут изучать дети.
Денис Современную прозу я знаю плохо. А в фантастике... Вот уж воистину сложный вопрос. Правда, здесь можно пойти с другого конца и задуматься о том, а как собственно автор становится классиком? Каковы механизмы этого явления? Думается мне, что на самом деле выше некоего порога грамотности и качественности стиля это превращается в рулетку. Автор случайно попал на глаза известному критику, автор произвел впечатление на некую литературную тусовку, форум, автора более менее заметили читатели. Оп-па - через 20 лет он уже классик. Классиков формирует общество по неведомым законам. Мне неведомым, во всяком случае. Лукьяненко - несомненно явление в отечественной фантастике. И стать "нашим" классиком ему возможно и удастся. Но в общемировом масштабе? Как не прискорбно мне сознавать, но на роль классика скорее претендует Роулинг, тем что привлекла такое внимание к жанру школьной фэнтези во всем мире. К тому же ее книги "взрослеют" вместе с героями. Но опять-таки во многом Роулинг стала тем, кем стала, благодаря грамотной рекламной компании, что подводит нас ко второй части твоего вопроса. Думаю, механизм прохождения в классики изменился. Именно в такой последовательности, какую ты указал. Раньше нас интересовал стиль, литературная качественность, соответствие времени, теперь все это начинает подменяться грамотной раскруткой. Возможно дело здесь в том, что неизмеримо возросло количество информации в мире. И если раньше на поверхности чистого пруда яркие цветки были видны невооруженным глазом, то сейчас в пестрящем многоцветье, укрывающем пруд полностью, конкурс красоты вполне может выиграть не тот цветок, который самый красивый, а тот, к которому привлекут наше внимание сознательно.
Мотивированная критика не освобождает от ответственности
Цитата: Возможно дело здесь в том, что неизмеримо возросло количество информации в мире.
Вот здесь и зарыт корень проблемы. В информационной насыщенности нашего времени. Даром что-ли 21-й век называется веком информации, как 20-й был веком электричества. На мой взгляд, проблемы "классиков" в будущем, лет через 50 или сто, вообще не будет. Попробуйте экстраполировать текущие темпы развития технологий на ближайшие несколько десятилетий. Литература не умрет, как искусство, но она станет очень и очень другой. А "классиками" литераторы будут становится не на десятилетия, а на дни, часы, мгновенья. Текущий "классик" такого-то часа. То есть человек, чье произведение в информационном мире взлетело на верх топа популярности. А в следующее мгновение "классиком" станет другой. И, подозреваю, уже не будет иметь значения, когда написана книга, современником или писателем прошлого. Любые произведения будут автоматически на програмном уровне адаптироваться под современного читателя. В попытке догнать все ускоряющийся временной поток сотрутся все исторические рамки.
Послано - 13 Фвр 2006 : 16:37:06
Понятие "классического произведения" действительно временное. На первый взгляд кажется, что такие незыблемые классики, как, скажем, Жюль Верн или Герберт Уэллс, таковыми навсегда и останутся. Но все будет когда-нибудь забыто. И лет через 50-100 не только перестанут появлятся новые классики, но и пропадут все старые. Однако досадно... Хорошо, что для нашей эпохи это понятие еще играет довольно важную роль. Был какой-то грустный фантастический рассказ, про далекое будущее, на тему спасения, восстановления и переписывания классических произведений древности (того же Достоевского с Жюль Верном) под чужими именами.
Похожая ситуация, думаю, происходит не только в литературе, но и в других разделах творческой деятельности.
Интересно, а классики науки тоже со временем исчезнут? Или все-таки открыватели того, что так или иначе внедряется в техноглогию, останутся бессмертными классиками?
Послано - 13 Фвр 2006 : 16:46:49
"Интересно, а классики науки тоже со временем исчезнут?"
А с чего классикам, в обозримом будущем, исчезать? Максимум - перейдут в соответствующие субкультуры ;) Если образование специализируется настолько, что о Шекспире и Эйнштейне будут рассказывать не всем школьникам... чтож, выбравшим углублённое изучение литературы, всё равно, не спастись от Шекспира, а историкам науки и физикам - от Эйнштейна...
Послано - 13 Фвр 2006 : 17:02:54
Когда история литературы будет насчитывать десятки тысяч лет, боюсь, даже для Шекспира там места не останется. Это, конечно, временной интервал уже не в 50-100 лет , но время постепенно и неумолимо съест все. А человечество при этом очень даже останется.
Послано - 13 Фвр 2006 : 17:03:14
Дан ОТКУДА такой похоронный пессимизм? Забвение не грозит Платону,Аристотелю,Гомеру,Цицерону,Апулею и иже с ними/далее именуемые классиками/, хотя прошли уже не100 лет,а тысячелетия. Мало того,уверен,что развитие технологий позволит восстановить в авторских правах даже изобретателя колеса ибо ничто на Земле не проходит бесследно...
Послано - 13 Фвр 2006 : 17:27:53
"Сжует железо, Сталь сожрет И горы в порошок сотрет. Мощь городов, Власть королей Его могущества слабей" ("Хоббит", Дж.Р.Р.Толкиен)
А вы говорите Шекспир, Платон, Апулей... Кстати, Апулей-то с какой радости? Рабле его догнал, перегнал и переплюнул по части виртуозных скабрезностей. Вы еще Гашека помяните! Но вообще-то лучше не начинать "перечислять" классиков . Вопрос-то более... общО ставился.
Цитата: Если образование специализируется настолько, что о Шекспире и Эйнштейне будут рассказывать не всем школьникам... чтож, выбравшим углублённое изучение литературы, всё равно, не спастись от Шекспира, а историкам науки и физикам - от Эйнштейна...
Боюсь, через сотню лет и каноны образования станут иными, а Имя Энштейна станет чем-то вроде имени из античной истории - слышали многие, а тех кто действительно читал, по пальцам перечесть. Да и чтение Шекспира превратится в одно из бесчистелнных человеческих хобби, и никакого отношения к образованию иметь не будет. Думаю, и современные образовательные дисциплины станут совсем другими, уже сейчас в своем большинстве обучение не соотвествует развитию технологий меняющегося мира.
Будут ли читать то, что написано Шекспиром и Эйнштейном - не знаю. Но, в какой-то форме, изучение их творчества останется в программах обучения надолго. Что бы там ни думали о них потомки, никто не сможет отрицать тот факт, что на протяжении долгого времени они считались великими. Одного этого вполне достаточно для того, чтобы о них не забыли.
Цитата: Когда история литературы будет насчитывать десятки тысяч лет, боюсь, даже для Шекспира там места не останется. Это, конечно, временной интервал уже не в 50-100 лет , но время постепенно и неумолимо съест все. А человечество при этом очень даже останется
Кто же они будут ? Иваны,не помнящие родства,утратившие связь времен вследствие глобальной катастрофы? Ведь технический прогресс уже за десятьтысячелетий не прибавил ровно ничего в отношениях между людьми. Ромео и Джульетта живы, пока существует человечество,просто никто лучше Шекспира не смог рассказать о них. И если то, что *очень даже останется* забудет Шекспира, то это будет уже не человечество, а в лучшем случае гуманоиды, рамножающиеся почкованием.
Послано - 14 Фвр 2006 : 17:32:51
Насчет того, что каноны образования станут иными и все так уж невероятно изменится - очень сомневаюсь. В конце концов, преподавания в основной своей схеме у нас с античных времен не менялась - учили разному, это да, но учили (и учат) по- большому счету, одинаково. Прогрессникуда не денешь - но сколько поколений уже "хоронят" книгу? а до сих пор жива старушка... И слава богу.
Цитата:А вы говорите Шекспир, Платон, Апулей... Кстати, Апулей-то с какой радости? Рабле его догнал, перегнал и переплюнул по части виртуозных скабрезностей. Вы еще Гашека помяните! Но вообще-то лучше не начинать "перечислять" классиков . Вопрос-то более... общО ставился.
Обидно за Рабле - ценю его прежде всего как философа.
Цитата:А по поводу раскрутки - никакая раскрутка не сделает из писателя классика.
Мне кажется, это не правда. К большому сожалению.
Люди внушаемы - если долго их в чем-то убеждать, то рано или поздно они поверят, ЧТО ТАК ОНО И ЕСТЬ. Не они, так их дети. Если внушать долго, настойчиво и последовательно, то можно заставить поверить в несуществующих людей, можно исказить историю, можно приписать авторства и открытия совершенно посторонним людям и можно создать классика - и в литературе и в науке.
В науке это делается так. Такому "классику науки" совершенно не обязательно открывать или изобретать чего-нибудь. Ему достаточно: "засветиться" в обществе достойных и уважаемых научной общественностью людей - это раз; иметь много-много ссылок на свои работы - это два (насчет ссылок договариваются, кто кого будет цитировать); умнО и философски рассуждать, избегая математических вычислений - это три. И, наконец, самое главное - это поддержка родного государства, которое готово пойти на все, что бы только продвинуть своих. Вот и свежий классик готов. Конечно, такая раскрутка проходит не всегда. Но, к сожалению, довольно часто.
Послано - 15 Фвр 2006 : 12:47:37
Дан Такая раскрутка коньюктурно-недолговечна. Зато помним Ньютона и других,заложивших фундамент науки, а говоря об относительности казавшихся ранее незыблемыми законов- сразу вспомним Эйнштейна. На могиле Гейзенберга ,говорят,нет даже имени-только выведенная им формула, которая стоила ему жизни и рассудка.
Послано - 15 Фвр 2006 : 13:19:34
Денис Да,есть раскрученные,напр ДОНЦОВА и МАРИНИНА,и очень популярны, но кто назовет это классикой? Мне было достаточно прочитать1 книжонку.
Послано - 15 Фвр 2006 : 16:38:04
arix05 Ну не надо понимать настолько упрощенно:) мы же не о клинических случаях говорим, все-таки:) Я предполагал, что речь идет о раскрутке, превращении "в классики" этакого крепкого середнячка. Мне вот почему-то на память все коэльо с мураками лезут - сейчас по ним миллионы с ума сходят, а что потом будет? Не хочу таких классиков:)
Послано - 15 Фвр 2006 : 23:19:25
"...а что потом будет?"
А тут, Дивов (в своём ЖЖ) предлагал критерий времени. Причём - не слишком строгий. Если книга продаётся в течении пяти лет - значит, в коммерческом смысле она удалась. Если брэнд (сериал, автор) продаётся десять лет - значит, это - не временное явление.
Послано - 16 Фвр 2006 : 16:42:01
Mat Так о том, в частности и речь - объективно вещь пользуется спросом в силу своих достоинств, или это искусственно вызванный ажиотаж?
Послано - 16 Фвр 2006 : 22:42:36
"Так о том, в частности и речь - объективно вещь пользуется спросом в силу своих достоинств, или это искусственно вызванный ажиотаж?"
Это - философский вопрос ;)
Культура - метаязык. Рынок культурных ценностей имеет много общего с рынком компьютерного железа, систем, програмных сред. Совместимость - альфа и омега. Когда какой-то продукт захватывает рынок, он становится стандартным по определению - по нему поверяется соответствие стандартам. Захватившая рынок торговая марка диктует стандарты.
До маоистской культурной революции, все культурные китайцы выражались цитатами из Конфуция. Так ли уж важно, являлся ли он величайшим из их философов и писателей? Ведь он был стандартом - на протяжении веков. После того, как торговая марка уже захватила рынок, вопрос о её объективных преимуществах надолго теряет актуальность ;)
Послано - 17 Фвр 2006 : 17:48:31
Знаете, что самое забавное? Мы можем долго блуждать в лабиринтах терминологии, однако факт остается фактом - кроме Пелевина и Лукьяненко, потенциальных классиков (как в жанре, так и вообче :))названо не было.