Послано - 06 Окт 2006 : 00:20:20
«Фауст». Ох, Гете, сколько вопросов ты иногда любишь подкинуть! И каких! Впрочем, полагаю, то, что озадачило меня, вряд ли входило в планы великого автора. А озадачило меня вот что: не смотря ни на что, Фауст все-таки стремится получить все, что ему нравится. Все, чего ему хочется. Хотя бы, о Гретхен… Фауст О небо, вот так красота! Я в жизни не видал подобной. Как неиспорченно чиста И как насмешливо-беззлобна! Багрянец губ, румянец щек – Я их Вовки не забуду! Несмело покосилась в бок, Потупив взор, - какое чудо! А как ответила впопад! Нет, это прелесть, это клад!
Входит Мефистофель Сведи меня с той девушкой.
Мефистофель
С которой?
Фауст
Которую я на углу настиг.
И далее он же: Напрасный труд, мой милый гувернер, Я обойдусь без этих наставлений. Но, вот что заруби-ка на носу: Я эту ненаглядную красу В своих объятьях нынче унесу Или расторгну наше соглашенье.
Кроме того, Фауста не устраивает (наверное, как и любого другого автора, художника, скульптора), что для того, что бы завершить композицию, не хватает какой-то мелочи.
Фауст (раздраженно) Проклятый звон! Как в сердце нож! Нет впереди границ успеху, А позади, как разберешь, Все та же глупая помеха! Мне говорят колокола, Что план моих работ случаен, Что церковь с липами цела, Что старикам я ее хозяин. Они – бельмо в глазу моем, Пока от них я не избавлен, И час прогулки мой отравлен При встрече с этим старичьем.
Ну, всего лишь, убрать стариков. И все будет хорошо. Будет гармония, красота и счастье. На отдельно взятом куске земли. На котором живет старик, некогда бывший ученым, сейчас же возжаждавший власти. И получивший ее. Но, вдруг осознавший, что власть его имеет пределы. Я не хочу затрагивать религиозной темы. Просто «Фауст» в данном случае, наверное, самый лучший пример. Пример того, что стремление похвально. Однако, на мой взгляд, не всякое стремление оправдывает средств, затраченных на его воплощение в жизнь. И опять-таки, Гете приводит прекрасный тому пример. Гретхен оказывается в тюрьме. А старики… Их дом сгорел дотла. Неужто равнозначны здесь потери, с тем, что в итоге Фауст получил? И все же, остается вопрос: насколько вообще должна быть великой цель, чтобы оправдать подобные средства? И вообще, возможно ли эти средства оправдать?
Цитата: И все же, остается вопрос: насколько вообще должна быть великой цель, чтобы оправдать подобные средства? И вообще, возможно ли эти средства оправдать?
Ну, чтобы оправдать подобные средства, цель у Фауста вполне соответствующего размера. А чтоб оправдать средства, использованные, например, Раскольниковым, его цель мелковата ;). Низзя помиловать, в общем. Видите ли в чем дело, когда речь идет об интересах народов, государств, больших масс людей, никто не будет считаться с личными проблемами каждого человека. Это ужасно. С этим невозможно смириться. Но такова се ля ви ;). Из этого тупика нет выхода.
Послано - 07 Окт 2006 : 00:46:41
Lana Не уверена, что у Фауста была настолько великая цель. Вот у Мефистофеля - да. Но у Фауста - сомнительно. Красота? Гармония... Все это хорошо... Но, у этого вопроса есть еще один момент. А именно, путь, которым достигается цель. И в даном конкретном случае: хочу - и точка. Как ты это будешь делать - твоя проблема. И, как правило, исполнители в средствах не стесняются... Главное, чтобы плата за это была достойной. Как и в данном случае. Можно этот вопрос и с этой стороны освятить...
Послано - 07 Окт 2006 : 17:31:21
Обычная ловушка стереотипного сознания - благими намерениями выстлана ... далее по тексту. Это - неверно. Расшифровка: благие намеренья должны реализоваться БЛАГИМИ методами, а их реализуют обычными методами.
Поэтому постановка ВЕЛИИХ целей требует умения владеть ВЕЛИКИМИ методами.
Пример. Мы все освобождаемся от стариков (конфликт отцов и детей), но делаем это просто своей эффективной жизнью, а не хватая ножи и топоры... А иногда старики освобождаются от молодых, когда они больше умеют, сохраняют контроль над ресурсами. Это - развитие общества. Но!!! в жизни все по другому бывает. Чем руководствовался Гете?
Цитата: Великая цель - оправдывает великие средства!!!! Так что Фауст во много прав!
Если можно назовите параметры великой цели, причем так, чтобы не совпасть в оных параметрах с г-ном Шикльгрубером, не менее великая цель была в истории пожалуй только у Македонского и Чингисхана.
Цитата: Поэтому постановка ВЕЛИИХ целей требует умения владеть ВЕЛИКИМИ методами.
"Историю Саваофа Бааловича я узнал сравнительно недавно. В незапамятные времена С. Б. Один был ведущим магом земного шара. Кристобаль Хунта и Жиан Жиакомо были учениками его учеников. Его именем заклинали нечисть. Его именем опечатывали сосуды с джиннами. Царь Соломон писал ему восторженные письма и возводил в его честь храмы. Он казался всемогущим. И вот где-то в середине шестнадцатого века он воистину стал всемогущим. Проведя численное решение интегро-дифференциального уравнения Высшего Совершенства, выведенного каким-то титаном еще до ледникового периода, он обрел возможность творить любое чудо. Каждый из магов имеет свой предел. Некоторые не способны вывести растительность на ушах. Другие владеют обобщенным законом Ломоносова-Лавуазье, но бессильны перед вторым принципом термодинамики. Третьи -- их совсем немного -- могут, скажем, останавливать время, но только в римановом пространстве и ненадолго. Саваоф Баалович был всемогущ. Он мог все. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог." Лучше и сказать нельзя о целях и средствах.
Послано - 24 Окт 2006 : 00:37:39
Ан Есть доля истины в словах Ваших...
Оффтоп Однако, почему "Баалович"?
По теме: Стремление похвально. Но, одно дело понимать, что НЕ причинить время совсем никому не получится. И совсем другое - не стесняться в средствах, оправдывая себя тем, что все одно кому-нибудь по кумполу да достанется, не тому, так этому... А если можно избежать напрасных жертв? Ну, вот в частности, касаясь "Фауста"... Что стоило бывшему ученому мудрому не потребовать Гретхен прям тут прям щазз? И что он от этого в результате приобрел ценного для себя? Ничего. Просто удовлетворение сиюминутной потребности.
Цитата: Ну, вот в частности, касаясь "Фауста"... Что стоило бывшему ученому мудрому не потребовать Гретхен прям тут прям щазз?
Потому он и Фауст, а не Будда просветленный. Человек, получивший божественные способности, но оставшийся человеком. Книга собственно об этом. Лозунг цель оправдывает средства кажется придумал Игнатий Лойола, с тех пор не знаю ни одного случая применения данного принципа, когда достигнутая цель действительно оправдвывала средства премененные для ее достижения. Как правило используют его законченные подонки.
Цитата: с тех пор не знаю ни одного случая применения данного принципа, когда достигнутая цель действительно оправдвывала средства, премененные для ее достижения
В реальной истории, надо полагать? А что с этим в литературе?
Послано - 24 Окт 2006 : 19:32:45
В литературе, как и в жизни, всякое бывает ;) Есть Преступление и наказание, есть Как закалялась сталь, есть Не время для драконов, есть Очарованный принц...
Послано - 27 Окт 2006 : 01:35:23
Потому он и Фауст, а не Будда просветленный. Человек, получивший божественные способности, но оставшийся человеком. Книга собственно об этом. Книга, собственно, и о всепрощении... Однако, Фауст является просто человеком... Вот только у него появляется помощник в лице Мефистофеля, который и исполняет все прихоти. Которые с каждым разом становятся все капризнее, и эгоистичнее. Аппетит приходит во время еды, как говорится... Но, действуя в ущерб окружающим оставаться человеком становится все сложнее...