Послано - 13 Фвр 2010 : 02:12:59
Обычно предполагается, что продлевать жизнь можно исключительно в Будущее. Но почему бы нам не продлить её в Прошлое?
Подумайте.
Что есть наше Прошлое по сути? То, что мы помним. Правда, если в силу психического расстройства мы помним никогда не происходившие в реальности события, то называть их Прошлым не совсем корректно. Но что, если в силу некоей медицинской операции над мозгом человек будет помнить события, происходившие не с ним?
Тут возникает некоторый парадокс.
Что мы называем «событиями, которые происходили с нами»? События, которые происходили с нашим телом. Но события, которые происходили с атомами нашего тела до зачатия, мы не считаем «происходившими с нами». Почему? Потому что мы их не помним.
То, что ты помнишь, и является твоим Прошлым. При условии, что оно вообще когда-то происходило, разумеется.
Принадлежность определяется памятью.
Мы надеемся жить вечно. Мы грустим по теряемым крохам памяти. Некоторые из нас надеются, что когда-нибудь мы научимся восстанавливать психическое состояние прежних возрастов и против воли утраченные воспоминания.
Но к чему может привести логическое продолжение этой тяги?
К желанию восстановить память о том, что происходило с нами до рождения. О том, что происходило с нашими предками. Или с человечеством в целом. Причём не просто увидеть эти события на экране хроноскопа, но впечатать их в собственную память как реально пережитые в прошлом.
Пусть такое проникновение в Ткань Минувшего немыслимо с нашими нынешними технологиями, но почему бы и нет? Искусственные воспоминания о прошлом не обязаны быть совершенно точными. Кто из нас точно помнит происходившее восемь лет назад?
Когда думаешь об этом, пробирает некоторый холодок.
Когда-нибудь, если нам удастся миновать сонмы апокалиптических рисков, нейротехнологии войдут в быт и станут доступны каждому. Наступят Времена Нейропанка — или, иначе говоря, Эпоха Внутренней Свободы. Каждый сможет внушить себе, что он на самом деле бог или хоббит, лишь временно ради потехи напяливший на себя жалкую шкурку человека. Впрочем, почему бы всегда не воспринимать себя хоббитом? Наверняка окажется не столь уж сложным так перекодировать систему внутренних иероглифов, чтобы вместо аэромобилей видеть драконов, вместо мониторов — хрустальные шары, а вместо милиционеров — орков или гоблинов.
Появится и возможность внушить себе любое Прошлое.
Хочешь вспомнить, как ты был Мартином Лютером Кингом или Авраамом Линкольном? Иисусом Христом или Волан-де-Мортом? Всё возможно.
Неэтично?
Присвоение себе чужих заслуг?
Но извините: с тех пор, как я наложил на свой мозг детальные и правдоподобные воспоминания Мартина Лютера Кинга, я действительно стал продолжением личности Мартина Лютера Кинга. Я буду ощущать себя современным человеком с памятью Мартина Лютера Кинга — в то же время ощущая себя Мартином Лютером Кингом, неожиданно оказавшимся в теле современного человека и приобрётшим его память. Заслуги и проступки обеих личностей в равной степени будут принадлежать мне.
Интересно, к чему это может привести?
К чему может привести увлечение человечества историческими реконструкциями воспоминаний? Здесь я не буду рассматривать варианты фантастических реконструкций наподобие «Как я был дедушкой Гэндальфом», поскольку есть весомые основания полагать, что они будут запрещены. Человечеству не нужны пришельцы из несуществующих или крайне маловероятных миров.
Первое, что приходит в голову, — История оживёт.
У людей может вновь возникнуть чувство реальности, практически утраченное с расцветом фантоматики — то есть прессы, литературы, кинематографа, телевидения и Интернета.
Тот, кто никогда не подозревал, каково умирать от голода под забором, мечтая о корке хлеба, вспомнит это. Причём здесь не так уж важны изначальные намерения субъекта, загружающего себе в голову воспоминания той или иной исторической личности — даже в воспоминаниях царицы Клеопатры или Гаруна-аль-Рашида найдётся немало такого, что потрясёт современного обывателя до слёз.
Это может отразиться на существующих идеалах. Те из них, которые были ложью и существовали лишь за счёт ограниченности нашего восприятия текущим веком, развеются в дым.
Это может воскресить старые традиции и предрассудки. Например, такие как расизм. Особенно если под ними есть реальное или кажущееся таковым основание.
Впрочем, тут забавную роль может сыграть смешение исторических воспоминаний. Допустим, я помню, как был съеденным неграми христианским миссионером, но при этом помню, как был линчёванным негром в Штатах девятнадцатого века. И что?
Могут возникнуть группы людей, объединяющихся по воспоминаниям и подбирающих себе воспоминания определённого рода.
Анклав викторианской Англии.
Зона Дикого Запада.
Это способно как разделить человечество по социально-историческим группам, так и сплотить его. Особенно если удастся решить проблему вместимости мозга, загружая туда всё больше и больше реконструированных биографий. Заманчиво понять мышление своего врага или оппонента по сетевому форуму, вложив себе в мозг воспоминания тех же исторических персонажей, что и он, не так ли? Рискованно, не спорю. Но тем не менее заманчиво.
В перспективе возможно даже углубить воспоминания в Прошлое до уровня неорганической материи. Ощутить себя участниками Великого Крестового Похода, который начался тринадцать миллиардов лет назад и длится по сию пору.
Послано - 17 Фвр 2010 : 15:04:44
Это в общем в рамках идей "хирургии личности" и ассимиляии чужих воспоминаний, довольно часто втречающаяся в посткиберпанке. Нет никакой принципиальной разницы ассимиляции воспоминаий предка("вертикально"), современника("горизонтально") или полностью синтетических . Например в "Золотом Веке" Райта описывается конфликт - друзья (А и Б) поменялись воспоминаниями на время, а потом Б не захотел возвращать свои воспоминания на место, и обьявил себя истинным А. Начал судебные процессы, проиграл их и постепенно урезая в себе противоречащие и продавая "лишние" воспоминания полностью деградировал в нечто чуть больше бота.
Послано - 17 Фвр 2010 : 18:13:47
*задумалась* А "Вспомнить все" Филипа Дика (не фильм, рассказ!!!) к какому жанру лучше отнести? Все-таки киберпанк?
К желанию восстановить память о том, что происходило с нами до рождения. <...>
Когда думаешь об этом, пробирает некоторый холодок.
Во-во, поэтому я и продолжаю хотеть от Лукьяненко романа на основе "Кредо", ну там знаете, Тесла, переселение душ, всякое такое... Интересная концепция, в рассказе, имхо, не до конца раскрытая.
Но извините: с тех пор <...> Интересно, к чему это может привести?
Сложно сказать. Помнятся ведь не только события, но и эмоции, и мотивы, а они-то принадлежат другой личности. Не возникнет ли отторжения? Или расщепления сознания? Здравствуй, шизофрения? У Уайта (Космический госпиталь) так и происходит со специалистами, вынужденными "носить" чужие мнемограммы.
К чему может привести увлечение человечества историческими реконструкциями воспоминаний? Здесь я не буду рассматривать варианты фантастических реконструкций наподобие «Как я был дедушкой Гэндальфом», поскольку есть весомые основания полагать, что они будут запрещены. Человечеству не нужны пришельцы из несуществующих или крайне маловероятных миров.
Вот этого с этим совсем не согласна. То есть не по сути, а терминологически. Воспоминание может быть только о том, что было или человек думал, что было, остальное - выдумка, фильм с полным погружением. Чтобы появились воспоминания о Гэндальфе, кто-то должен будет всерьез прожить его жизнь. И, между прочим, тут тоже вспоминается Лукьяненко - с рассказом "Очень важный груз". Замечательная иллюстрация.
Помнятся ведь не только события, но и эмоции, и мотивы, а они-то принадлежат другой личности. Не возникнет ли отторжения? Или расщепления сознания? Здравствуй, шизофрения?
Так и задумано. В этом и заключается весь изюм. Инсталлировать себе в мозг чужую память, а соответственно и чужую личность. Кто на это решится? Хотя многие реинкарнисты, верующие в переселение душ, мечтают вспомнить о своих прошлых жизнях — а по сути это представляет ничуть не меньший риск для нынешней личности. Моё рассуждение основано на зыбком «если»: что будет, если некоторые смельчаки первыми отважатся на эту процедуру, а затем сей процесс словно мания захлестнёт человечество? Такое могло бы произойти ввиду некоторых эмоциональных бонусов, которые приобрёл бы человек после подобного умственного слияния с жителем Прошлого. Чувство реальности. Воля к победе. Умение чувствовать других. Никто не говорит, что в Прошлом не существовало вонючих клошаров и забитых крестьян. Но их мнемограммы вряд ли кто-нибудь станет вводить себе в мозг — по крайней мере, до тех пор, пока увлечение мнемограммами не перейдёт границы личного хобби. Между тем мнемограммы более чётких жителей Прошлого могли бы пойти на пользу некоторым современным слоям населения, почти утратившим чувство реальности, волю к победе и коммуникабельность. Хотя лично мне кажется, что мы уже опоздали, нейротехнологии развиваются слишком медленно, но интересно было бы сочинить фантастическое произведение про цивилизацию некоего альтернативного мира, в котором этот психологический кризис произошёл как раз «вовремя» — не раньше, чем появились нейротехнологии, необходимые для реконструкции и имплантации исторических воспоминаний. Но на практике, если мы и создадим необходимые нейротехнологии, скорее всего всё произойдёт совершенно по-другому. На имплантацию исторических воспоминаний себе в мозг согласится от силы каждый сотый, если не каждый тысячный. И эти немногочисленные пришельцы из Прошлого, слившиеся воедино с личностями наших современников, скорее всего собьются в некую единую коалицию с целью побороться за свои права. Например, добьются законодательного запрета на имплантацию исторических воспоминаний — чтобы «не тревожить прах мертвецов» — или потребуют, чтобы имплантация допускалась лишь на определённых условиях. Что тоже в общем-то вполне разумно. Реконструированные личности — тоже личности, их права надо соблюдать, в том числе и превентивно. Но подобные юридические проволочки способны ещё больше замедлить процесс... э-э... реювенилизации человечества.
Воспоминание может быть только о том, что было или человек думал, что было, остальное - выдумка, фильм с полным погружением. Чтобы появились воспоминания о Гэндальфе, кто-то должен будет всерьез прожить его жизнь.
Не уверен. Тут такая проблема, что в данный момент я не осознаю большую часть воспоминаний о своей жизни и едва ли смог бы мысленно представить по порядку все произошедшие в ней события на манер фильма. Эти воспоминания как будто присутствуют в моей голове — если верить рассказам про опыты гипноза. Но важна ли их подробность и детальность, чтобы делать меня тем, кем я сейчас являюсь, неизвестно. Может оказаться, что важнее эмоциональное отношение к ним — и, конечно, субъективная их неотличимость от реального прошлого. У меня есть сундук со старыми фотографиями. Эти фотографии предельно чётки и детальны — но я не могу подойти к сундуку вплотную, я вынужден всегда смотреть на эти фотографии через подзорную трубу, вследствие чего они всегда выглядят для меня грязными и размытыми. Может быть, тогда с тем же успехом можно заменить эти чёткие детальные фотографии иллюстрациями из комикса, и ничего не изменится?
Это в общем в рамках идей "хирургии личности" и ассимиляии чужих воспоминаний, довольно часто втречающаяся в посткиберпанке. Нет никакой принципиальной разницы ассимиляции воспоминаий предка("вертикально"), современника("горизонтально") или полностью синтетических .
Разница — в глубине проработки. В степени опоры на реальность. И в эмоциональном действии. Если воспоминания синтетичны, то в них не будет так называемой «жизненной правды». Даже если составитель воспоминаний считает себя циником. Придуманная им жизнь никогда не существовавшего человека отразит в себе его цинизм, но не «жизненную правду». Если воспоминания принадлежат современнику, то это не даст существенных эмоциональных бонусов — по крайней мере, тех, которые описаны в предыдущем посте. Хотя даст другие бонусы — в сущности, это не что иное как телепатия абсолютной глубины. Но эта тема требует отдельной проработки. Тут, кстати, и ответ по поводу жанра. Действительно, киберпанк не раз затрагивал подобную тему, но как правило — пробегом. Без попытки остановиться на данном конкретном аспекте и продумать его всестороннее влияние на цивилизацию. Часть редко способна прогнозировать эволюцию целого. Поэтому фантасты не предвидели Интернет в его нынешнем виде. Между тем интересно было бы попытаться предвидеть именно мелкие бытовые и социальные частности, к которым сия технология приведёт.
Послано - 25 Дек 2014 : 00:24:44
Как интересно! С многим из этого я согласен, кое что мог бы опровергнуть, но зачем? Могу сказать лишь то, что при таких делах если они станут реальностью изменения будут куда более глубокими чем вы себе представляете. Реальность определяется восприятием человека этой самой реальности. Личность человека определяется его восприятием самого себя. Границы возможного человек определяет восприятием. Если кто либо сможет внушить себе что он бог он станет богом.
Ответить на тему "О возможном нетрадиционном пути субъективного продления жизни"