Послано - 12 Марта 2011 : 02:08:50
Ролевые игры, в самом общем случае, можно охарактеризовать как "совместное творчество в рамках договорённостей". Договорённости могут в различных случаях как ограничивать творчество, так и создаваться(изменяться) в процессе оного. Сформулированные и не изменяемые в процессе игры договоренности можно считать игровой Системой. Оная система может включать в себя механику и оцифровку персонажей, игрового пространства и правил, а может и не включать. Механика и оцифровка используются для выстраивания отношений между объектами игры. В самом узком смысле, например, определяя исход боестолкновения или любого другого действия игрового персонажа в игровой вселенной.
Но, зародившиеся в 70х из союза настольных варгеймов и волны постТолкиновского фентези, РИ давно переросли жанр рубилова и мочилова, хотя по-прежнему отлично подходят и для такого времяпровождения. Среди множества способов получать удовольствие от РИ, существуют и такие, которым куда лучше подошло бы определение литРПГ, нежели приводимым в Курьере в пример новеллизациям прохождения Дьябло и X-Com.
Нарративные игры, или игры в создание истории.
В подобных играх основной целью играющих является создание целостной и красивой истории. В зависимости от игры, это может быть обыгрывание штампа, развитие какой-либо максимы, пародия, раскрытие конфликта, свободное творчество, этюд на заданную тему и что угодно ещё в любых пропорциях и сочетаниях. Ограничения минимальны, игроки зачастую могут создавать окружающую их действительность, привносить нужных им персонажей в сюжет, "ходить" чужими персонажами, направлять сюжет согласно своему чувству красоты и сообразности, вводить новые сцены, лирические отступления и флешбеки, да что угодно, лишь бы в масть!
Правила, если есть, по большей частью направлены не на определение того, заборет ли персонаж Вовы злобного верфольфа 8го уровня али нет, а на создание комфортных условий для совместного творчества - определяя кто и когда говорит, и насколько может заговариваться. В некоторых играх призваны возвращать зарвавшуюся историю на заботливо уложенные сюжетные рельсы.
А то,@#$%&, прокачка от "ПТУшника до Академика"(С) и сразу литРПГ, противно!
Послано - 13 Марта 2011 : 18:35:00
Морриган Ну, это форумные РИ. Беглый осмотр показал, что это портал посвящён всё-таки играм, где нарративная роль почти полностью принадлежит Мастеру, ведущему. Персонажи игроков реагируют на мир, который единолично описывает мастер. Что, разумеется, тоже может быть очень увлекательным, и большая часть настольных РИ проводится именно в таком формате. (Хотя я не люблю форумные ролевые игры за частую затянутость процесса самой игры.)
Я же хотел акцентировать внимание на играх, где творческий аспект равно распределён между всеми участниками.
Утрированный пример классики:
Мастер: "Внезапно, в кольцо тусклого света отбрасываемое факелом с диким ревом врывается несколько фигур. В неверном свете они кажутся вам огромными. В воздетых руках блестит оружие. Кидаем инициативу Так, Васин дворф-клерик ходит первым, затем Мишин arcane-archer, затем первые два противника, затем наш вор, и потом оставшиеся противники. Показывает карту Тоннель по которому вы шли 40 футов шириной, футов на 200 назад он практически прямой, 20 футов, которые вы уверенно различаете перед собой не содержат ям, колонн и прочих сталактитов. Первые двое набегающих - здесь и здесь. Те из вас, кто обладает зрением в темноте, не могут им воспользоваться из-за факела." Вася: - Сколько фигур я вижу. - Кидай Spot. 9+3 - Ок, ты понимаешь, что их не больше четырех. Кстати, это минотавры. - Блин, на free-action кидаю факел, достаю топор. На full-round читаю Prayer. Кстати, факел кидаю в ближайшего минотавра. - Кинуть факел во врага на free-action?! Ну, допустим, кидай атаку. - Ха!!!! 20!!! - Ок. Горящий факел попадает в торс минотавра, тот издает дикий рев и устремляется к тебе. Похоже, он впал в боевое безумие. Факел гаснет. Петя, отыгрывающий вора: - Отдельное спасибо от тех из нас, кто не видит в темноте... Миша: - полраунда бегу назад, потом рапидшот во второго минотавра. Вася: - Эй, а как насчет моего!? Миша: - Твой будет занят некоторое время, за которое я постараюсь сократить число тех, кто может угрожать мне. Мастер: - Ты атаку кидать будешь? Миша: - 9 +4+3+1, на повреждения - 7 +3 Мастер: - откуда +3? Миша: - стрелы то frost ...
Ну и нарративка:
Мастер: - Вот лес закончился и перед вами расстилаются поля... Вася: - хлеба стоят не убранные, перезревшие колосья рассыпаются по земле, птицы во множестве... Петя: - рассевшиеся на раздувшихся телах людей и животных провожают путников равнодушными взглядам... Мастер и Вася хором: #$@! коротким обсуждением решено не откатывать сцену и доиграть уже в зомби-трэш. Мастер: - Из-за пригорка появляется неорганизованная толпа человекообразных созданий, сквозь обрывки истлевшей одежды проглядывают струпья и язвы, в глазах, у тех у кого они сохранились, читается только смертный голод. Кажется, сейчас вам будут наносить повреждения несовместимые с жизнью. Вася: - ставлю на то, что даром убеждения остановлю сих несчастных Мастер: - я почти хочу это услышать! Петя: - ставлю на вмешательство третьей силы Кидают кубики. Толпе зомби(Мастеру) и Васе выпадает ничья, Пете полный успех. Пете передаётся право рассказа. Петя: - Василий выходит навстречу толпе, срывает нательный крест и выставляет его перед собой. Падает на колени и громким голосом читает Евангелие /читает Иоанна/, зомби стоят вокруг него, трудно сказать, что остановило их: божественное вмешательство, вера Василия, громкие ритмичные звуки или нетипичное поведение добычи. К сожалению, тема проповеди была выбрана не удачно, дойдя до 51 го стиха шестой главы он спотыкается, и зомби начинают рвать его. Тут сверху пикирует дракон и заливает округу пламенем... Мастер и Вася: - Что это вообще сейчас было? Пицца, ведь, не грибная была? Петя: - Да шеф СМСку кинул, на работу вызывают. Не прерывать же партию.
Послано - 13 Марта 2011 : 20:18:44
Ну и слово о прокачке.
В типичной игре персонажи не прокачиваются. Вообще.
Когда мастер создаёт или подбирает приключение, он кроме всего прочего задумывается о балансе. Игра, обычно, подразумевает некий коридор, оставаясь в котором, персонажи обладают возможностями, достаточными для преодоления встающих перед ними трудностей. В сценарно ориентированной игре таких коридоров может быть несколько, а если игра заточена под суровую боёвку - он один и очень узок. В комментариях почти к любому D&D модулю будет написано, что он расчитан на прохождение партией из двух персонажей 5го уровня или трех-четырех персонажей 3го.
Короткая игра, которая занимает один-два вечера игрового времени просто не даёт персонажам простора для набора опыта достаточного для левелапа. Да и необходимости в нём нет.
Какое-то место прокачке появляется в длинных, длящихся месяцами реального времени кампаниях. После подведения промежуточных итогов, мастер вполне может накинуть отличившимся персонажам по уровню. Только тяжко нынче играть длинные кампании - шансы на то, что все четверо-пятеро участников смогут и захотят собраться через пару недель изначально невелики, ну и умножение вероятностей подсказывает нам, что с увеличением числа собраний, вероятность только уменьшается.