Послано - 13 Мая 2018 : 18:01:05
Андрей Кокоулин, Марина Ясинская, «По ту сторону отражений».
Сборник из двух дюжин рассказов, собранных парами по животным, олицетворяющим годы и характеры. Читалось с удовольствием, временами с большим. Теперь самое время поразмыслить. Рассказы очень кинематографичны: готовые короткометражки, бери и снимай. Все средства выразительности взяты из арсенала кино – упор на диалоги и действие, голос за кадром, режиссерские указания оператору, осветителю, бутафору, массовке; финал, на котором идут титры. После прочтения уже двух сборников серии «Зеркало» мне показалось, что кинематографичность, текст как умелый, увлекательный пересказ фильма, готовый в любую секунду опять стать фильмом — качество, которое входит в подмножество «конкурсность». Но пока я не готов развернуто сформулировать весь спектр технических приемов, обусловленных «конкурсностью». Вероятно, это заслуживает отдельной серьезной статьи. Тексты бьют читателя под дых, попадают в болевые точки. Чтение идет на повышенных эмоциях, эмоциональный план восприятия здесь первейший и доминирующий. Вначале я отдыхал после каждой пары рассказов – иначе, как ни старайся, чувственное восприятие притупляется, и то, что минутой раньше беспокоило, вызывает равнодушие. Нет, не уберегся – как только чувственность пресытилась, а сопереживание, утомившись, стало сбоить, в текстах стали видны шестеренки и приводные ремни, движущие процесс. Да и составитель, на мой взгляд, допустил ошибку – начало сборника собрано из ошеломляющих, страшных, пробивающих насквозь рассказов, а потом начинаются тексты разные, включая юмористические и чисто фантастические, а с такого разгона они воспринимаются не лучшим образом. Тем более что сатира здесь — смешная, но затянутая, избыточная. Позвоночник сюжета трещит под грузом лишнего текста: сокращения пошли бы на пользу, подняли темп, усилили мышцы конфликта за счет сжигания жира. Повторюсь: пресыщение острыми чувствами — это беда не самих рассказов, а компоновки сборника. Опасно начинать с самой высокой ноты, с трагедии и катарсиса. Потом уже нечем наращивать темп и уровень, голоса не хватает, и дело идет на спад. Такое можно себе позволить, если в рассказах очевиден рост эстетического и интеллектуального начал – он мог бы компенсировать притупление эмоционального восприятия. Две заключительные пары рассказов похожи на те, какими сборник начинался. Вероятно, их стоило бы поменять местами – предпоследняя еще и «бытовая», сходная по тематике. Тогда композиция книги приобрела бы изящную завершенность, а проблема превратилась бы в структурный прием. Андрей пишет лаконичней, Марина – более развернуто. Эмоциональность, умение вызвать сопереживание, душевный отклик – их козырь, вне сомнений. Кстати, чем меньше в текстах фантастики, тем больше они нравились мне. Редкий случай, сейчас написать фактически бытовой рассказ, повернув реальность необычной гранью, мало кто умеет. И под занавес: гуманистический посыл. Он есть в большинстве рассказов. Человечный вышел сборник, и это радует.
Андрей Кокоулин, Марина Ясинская, «По ту сторону отражений».
Сборник из двух дюжин рассказов, собранных парами по животным, олицетворяющим годы и характеры.
Вначале я отдыхал после каждой пары рассказов – иначе, как ни старайся, чувственное восприятие притупляется, и то, что минутой раньше беспокоило, вызывает равнодушие. Нет, не уберегся – как только чувственность пресытилась, а сопереживание, утомившись, стало сбоить, в текстах стали видны шестеренки и приводные ремни, движущие процесс. Да и составитель, на мой взгляд, допустил ошибку – начало сборника собрано из ошеломляющих, страшных, пробивающих насквозь рассказов, а потом начинаются тексты разные, включая юмористические и чисто фантастические, а с такого разгона они воспринимаются не лучшим образом. Тем более что сатира здесь — смешная, но затянутая, избыточная. Позвоночник сюжета трещит под грузом лишнего текста: сокращения пошли бы на пользу, подняли темп, усилили мышцы конфликта за счет сжигания жира. Повторюсь: пресыщение острыми чувствами — это беда не самих рассказов, а компоновки сборника. Опасно начинать с самой высокой ноты, с трагедии и катарсиса. Потом уже нечем наращивать темп и уровень, голоса не хватает, и дело идет на спад. Такое можно себе позволить, если в рассказах очевиден рост эстетического и интеллектуального начал – он мог бы компенсировать притупление эмоционального восприятия.
Т.е. по-вашему мнению удачная компоновка любого сборника - должно соответствовать эмоциональной кривой восприятия голливудского кино, к примеру? Вначале экспозиция - слабая пара рассказов, затем небольшой пик - завязка, пара рассказов посильней, затем ещё несколько - ещё сильней - и кульминация - самая сильная пара, потом - всё тоже самое, но уже спад. Вот так приб-льно:
Идея понятна, но недостаток такого подхода в том, что часть читателей, прочитав начало сборника - просто закроют и не станут читать дальше.
Я не критикую, просто интересно как лучше компоновать сборники. Потому как всегда рассказы все разные - даже у одного автора. К примеру, если сборник авторский, могут быть и юмористические рассказы, и серьёзные, и даже трагические. К примеру, стоит ли отделять серьёзные от несерьёзных - и сгруппировать в две группы или лучше давать отдохнуть - чередовать серьёзные с несерьёзными?
И все рассказы разного размера. А размер - имеет значение. Читатель устаёт от длинных, короткие часто тоже надоедают. Как по-вашему, стоит ли читателю давать отдохнуть и после длинного рассказа, давать короткий?
Послано - 13 Мая 2018 : 20:21:29
Falcony, в идеале слабых рассказов в сборнике вообще не должно быть. А чередовать надо не сильные и слабые, а более эмоциональные и более логически выстроенные, более трагические и более ироничные или вообще юмористические, мистику и НФ (если речь идет о фантастике), мрачный хоррор и светлые рассказы со счастливым концом, настроенческие и жестко-сюжетные и т. д. И да, длинные и короткие -- тоже, но тут не все так линейно. В общем, составление сборников -- это отдельное искусство. Мы тут набросали только азы, а всеми нюансами этого искусства в полном объеме мы и сами, пожалуй, не до конца владеем. Хотя сборники в свое время составляли, и достаточно неплохо. Но понимаем, что это можно делать и лучше, чем делали мы.
Falcony, в идеале слабых рассказов в сборнике вообще не должно быть.
Это понятно, что не должно. :0) Я имел в виду более цепляющие и менее - т.е. по эмоциям, с точки зрения восприятия составителя.
В общем, составление сборников -- это отдельное искусство. Мы тут набросали только азы, а всеми нюансами этого искусства в полном объеме мы и сами, пожалуй, не до конца владеем. Хотя сборники в свое время составляли, и достаточно неплохо. Но понимаем, что это можно делать и лучше, чем делали мы.
Понятно, что азы, понятно - что нужно не один сборник сделать, чтобы руку набить. Можете, если вспомните, привести пример одного двух удачно составленных сборника - на ваш взгляд. Необязательно ваши. :) Спасибо!
Послано - 14 Мая 2018 : 10:41:58
Falcony, а может, лучше перенести эту беседу в другую тему? Тут тема все-таки посвящена творчеству Кокоулина и Ясинской, а не составлению сборников.
Послано - 14 Мая 2018 : 16:09:15
Falcony, лучше, думаю, открыть тему в разделе "Посоветуйте мне" и озаглавить как-то вроде "Удачно составленные сборники рассказов". Открывайте тему -- там и отвечу.