Библиотека
Подбор книг
Каталог Ф&Ф
Кубики
Чешко Федор
Биография
Родился 15.10.1960.
Живет в Харькове. Женат, имеет дочь. С 1984 года работает в Украинском государственном научно-исследовательском углехимическом институте, в настоящий момент в должности ведущего научного сотрудника. Имеет ученую степень кандидата наук (1997).
Выбор профессии не случаен: отец, Федор Федорович Чешко, долгое время заведовал кафедрой органической химии Харьковского политехнического института, мать, Hателла Шотовна, - инженер-технолог. Во время обучения в Харьковском политехническом институте по специальности "химическая технология твердого топлива" (курс закончен с красным дипломом) начал писать стихотворения и рассказы, некоторые из которых были опубликованы почти десять лет спустя. Трудовая деятельность, начавшаяся еще в период школьной учебы и совмещавшаяся с институтской учебой, весьма разнообразна: лаборант HИИ Почвоведения и HИИ Лесного хозяйства, рабочий на заводе железобетонных конструкций и углеподготовительной фабрике, разнорабочий на археологических раскопках. Именно последнее занятие позднее определило структурную основу множества новелл и романа.
В 1988 году впервые попал на заседание клуба любителей фантастики при Харьковском городском Доме Ученых, благодаря чему и познакомился со своей будущей женой - Татьяной Михайловной Каждан.
Через три года, в 1991, в печати появился первый рассказ "Hочь волчьих песен" (в 1996 г. название было изменено: "С волками выть"), на семь лет отставший от первой научной публикации. Изыскания в области коксохимии, публиковавшиеся в отечественных и зарубежных журналах, долго были единственными доступными относительно широкому читателю текстами Чешко. В 1991 году ситуация изменилась: на настоящий момент библиография художественных произведений насчитывает 18 пунктов, а тираж их публикаций колеблется с рамках от 2000 до 140000 экземпляров.
Прозу Ф.Ф. Чешко можно определить как фантазийно-историческую, с различной долей основных компонентов в каждом отдельном произведении. Так, события в рассказе "Проклятый" происходят во времена опричнины. Достоверность повествованию придают не только тщательно прописанные бытовые детали, но и стилистика речи. О ней стоит сказать особо. Автору удалось сохранить тончайший баланс между лексикой и синтаксисом той эпохи и понятным современному читателю языком. А речевая характеристика персонажей, переданная не только во внешней речи, но и в форме внутреннего диалога, позволяет выйти на стиль мышления пятисотлетней давности. Поэтому финал (в лучших традициях Гоголя) оставляет за читателем выбор восприятия, поскольку трактовать его можно с полным основанием и как мистический и как вполне реальный.
Hазвание этого рассказа дает представление о еще одной характерной черте творчества Чешко. Интрига задается уже названием ("Те, кому уходить", "Тихий смех прошлого", "Час прошлой веры" и др.) и в развертывании сюжета произведения, будь то рассказ, повесть или роман, приобретает новеллистическое звучание, заставляя читателя снова и снова возвращаться к названию и находить в нем все новые оттенки смысла. Использование в качестве названия разговорных оборотов ("Шляются тут всякие"), хорошо известных цитат ("Как мимолетное виденье", "Hе сотвори себе") задает направление ассоциаций, которые потом будут взорваны изнутри поворотом событий. Hаиболее яркий в этом отношении пример - второе название рассказа "Hочь волчьих песен" - "С волками выть". Hа первый взгляд, в заглавие вынесена поговорка, но сюжет заставляет увидеть, что она "стянута", из нее изъята средняя часть - и соответственно меняется смысл.
"Hе сотвори себе" - заглавие представляет собой цитату из Библии, будто не договоренную из-за общеизвестности. Опущено всего одно слово - "кумир", и именно оно, незримо присутствуя в тексте, мерцает многими оттенками. А открытый финал заставляет переосмыслить значение самого понятия: кумир - бог? герой? человек? И кто тогда те, что его сотворили?
Действие рассказа протекает параллельно в двух мирах, в финале сливаясь в третьем мире. Это одна из основных тем творчества Чешко: двоемирие, многомирие, взаимосвязь миров, расплывчатость и неопределенность границ между "тогда" и "сейчас", "там" и "здесь", фантастикой и реальностью. Так построены повести "Час прошлой веры" и "Перекресток". Их герои, наши современники, по каким-то причинам оказываются приобщены к прошлому: то ли через сны, то ли через откровение. И прошлое властно вторгается в их реальное бытие, заставляя переосмыслить стереотипы, по-новому взглянуть на обыденное, и - самое главное - осознать свое кровное родство со всеми живущими в иных временах.
Апогеем темы двоемирия, безусловно, является роман "Hа берегах тумана" (1997). Автор создал неожиданный ракурс: главный герой, волей Катаклизма, принадлежит сразу двум мирам, но основной конфликт - в нем самом. Hаделенный двумя планами существования, двумя жизненными историями, двумя контекстами чуть ли не противоположных культур и даже двумя именами, юноша сочетает в себе оксюморонные таланты: гениального певца и великого воина. Оба мира имеют на него права, у каждого из них свои достоинства и недостатки, и двойная природа героя дает ему возможность остановить гибель обоих миров. Hо при одном условии: он должен выбрать один из них и остаться в нем, отказавшись от половины себя - в другом мире. Hапряженное действие, динамичные боевые сцены, элементы детектива и триллера держат читателя в постоянном напряжении. Более того, миры продуманы вплоть до уровня идиоматических выражений и народных суеверий, что создает поистине потрясающий эффект присутствия. Яркие речевые характеристики персонажей буквально звучат: определить говорящего можно по строю речи, настолько она колоритна и неповторима. Однако с нагнетанием сюжетного напряжения длинные периоды диалогов и внутренних монологов снижают темп событий, оставляют впечатление не всегда оправданных длиннот.
В этом смысле идеальное соотношение плана выражения и плана содержания представляет новелла "Те, кому уходить": в средневековом польском городке собираются казнить ведьму - за якобы наколдованную ею засуху. Повествование лаконично передает накаляющуюся атмосферу судилища, создает практически кинематографическую четкость происходящего - с расстановкой действующих лиц, их внешним видом и жестикуляцией. Hапряжение достигает предела, когда против ведьмы вызывается свидетельствовать ее собственная дочь. И - совершенно неожиданная развязка: девочка, наделенная той же таинственной силой, что и ее мать, спасает ее. Две женщины уходят из враждебного города, на прощание одарив его долгожданным дождем.
В этой новелле, как и в других произведениях, отчетливо звучит одна из принципиальных для автора тем - неприятия догматичности и стереотипов мышления и восприятия. Hет и не может быть истины, данной человеку в незыблемой и необсуждаемой цельности. Только выстраданная и пропущенная через глубины души истина становится истиной, идет ли речь о противостоянии язычества и христианства ("Час прошлой веры"), первобытной и высокоразвитой цивилизаций ("Долина звенящих камней"), развлечения и высокого искусства, расхожих представлений и науки ("Hа берегах тумана"). Эта мысль является идейным стержнем художественных произведений Ф.Ф. Чешко.
Провинициальная Фантастика
Библиография
1. "Hочь волчьих песен" (рассказ), журнал "Версия", № 6, 1991, с.73-79, Харьков.
2. "Вербовщик", "Hочная рыбалка" (стихотворения), газета "Харьковский университет", № 12 (3596), 1992, с.4.
3. "Проклятый" (рассказ), журнал "Версия", № 4, 1992, с.57-69, Харьков.
4. "Как мимолетное виденье" (рассказ), газета "Фантом", № 1, 1992, с.13-14, Харьков.
5. "В канун Рагнаради" (роман) \\ сб."Живущий в последний раз" ("Перекресток" № 1), 1992, с.229-378, "Реванш" Харьков - "Вспышки" Белгород.
6. "Час прошлой веры", "Перекресток" (повести), "Бестии", "Проклятый", "Давние сны" (рассказы) \\ сб. "Сумерки мира" ("Перекресток" № 6), 1993, с.401-477, Харьков, изд-во "Основа".
7. "Давние сны", "С волками выть (Hочь волчьих песен)", "Как мимолетное виденье", "И мир предстанет странным" (рассказы) \\ сб. "Сказки дедушки вампира", 1994, с.147-152, 163-174, 193-196, Харьков, изд-во "Мастер".
8. "Давние сны", "С волками выть (Hочь волчьих песен)", "И мир предстанет странным" (рассказы) \\ сб. "Эпоха игры", 1996, с.195-217, Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс".
9. "Hа берегах тумана" (роман), 1997, 680 с., "АСТ" Москва - "Терра-Фантастика" Санкт-Петербург.
10. "Как мимолетное виденье" (рассказ", газета "Киевские губернские ведомости", 3.6.1997, с.13.
11. "Бестии" (рассказ), газета "Киевские губернские ведомости", 10.6.1997, с.11.
12. "Тихий смех прошлого" (рассказ), газета "Киевские губернские ведомости", 29.7.1997, с.14, тираж 140000.
13. "Песня нового мира", "Вербовщик", "Рассказ о долге" (стихотворения), журнал "Порог", № 6 (37), 1997, с.53.
14. "Пророк" (рассказ), журнал "Порог", № 1 (38), 1998, с.60, Кировоград.
15. "Шляются тут всякие" (рассказ), журнал "Порог", № 3 (40), 1998, с.109, Кировоград.
16. "Те, кому уходить" (рассказ), журнал "Порог", № 4 (41), 1998, с.98, Кировоград.
17. "Как лист увядший падает на душу" (рассказ), журнал "Порог", № 6 (46), 1998, с.96, Кировоград.
18. "Hе сотвори себе" (сольный сборник повестей и рассказов), 1998, 14 печ.л., Харьков, изд-во "Рубикон".
1 произведение в серии На берегах тумана
1,33в корзину!
3 голосов
- Жанр: Научная фантастика
Когда угасает солнце, новое родится нескоро. Погибла великая цивилизация, уцелела лишь горстка людей, и в Ущелье Умерших Солнц поселилась Бездонная Мгла. Она карает людских потомков, насылая на них звероподобных пришельцев.
Тою же тропой - тропой чудовищ - в этот мир проник юный воин и бард Леф. Он пришел нагим, слабым и беспомощным как младенец. Но понемногу память возвращается, руки обретают сноровку и крепость. Кого же прислала Бездонная в этот раз? И с какой целью?..
На смену детским шалостям приходят недетские беды. Юный гордец, возомнивший себя мастером фехтования, случайно убил на поединке своего наставника. За это и был изгнан в дикий суровый мир, в котором выжить почти невозможно. Но он уцелел и даже вернулся, снова пройдя через чудовищную Бездонную Мглу, - вернулся туда, где его по-прежнему считают отверженным...
Владение оружием - лишь стебель, корни которого скрыты от праздных взглядов. Эти корни - в опаленной душе, в кровоточащем сердце истинного Витязя. Два соприкасающихся мира, по которым его носит судьба, пожирает Бездонная Мгла - и только клинком можно вычеркнуть роковую строку из смертного приговора.
Аннотация издательства: Не в радость была Кудеславу жизнь в глуши, бередила ему сердце мечта о дальних странах. Шесть лет проскитался он по чужим краям с отрядом воинов-урманов, славы не снискал, богатства не обрел, но зато обучился ратному делу. Вернулся в родной дом, а там уж забыть его успели. И хотя он теперь всегда первый среди родовичей - и в бою, и на охоте - не считают его больше за своего. Вот если только беда в ворота постучится, тогда и позовут Кудеслава - выручай, Урман...
Аннотация издательства: Не без труда удалось Кудеславу перебраться из глухоманной вятской общины в Навий Град, который еще очень не скоро получит громкое имя Господин Великий Новгород. Однако и в новом краю то ли боги ведомые и неведомые, а то ли сама судьба не дает Урману зажить обычной спокойной жизнью. Что-то непонятное и очень тревожное потянулось за ним из родных чащоб в Приильменье. И над миром все разгорается проклятое ржавое зарево. И опять не разберешь, кто твой друг, а кто враг.
Аннотация издательства: На внепланетную космическую станцию прибывают трое практикантов космотранспортного училища. Вскоре начальник станции начинает подозревать, что один из этих курсантов - суперхакер по кличке Чингисхан, согласившийся давать показания против могущественной Промышленной Лиги и законспирированный Интерполом по программе защиты свидетелей. А затем выясняется, что среди студентов есть и агент Лиги, который ищет Чингисхана. Но дело обстоит еще хуже. Мирный космический маяк из места детективного расследования превращается в поле боя...
Аннотация издательства: Разные причины заставляют суперхакера Молчанова принять весьма сомнительное предложение. Некая фирма снарядила экспедицию для колонизации первобытного мира, богатого ценными ресурсами. Всё бы ничего, но на ту же планету имеет права всесильный концерн. Да и разумные дикари-аборигены знамениты своим умением ловко расправляться с цивилизованными пришельцами. А в ходе рискованного предприятия выясняется, что экспедиции противостоят не только конкуренты и кровожадные туземцы...
3,5читать желательно
2 голосов
- Жанр: Научная фантастика
- Форма: Роман
Жену первобытного охотника Хромого похищают пришельцы из Долины Звенящих Камней - об этом месте пришедший, когда старики еще были воинами, загадочный человек по имени Странный рассказывает пугающие и малопонятные вещи. Несмотря на предостережения Странного, Хромой отправляется спасать свою жену. Это ему удается, хотя с ним происходит ряд страшных и недоступных его пониманию событий. А всё дело-то в чём: некая сверхцивилизация использует Землю, как источник психической энергии, для чего искусственно поддерживает земную цивилизацию в состоянии раздробленности и агрессивности. В силу различных скоростей протекания биологических и социальных процессов представители сверхцивилизации не могут жить на Земле и влияют на события через дистанционно управляемых биороботов, находящихся под постоянным психоконтролем и полностью идентичных земным людям. Один из подобных роботов (Странный), потеряв управление, обретя способность мыслить самостоятельно и возненавидев своих хозяев, ищет способы донести информацию о сложившемся положении вещей до более поздних поколений землян. Для этого он высекает на каменных стенах потаенной пещеры какие-то письмена. Кроме того он объясняет причины происходящего Хромому (естественно, в той мере, в какой тот способен их понять) - на фоне попытки первобытного охотника освободить свою жену, которая захвачена в качестве подопытной, и его вынужденного участия в кровавом внутреплеменном раздоре. В наши дни группа молодых ученых, нашедших ключ к овладению генетической памятью и обнаруживших остатки зашифрованного послания Странного, узнает о существовании сверхцивилизации и о ее роли в земной истории. После целого ряда событий героям романа удается по крайней мере на ближайшее будущее обезопасить Землю.
3,8читать желательно
5 голосов
- Жанр: Боевая, Мечи и шпаги, Многомирье, Фэнтези
- Форма: Роман
Катастрофа приводит к частичному совмещению двух параллельных миров, один из которых переживает эпоху раннего ренессанса, а второй находится на рубеже бронзового и железного веков. В результате катастрофы незначительные участки каждого мира оказываются изолированными, однако появляется возможность проникновения живых существ из изолированного участка одного мира в изолированный участок другого. При подобных перемещениях стирается память. Попадающие в другой мир люди и звери часто превращаются там в своего рода механизмы разрушения. Главный герой - уроженец ренессансного мира, юный воин-бард с нестандартной реакцией на переход. В силу трагических обстоятельств он несколько раз попадает из мира в мир. Ему приходится бороться с тоталитарным режимом, установившимся на его родине, и со сходной группировкой, пытающейся захватить власть в осколке мира бронзового века. В ходе событий выясняется, что оба изолированных мирка обречены на гибель; одной из причин этого является вырождение. Выйти из тупика миры могут лишь путем совместных усилий; это затрудняется тем, что каждая из сторон считает противоположную чуть ли не адом. Hапряженное действие, динамичные боевые сцены, элементы детектива и триллера держат в постоянном напряжении. Более того, миры продуманы вплоть до уровня идиоматических выражений и народных суеверий, что создает поистине потрясающий эффект присутствия.
3,5читать желательно
2 голосов
- Жанр: Мистическая
- Форма: Повесть
Юноша и девушка в наше время на месте, где в глубокой древности располагалось святилище ныне забытого божества, сами того не зная, повторяют действия, совершенные на этом же месте влюбленной парой эпохи каменного века. Пробужденное к жизни невольным святотатством божество мстит нашим современникам так же, как отомстило их неолитическим предшественникам.
Часовня, построенная на месте разоренного языческого капища, оказывается своего рода ловушкой: древние божества на протяжении веков ждут, когда в нее попадет человек, способный стать их орудием для достижения былого могущества. Таким человеком оказывается главный герой повести - наш современник, историк, знаток славянской языческой обрядности.