Библиотека
Подбор книг
Каталог Ф&Ф
Кубики
Стерлинг Брюс
Биография
14. 04. 54. - …
Брюс Стерлинг, в настоящее время считается одной из наиболее ярких, необычных фигур не только в американской фантастике, но, пожалуй, в американской культуре в целом. Ведь именно он в начале восьмидесятых совместно с другим талантливым молодым писателем Уильямом Гибсоном создал такое новое направление в фантастике, как киберпанк (cyberpunk), а затем стал главным идеологом этого направления, заслужив славу литературного "экстремиста" и "революционера".
Киберпанк действительно произвел революцию в фантастике. И не только в фантастике - книги писателей-киберпанков впервые очертили контуры нового мира - мира высоких технологий, биоинженерии и глобальных компьютерных сетей, то есть того мира, в котором мы все сейчас живем. Киберпанк шагнул из фантастики в реальную жизнь, породив новую молодежную культуру, новые виды искусства, новое мировоззрение. Скажем, автор этих строк, впервые произнесший слово "киберпанк" по-русски в далеком уже 1988 году (на страницах своего фэнзина "Оверсан"), не так давно имел удовольствие наблюдать в программе НТВ "Намедни" прикипевших к компьютерам, днюющих и ночующих в Интернете молодых русских ребят-хакеров, называющих себя киберпанками - при том, полагаю, что они не только не читали книг Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Джона Ширли, Пола Ди Филиппо, Руди Рюкера, Майкла Суэнвика, Пат Кэдиган, Льюиса Шайнера, Нила Стивенсона, Ричарда Кэдри, но и, наверное, даже не знают, откуда взялся сам этот термин. Но это к слову.
Итак, один из отцов-основателей киберпанка Брюс Стерлинг родился 14 апреля 1954 года в техасском городке Браунсвиль, в 76-м закончил факультет журналистики Техасского университета в городе Остин и в том же году дебютировал в фантастике, опубликовав в антологии техасской фантастики "Вселенная одинокой звезды" рассказ "Man-Made Self" (то есть "Сам, сделанный человеком" - игра слов; выражение "self-made man" переводится как "человек, сделавший сам себя"). А уже два года спустя, в 1978 году, вышла в свет первая книга Стерлинга - "Океан инволюции" - фантастико-приключенческий роман о молодом человеке, охотящемся на китов в пылевых океанах далекой безводной планеты. Будучи "пробой пера", роман прошел не замеченным ни читателями, ни критикой, но это не охладило пыла начинающего автора. Уже второй его роман, "Искусственный малыш" (1980), напоминающий чем-то ранние произведения Сэмюэля Дилэни, стал вместе с тем свидетельством формирования в американской фантастике некоего нового направления. Что это за направление, поначалу не было понятно даже самому автору - и поэтому Стерлинг, желая осмыслить и сформулировать его принципы, быстро сошелся с другими молодыми писателями, имевшими сходные идеи, а также активно занялся критикой и публицистикой - в том числе и в созданном им фэнзине "Дешевая правда", который он издавал под псевдонимом Винсент Омниаверитас. Кстати, это было одно из первых изданий, выпускавшихся не только на бумаге, но и в электронном виде - в виде файлов, свободно распространявшихся по тогда еще только формирующимся компьютерным сетям, лишь позднее слившимся в глобальную сеть Интернет.
Впрочем, занятия журналистикой и критикой собственному литературному творчеству Стерлинга особо не мешали. В 1982 году его повесть "Рой" - первое произведение из цикла о шейперах и механистах - чуть было не получила премию "Небьюла". Опубликовав в журналах еще несколько рассказов из этого цикла (которые полностью собраны в настоящем сборнике), Стерлинг вновь вернулся к крупной форме.
Роман "Схизматрица" (1985), ставший наряду с "Нейромантом" Уильяма Гибсона (1984) одним из канонических текстов киберпанка, поразил поклонников фантастики своей глубиной, сложностью, богатством идей и образов. Западные критики даже сравнивали этот роман с творчеством такого крупного писателя и мыслителя 30-х годов, как Олаф Стэплдон. Однако роман произвел впечатление не только глобальностью замысла, но и своим стилем, представлявшим из себя оригинальную и органичную смесь технических терминов, молодежного сленга и слов, позаимствованных из других языков - преимущественно японского и русского. Нельзя не отметить и своеобразные сатирические нотки, показывающие ироническое отношение автора к созданному им миру.
Все последующие книги Стерлинга также вызывали повышенный интерес читающей публики - при том, что среди них не было ни одной похожей. А может быть, именно поэтому. Скажем, вышедший в 1988 году и удостоенный Мемориального Приза Джона Кэмпбелла роман "Острова в сети" - это фантастический триллер о близком будущем, главные герои которого - политика и компьютерные сети. Написанный в соавторстве с Уильямом Гибсоном "Дифференциальный исчислитель" (1990) - роман в жанре альтернативно-исторической фантастики, рассказывающий о том, как в XIX веке в Англии был создан механический компьютер и что из этого получилось. (Кстати, для определения жанра этого романа его авторы придумали новый термин - steampunk, паровой панк, - ныне прочно вошедший в лексикон критиков и литературоведов.)
Роман "Дурная погода" (1994) - экологическая антиутопия о группе изгоев, охотящихся в мрачном, хаотическом XXI веке на "мутировавшие" торнадо. Наконец, ставший бестселлером "Хакерский взлом" (1992) - документально-публицистический памфлет о современных компьютерных пиратах и взломщиках.
В октябре 1996 года в издательстве "Bantam Spectra" выходит новый роман Стерлинга - "Священный огонь". В интервью, данном в мае 1996 года журналу "Локус", Стерлинг поведал, что роман этот будет посвящен "цифровому" (digital) искусству 90-х годов следующего столетия. "Меня часто спрашивают: зачем вы пишете? И я никогда не мог ответить на этот вопрос толком - разве что пробормотать что-то о "священном огне" в душе".
Основные события нового романа разворачиваются преимущественно в Мюнхене, Праге и Риме. Стерлинг в последние годы немало поездил по Европе, и впечатления от этих поездок не могли не войти в роман. Довелось побывать ему и в России. "Бывший Советский Союз, - говорит он, - это большое, безобразное, ужасное место. Я теперь получаю много писем из России через Интернет. Раскол в обществе приобретает ужасающие размеры. Множество убийств - прямо как в Италии эпохи Ренессанса. Банкиров стреляют одного за другим. Настоящий взрыв беззакония - мне говорили, что в российском парламенте заседает около 80 людей, известных как преступники. Всем управляют деятели "черного рынка". Все выглядит буквально так, как описывал Гибсон. Побывав недавно в Москве, я почувствовал, что попал в мир "Нейроманта". Повсюду уличные самураи, сомнительные парни с уголовными связями, а жизнь людей контролируют полукриминальные многонациональные организации и компании. Прежний порядок повсюду лежит в руинах, люди все растаскивают и все продают, но никто, похоже, не стремится работать и что-то производить. Все хотят легких денег. Они думают: прибыль - это воровство, процветание - это воровство; они думают: воровство - это и есть экономика. Это поразительно! Но это существует в реальности".
Горькие слова, не очень-то для нас приятные. Однако стоит ли нам обижаться на писателя, который вот уже двадцать лет пишет о будущем, причем не предсказывая, но - по знаменитому выражению Рэя Брэдбери - предотвращая его?
Хранитель Белый, как я понял :).
Оригинальное название: Heavy Weather
- Создано: 1991
- Жанр: Научная фантастика, Современность
- Форма: Роман
Аннотация издательства: Это книга о хакерах. Не о тех. что взламывают компьютерные системы и охранные коды банков. Бригада Джерри Малкэхи колесит на супервездеходе по Оклахоме в погоне за непредсказуемыми торнадо, бичом небесным Америки ближайшего будущего, чтобы с помощью электронной техники лишить их смертельной силы. Брюс Стерлинг, отец-основатель киберпанка, философ Мировой Паутины, социолог, провозвестник будущего современной науки, писатель, каждая книга которого своеобразная веха в литературной жизни Америки, в очередной раз открывает перед читателем яркую, неожиданную грань своего таланта.
К молодому человеку Лайлу, живущему в заброшенном районе города в разрушенном небоскребе и работающим велосипедным мастером, приходит посылка от старого друга — старый ламповый телевизор, который смотрится смешным артефактом среди современных навороченных устройств. У телевизора имеется любопытное свойство транслировать в виде бегущей строки мысли сенатора, когда тот смотрит какую-нибудь программу. Тут проскакивает и «президент — осел…», и «тупые чиновники», и «коррумпированная власть», и «избиратели — марионетки» и т.д. Понятное дело, служба безопасности заинтересовывается необычным устройством и посылает своего агента (женщину) изъять телевизор. Но в жилище Лайла непросто проникнуть, а попытка его соблазнить не удается: Лайл жрет какие-то анаболики, убивающие всякое половое влечение. Когда агент добирается до входной двери, ее срубает электронный разряд ловушки от воров, которая в добавок раскрашивает лицо брызгами несмываемой краски. У парня есть время, чтобы связать непрошенную гостью и позвать на помощь друзей. Друзья непростые — это спайдеры, городские пауки, которые тротуаром не пользуются, а лазают по стенам — так легче проникать в помещения… Спайдеры раскалывают агента и оказывается, что все американское правительство — это искусственный интеллект, а телесные оболочки — всего лишь прикрытие… SeaBreeze
Совершенно чуждых друг другу людей – американца Джима и эмигрантку из Советского Союза Ирину – сводит вместе банальное ограбление прачечной, где им случилось оказаться одновременно. Оказывается, они не так уж и чужды друг другу…
3,5читать желательно
4 голосов
- Создано: 1985
- Жанр: Киберпанк
Понять Zeitgeist, поймать дух времени - вот залог успеха шоу-бизнесмена Лёхи Старлица, сумевшего организовать поп-группу из безголосых, но симпатичных девиц, устроить промоушн, отправить их в турне по развивающимся странам и добиться мировой известности. Только правильно ли угадал он дух времени?.. Тем более что времена меняются, близится рубеж тысячелетий... Автор книги, Брюс Стерлинг, один из отцов-основателей литературного киберпанка, сам поймал дух времени, написав постмодернистскую фантасмагорию, закручивая захватывающий сюжет, в котором сталкиваются деятели шоу-бизнеса, спецслужбы, террористы и контрабандисты, космические спутники и духи, русские и гавайцы, Пелевин и некрореалисты...
Оригинальное название: The Zenith Angle
1в корзину!
1 голосa
- Создано: 2004
- Жанр: Киберпанк, Научная фантастика
- Форма: Роман
Аннотация издательства: Информационная война, электронная безопасность и технотеррор – вот линия фронта грядущих мировых битв. Дерек Вандевеер, компьютерный гений, чья карьера в качество кибервоина началась в роковой для США день 11 сентября 2001 года, привлекается на руководящую роль в сверхсекретную правительственную группу, занимающуюся информационной безопасностью. С этого момента кончается его спокойная жизнь… Брюс Стерлинг, отец-основатель киберпанка, философ Мировой Паутины, социолог, провозвестник будущего современной науки, писатель, каждая книга которого своеобразная веха в литературной жизни Америки, в очередной раз открывает перед читателями яркую, неожиданную грань своего таланта.
Оригинальное название: Red Star, Winter Orbit
4,5читать желательно
4 голосов
- Соавтор: Гибсон Уильям - обсудить на форуме, Стерлинг Брюс
- Создано: 1983
- Форма: Рассказ
США уже давно отказались от космической программы. Весь груз на себе тянет Советский Союз. Лунная База, Первая высадка на Марс, космическая станция "Космоград". Но в космос не выгодно вкладывать средства: это бесперспективно, отдачи нет никакой, и решено свернуть все космические программы. И "Космоград", по приказу Политбюро, будет покинут людьми и спущен с орбиты на Землю. Конец мечтам о космосе? Но полковник Юрий Васильевич Королев, первый человек на Марсе, не намерен с этим мириться...
4,14читать желательно
7 голосов
- Создано: 1990
3,83читать желательно
12 голосов
- Соавтор: Гибсон Уильям - обсудить на форуме, Стерлинг Брюс
- Создано: 1991
Аннотация издательства: Роман У. Гибсона и Б. Стерлинга "Машина различий" - яркое произведение киберпанк-литературы. Авторы ведут читателя в тот мир, который бы возник, если бы компьютер был изобретен в первой половине XIX века. Альтернативная история ("что было бы, если..."), рассказанная в романе, накладывается на типичные черты традиционного английского романа: детективный сюжет, разнообразные социальные типы, судьба молодой женщины. Наряду с вымышленными персонажами действуют исторические лица. Книга, прекрасно переведенная на русский язык, заинтересует читателя острым сюжетом, основанным на исторических реалиях и футуристических элементах
Жажда жизни и охота за омолаживателем – это безумие, охватившее людей в мире хаоса и анархии. Создано новое средство, способное это остановить.
Оригинальное название: Distraction
4читать желательно
4 голосов
- Создано: 1998
- Жанр: Антиутопия
- Форма: Роман
США второй половины нынешнего века. Белые американцы стали национальным меньшинством. Бюджетный дефицит. Заставы на дорогах. Орды биотехнологических кочевников. Плюс к этому еще и холодная война с Голландией. Государство практически недееспособно: бал правят Чрезвычайные комитеты. Государство почти умерло, но политика все еще жива. И в ней еще работают трезвые люди, такие как главный герой романа, Оскар Вальпараисо. Прекрасный организатор с успешной карьерой и искренним желанием возродить Америку из пепла распада. Он уверен в том, что сможет решить все проблемы Америки. Только вот может ли он решить собственную проблему? Проблему человека, который даже не может сказать о себе, что был когда-либо рожден... Картина будущего в романе Стерлинга может показаться совершенно чуждой только тем, кто не видит его истоков уже здесь, в настоящем. Достаточно оглянуться по сторонам!
С развитием медицинских технологий, появилась возможность значительно продлевать человеческую жизнь. Поиски бессмертия ведутся, но до этой цели человечеству пока далеко. Пока же Стерлинг рассматривает социальный аспект продления жизни – геронтократию. Успешные бизнесмены, сильные люди стали жить долго. Очень долго. И сосредоточили в своих руках власть над миром. Не в смысле – темные властелины в плащах, а в том смысле что они – хозяева газет, заводов, пароходов… И молодежь осталась в положении вечных наследников. А наследство им не светит. Но они пытаются построить свой мир. Пытаются бунтовать против этой системы, привлечь к себе внимание. Мечтают сделать в жизни что-то свое, что докажет всему миру, - они тоже могут. Что дело не в возрасте и не в деньгах… И что в них тоже живет вдохновение – тот самый священный огонь. Талант к чему-либо. Настоящая жизнь, а не виртуальная имитация. Роман_А
Аннотация издательства: Шейперы и механисты - две самые могущественные группировки Солнечной Системы, ведущие между собой жестокую, бескомпромиссную борьбу за то, чтобы только одна из них определяла в будущем судьбу человеческой расы. И если первые сделали ставку на генную инженерию, биотехнологию, с помощью которых человеческие организмы могут приспосабливаться к необычной для них космической среде, то вторые исповедуют протезирование, сращивание людей с компьютерами и разнообразными механическими приспособлениями.
Два спайдера (см. «Велосипедный мастер») Пит и Катринко, напичканные шпионской аппаратурой, обнаруживают в пустыне Такламакан (запад КНР) заброшенный ангар, в котором располагаются три космических корабля, а вокруг кишмя кишит роботами-охранниками. Любопытство берет свое, и спайдеры проникают на объект. Оказывается, что в каждом корабле развивается своя культура — от мудрецов-созерцателей до полной анархии. Причем, обитатели кораблей уверены, что летят к звездам, а роботы живут в своем мире под крышей ангара. На одном из кораблей разгорается революция, народ вырывается на свободу, пробив дыру в обшивке корабля. Роботы-охранники начинают истреблять людей. Пит и Катринко попадают в водоворот событий и теряют свои рюкзаки с аппаратурой, которая попадает в лапы роботов. Разобрав каждый прибор на части, механические создания усваивают полученную информацию и понимают, что снаружи существует внешний мир, который можно завоевать… SeaBreeze
Одогаст – город в Западной Сахаре. Ныне прославленный на весь цивилизованный мир, будет он лежать в руинах, засыпанный песками и забытый всеми. Неужели безумный провидец говорит правду и Аллах действительно даровал ему знание будущего? Да разве можно поверить в такую нелепость, наслаждаясь великолепным ужином в доме радушного хозяина, работорговца Манименеша? Едва ли…