Библиотека
Подбор книг
Каталог Ф&Ф
Кубики
Джеррольд Дэвид
Биография
Родился 24 января 1944 года в Чикаго. Родители, Луис Фридман и Джоанна Флейшер дали единственному отпрыску имя Джерролд Дэвид; впоследствии он слегка видоизменил написание первого имени (GERROLD вместо занесенного в метрику JERROLD) и сделал его своей литературной фамилией.
Основную часть жизни Джерролд провел в кинематографической мекке Америки - Лос-Анджелесе. В Голливуде писатель проживает по сей день - со своим приемным сыном Дженнисом. Окончив местный Университет Южной Калифорнии и другой - штата Калифорния в Нортридже, - юноша с дипломом театроведа в кармане пустился в самостоятельное плавание по жизни. Чего он только не перепробовал: работал помашником управляющего в отделе игрушек универмага, в книжном магазине "для взрослых" (стыдливый эвфемизм для порнографии), продюсером на телевидении, вел колонки рецензий в научно-фантастических журналах "Звездный лог" и "Галлилео" (и "компьютерную" колонку - в журнале "Профайлс").
С середины 60-х годов Джерролд указывает в анкетах в графе "профессия": писатель. Точнее было бы сказать - сценарист, теледраматург - пишет он, в основном, для телевидения. Первым литературным произведением, которое ему удалось продать, был как раз сценарий одной из серий "Звездного пути" - "Проблема с трибблами". В день, когда передача вышла в эфир, 29 декабря 1967 года, дебютант получил лучший рождественский и новогодний подарок! О своей работе вместе с Джином Родденбери и другими создателями сериала Джерролд вспоминает в книгах "Проблема с трибблами" и "Мир "Звездного пути". Обе вышли в 1973 году, и к этому времени автор уже успел заявить о себе как о писателе-фантасте.
О своей "звезднопутевой" славе писатель высказался определенно: "Я твердо придерживаюсь той точки зрения, что написанное мною должно оправдывать написанное обо мне - при том, что не считаю справедливой как слишком возвышенные комплименты в мой адрес, так и слишком суровую критику. Мне кажется, что и мои неудачи все же смотрятся неплохо на фоне неудач других... Что касается успеха у фэнов - а теперь могу не понаслышке судить о том, каково это! - то я (как и многие до меня) убедился, что он недолговечен и со временем может прискучить. Чего бы мне сейчас хотелось больше всего, так это немного отойти от фэндома и поискать удовлетворения на более личностном, а не "тусовочном", уровне. С этой целью я начал писать научную фантастику, не имеющую отношение к "Звездному пути", - и стараюсь писать ее как можно лучше. Меня меньше волнует, принесут ли эти призведения славу лично мне и завоюют ли премии, - хотя это было бы приятно; гораздо важнее другое: смог я выложиться до конца и в полной мере развлечь читателя или нет? Не думаю, что книга, какой бы хорошей и важной она ни была, должна нести на себе груз авторского "я": мне кажется, она должна уметь постоять за себя сама - без всех этих добавочных разъяснений и аннотаций (кто таков автор и что он хотел сказать). Как человек: тот так же обязан сам за себя отвечать... Поэтому я стараюсь максимально "развестись" с только что написанной книгой, прекратить с ней всякие отношения, поставить на нашей затянувшейся связи точку".
Название его первого романа, написанного вместе с Ларри Нивеном, - "Летучие волшебники" (в некоторых переводах на русский язык известен как "Летающие колдуны"), может ввести в заблуждение любителя фэнтези. Дело в том, что роман, первую скрипку в котором играл, несомненно, соавтор Джерролда, сугубо научно-фантастический, хотя в нем и предпринята интересна попытка "рационализировать" магию: ибо ничем иным, как колдовством, не предстает поведение аборигенов - если смотреть на него глазами земных исследователей.
Годом позже вышли сразу три сольных романа Джерролда. И если два, "Космический глиссер" и "Вчерашние дети", можно смело назвать проходными в творчестве писателя, то третий, "Когда ХАРЛИ исполнился год", по сей день остается одним из лучших.
Последние полтора десятилетия писатель больше работает для телевидения, фантастику же публикует лишь время от времени. В основном, это остросюжетные космические боевики. Например, хотя и откровенное, но мастерское подражание хайнлайновскому "Звездному десанту" - серия о войне американских национальных гвардейцев с инопланетным чудовищем: "Дело для настоящих мужчин", "День проклятия", "День возмездия", "Время бойни", а также один из самых увлекательных романов автора "Странствия "Звездного волка".
А еще писатель известен новелизациями сценариев популярных фильмов - "Битва за Планету обезьян" и "Враг мой"; последняя книга написана в соавторстве с Барри Лонгиером, по одноименной повести которого и снята картина. Привел Джерролда в фантастику "звездный путь" кино и телевидения, с которыми литература в Америке конкурировать всерьез просто не в состоянии, - он же его, судя по всему, постоянно и уводит в сторону.
Библиография
"Летучие волшебники" ("The Flying Sorcerers", 1971).
"Космический глиссер" ("Space Skimmer", 1972).
"Вчерашние дети" ("Yesterday's Children", 1972). Также выходил под названием "Звездная охота" ("Starhunt").
"Когда ХАРЛИ исполнился год" ("When HARLIE Was One", 1972). Переработанный вариант вышел под названием "Когда ХАРЛИ исполнился год, Версия 2.0" ("When HARLIE Was One, Release 2.0", 1988).
"С пальцем в собственном Я" ("With a Finger in My I", 1972).
"Битва за Планету обезьян" ("Battle for the Planet of the Apes", 1972).
"Проблема с трибблами" ("The Trouble with Tribbles", 1973).
"Мир "Звездного пути" ("The World of Star Trek", 1973).
"Дублированный" ("The Man Who Folded Himself", 1973).
"Одиссея "Лунной Звезды" ("Moonstar Odyssey", 1977).
"Зверь смерти" ("Deathbeast", 1978).
"Галактический водоворот" ("The Galactic Whirpool", 1980).
"Дело для настоящих мужчин" ("A Matter for Men", 1983).
"День проклятия" ("A Day for Damnation", 1984).
"Война против Чторра: вторжение" ("The War Against Chtorr: Invasion", 1984).
"Враг мой" ("Enemy Mine", 1985).
"Шахматы с драконом" ("Chess with a Dragon", 1988).
"День возмездия" ("A Day for Revenge", 1989).
"Странствия "Звездного волка" ("Voyage of the Star Wolf", 1990).
"Время бойни" ("A Season for Slaughter", 1992).
"Под Божьим присмотром" ("Under the Eye of God", 1993).
"Завет справедливости" ("A Covenant of Justice", 1994).
"Центр Нигде" ("Middle of Nowhere", 1995).