Нил Гейман "Американские боги", 2001г. Neil Gaiman "American gods", 2001г.
Дети Филиды приходили к Эсси послушать сказки, и она рассказывала им о Черном Псе с Болот, и о Голой Голове, и о Кровавых Костях, и о Яблоневом Человеке, но им было неинтересно; они хотели слушать только про Джека: как Джек взобрался на бобовый стебель, как Джек убил великана, а еще о Джеке, его Коте и Короле. Нил Гейман. "Американские боги"
Тень отсидел уже три года. Сидел он тихо, убивал время и мечтал о трех вещах, что проделает выйдя. Первое - принять ванну. Второе - надеть халат и отправится с женою в спальню. Третье - залечь на дно и никогда больше не мутить воду. Ему оставалось отсидеть два дня, когда эти планы рухнули. Жена погибла в автокатастрофе. Хотя нет, одну запланированную вещь он все таки сделал - принял ванну. Так начинается нашумевший роман Нила Геймана, за который он отхватил сразу две главных премии в области фантастики: Хьюго и Небьюлу, а если верить некоторым нашим критикам, то это просто Великий Американский роман. По началу все действительно кажется интересным. Некий мистический мистер Среда (Один) нанимает Тень на работу. Он должен сопровождать босса в деловых поездках. Выясняется, что эмигранты завозили в США божества со всего мира. Через пару поколений эмигранты забывают свои верования и придания, а нечисти и богам приходится прозябать. Старая идея, что не только бог нужен человеку, но и сам бог не может существовать без верующих в него, играет и у Геймана. Один собирает старых пантеон на битву против богов нового поколения: телевидения, мобильной связи и интернета. Битва за ума людей, за возвращение американцам духовности. В этот момент начинает казаться, что роман должен скатиться к сатире, что должен появиться Иисус и померить враждующие кланы, показав на своем примере как может сотрудничать бог старой формации с молодыми. Проповеди через мобильный телефон, отпущение грехов по интернету. Но Иисус в романе отсутствует, во всяком случае напрямую. На протяжении огромного количества страниц ничего нового не происходит. Ловишь себя на мысли, что все это вполне мог написать Мураками, и возможно это лишь неудачная копия. Тень сопровождает Одина и знакомится со множеством мифических личностей. В этот момент начинает казаться, что Гейман пытается открыть американцам их корни, показав глубину культуры народов, образовавших эту страну. Это все конечно интересно, но какое мне дело до самоидентификации американской нации. Потом думаешь, что весь текст - сплошная афера, игра на двоих, подобно той, что постоянно ведет Один. Гейман разыгрывает свою на пару с критиками, раскрутившими мыльный пузырь. Есть интересная завязка, есть восхваляющие статьи критиков и не важно, что все козыри открыты сначала, а потом идет медленное увядание интриги, денежки уже не вернуть. А если тебе не понравилось, то твой IQ не отличается от оного у табуретки. Ну кто хочет признаться? Так случается до прочтения эпилога. Для меня эта книга интересна не историей богов, а историей единственного здесь человека. И именно Тень играет роль Иисуса (забавно что он тоже сын бога и тоже будет распят, но воскреснет), и показывает окружающим как стоит жить. Да, это немного похоже на жизнь самурая, только не для хозяина, а для любви. Если внимательно присмотреться к его поступкам, то не богам он помогает, а ищет у них способа вернуть себе мертвую жену. И когда этот поиск заканчивается, он просто идет отдавать свою жизнь, давно проигранную в шашки. Так способен поступить только человек, который уже давно мертв.
Цитата: Для меня эта книга интересна не историей богов, а историей единственного здесь человека. Для меня эта книга интересна не историей богов, а историей единственного здесь человека.
Лелик, это опечатка или ты специально так написал
[b]Если человек, не учится, то хороший "пинок" помогает настройке на нужный лад[b]
Послано - 18 Сент 2003 : 20:44:55
Crazy_Serg, спасибо. Я просто правил последний абзац (там слово здесь встречалось слишком часто) и допустил промах. Еще раз спасибо ;)
Послано - 19 Сент 2003 : 09:20:31
Что интересно, я именно вчера вдруг зашел в книжный магазин и среди прочих книжек повертел в руках Американских богов. Они были представлены аж в двух изданиях. Подумал о том, что они отхватили Дубль. Подумал о том, что не мешало бы прочесть и темку открыть :)))
Послано - 19 Сент 2003 : 15:26:31
Так как тема - Нил Гейман, то сразу о его (совместно с Претчеттом) Правильных Предзнаменованиях (Good omens) - Очень смешная, веселая, драйвовая книжка!!! Если знаете, где перевод - сообщите!!!
Послано - 19 Сент 2003 : 18:22:06
А какие два издания? Я видел только желтенькую погано изданную "Альтернативу". А купить хочеться - книга великолепная - прочитал за вечер. Не НФ, не фэнтези, ни мистика, а что-то приятное непохожое на типовые книги. Правда ИМХО несколько американское...
Послано - 04 Дек 2003 : 14:49:05
2Dark Andrew: второе издание было в серии "Поколение XYZ" (АСТ разумеется, неприметная зеленая обложка, тираж 2000). Кто такие XYZ и почему Геймана к ним причислили, я впрочем не понял, но роман отличный.
Послано - 08 Сент 2004 : 06:40:34
"Neverwhere" Блеск. Под Лондоном и в нем протекает параллельная жизнь пестрого контингента нищих, исторических персонажей, ангелов, монахов, чудовищ, разумных и не очень зверей и прочих "провалившихся между щелками". Бухгалтер по имени Ричард случайно оказывает помощь одной из обитательниц "другого Лондона". И после этого он лишется своего места в обычном Лондоне, потому что нельзя одновременно жить и там, и там. Он теряет работу, квартиру и невесту, но зато узнает, что за монахи живут в BlackFriars, какой граф правит в Earl's Court, кто такой Islington и как он связан с затоплением Атлантиды, а также пересекает Night's Bridge (KnightsBridge). В конце концов он возвращается к обычной жизни, но нужна ли ему теперь работа с 10 до 5?
Послано - 08 Сент 2004 : 07:15:44
Все-таки в Добрых Знамениях больше Пратчетта, чем Геймана - и это, пожалуй, к добру. Сам Гейман, несмотря на несомненное свое мастерство, напоминает мне смесь Кинга с Желязны - то есть неплохо, конечно, но все это я где-то уже читал...
Послано - 08 Сент 2004 : 09:30:51
Еще на русском есть прекрасная повесть "Коралайн" - тоже все премии в области фантастики отхватила. Такая современная версия "Алисы". В сети видела на Бомануаре.
Послано - 08 Сент 2004 : 21:10:31
Кстати, её ("Коралайн") перевели сами посетители библиотеки Бомануара. Так как она короткая, то точно не выйдет отдельной книгой.
Послано - 11 Сент 2004 : 12:51:22
Не глядя на размер до конца года АСТ обещает сборник "Дым в зеркалах" ИЛИ "Коралину", а в следующем феврале - роман "Задверье".
Послано - 12 Сент 2004 : 20:51:15
"Американские боги" рулез полнейший! Прочел еще в мае, держала книга до конца. Все таки редко такие вещи встречаются!
Послано - 13 Сент 2004 : 19:57:25
2Sir Stalker: Да. «АБ» - вещь весьма достойная. Хотя меня удивил совершенно мизерный тираж, кажется 4 тысячи экземпляров. Не понятно, почему издано было так мало, если книга явно удалась и получила "Хьюго" и "Небьюла". Или думают доиздать...
Послано - 13 Сент 2004 : 20:52:03
Вообще-то понятно почему такой был тираж - с этой книги АСТ попробовало начать Альтернативу-фантастику и никто не знал пойдет серия или загнется как все предыдущие аналогичные серии. А вот когда они просекли что книги продаются вышли еще два доптиража АБ.
Цитата: Не глядя на размер до конца года АСТ обещает сборник "Дым в зеркалах" ИЛИ "Коралину", а в следующем феврале - роман "Задверье".
У меня впечатление, что "Задверье" и есть "Neverwhere". Там главная героиня Lady Door (интересно, как ее имя переведут) - последняя из клана открывателей дверей. Они их открывают везде, где можно и где нельзя (остальным). Да и конфликт именно об открывании двери в некое оччень странное, но манящее место.
Послано - 16 Сент 2004 : 09:54:54
Отличная книга "Американские боги", понравилась на 100% не единого лишнего слова, эти маленькие вставки в виде рассказов тоже порадовали не нарушили целостность книги.
Серия романов-комиксов "Сэндмэн" принесла Нилу Гейману славу постмодерниста задолго до "Американских богов", получивших и "Хьюго" и "Небьюлу". Первый выпуск вышел в 1989 году, последний - в 1996, но в 2003 Гейман вернулся к героям, захватившим воображение читателей, и выпустил сборник "Бесконечные ночи". Отличительным признаком серии стало единое авторство текста (большинство комиксов пишутся коллективом авторов) и разнообразие стилей иллюстраций, объединенных, однако, некиим "готическим" ощущением. Влияние этой серии и творчества Геймана вообще на жанр комиксов трудно переоценить. До их появления комиксы были эфемерным искусством, сродни радиорепортажам; теперь же они получают World Fantasy Award (1991) и издаются в твердых переплетах.
Серия описывает эпизоды из жизни Бесконечных - семи братьев и сестер. Перечислим их от самого старшего к самому младшему: Судьба, Смерть, Сон, Разрушение, Желание, Отчаяние и Бред (которую раньше звали Наслаждение). Они - состояния сознания, и потому возникли с первым проблеском мысли во вселенной и исчезнут не раньше, чем погаснет последняя искра разума. Предисловие к сборнику рассказов "Книга снов" так говорит об их появлении: "Осознавать себя значит осознавать время и его направленность - неизбежность судьбы. Думая об этом, мы осознаем, что время имеет конец - и познаем смерть. Увидев неизбежность смерти, мы погружаемся в мечты, рисуя себе рай, где ее нет: "Смерть есть мать красоты", писал Уоллес Стивенс. Но все мечты, все мифы и структуры, которые мы воздвигаем между собой и хаосом, будут неизбежно уничтожены. В отчаянии мы обращаемся к мимолетным радостям - мы желаем. Все желания есть надежда на невозможное по самой природе вещей безграничное наслаждение; поэтому желать есть то же самое, что отчаиваться, осознавая, что наслаждение, которого мы жаждем, есть всего лишь бред самообмана смертного разума: мысли о том, что мир достаточно велик, чтобы вместить наше воображение. И в отчаянии мы возвращаемся к новым сказкам - к нашим снам и мечтам" (с) Фрэнк МакКоннел.
Вот портреты Бесконечных; впрочем, им свойственно менять свою внешность от серии к серии и даже от эпизода к эпизоду. Особенно этим отличается младшая сестра - Бред.
Из всех Бесконечных Судьба - слепой, прикованный к книге, живущий в постоянно меняющемся лабиринте старший брат - играет самую большую роль в жизни разумных и в то же время наименее им близок. Вечно живущий в неизменном настоящем, даже когда оно является прошлым или будущим вселенной, он почти не появляется в сериях. А ближе всего разумным оказался Сон, псевдонимом которого и названа серия. Довольно часто появляются в книгах его старшая сестра Смерть и младшие члены "дисфункциональной семейки", как они себя называют: Разрушение, любимый брат младшей сестры - Бреда, Желание, андрогин со странным чувством юмора, и Отчаяние.
Сон и здесь выделяется среди своих родственников - он меняется не только внешне. Из отстраненного правителя царства сновидений, коллекционера ненаписанных книг, он постепенно превращается в ... странно, но самым подходящим словом будет - человечное существо: любящее, страдающее и сострадающее, желающее, с отчаянием наблюдающее за крушением надежд на счастье. Сон знакомится со всеми своими родственниками на собственной шкуре, хотя у него ее, конечно же, нет. Чем будет Отчаяние, если у нее забрать отчаяние? Ничем. Ее не будет, она и есть отчаяние. А Сон и есть состояние сновидения, в котором возможно все, кроме одного - убежать от самого себя. Удивительно ли, что Сон стал ближе читателям, чем любой другой персонаж серии? Кроме, пожалуй, Смерти - эта практичная и в то же время сострадательная персона, больше всего любящая облик юной девушки и одежду в стиле "гот", прочно завоевала симпатии и удостоилась двух собственных выпусков. Путешествия и приключения Сна и его родственников в "бодрствующем" мире и его окрестностях (таких, как Ад, например) знакомят нас с удивительными существами: богами и безумцами, людьми, помнящими первую из Атлантид, и звездами, писателями и падшими ангелами. Изложение сюжетов "Сэндмэна" не испортит удовольствия от их прочтения в будущем, но возможно, поможет понять, чего следует ждать.
История начинается с того, что несколько магов решили покончить со смертью, захватив ее в плен, но вместо Смерти им попался Сон. Освободившись, Сон был вынужден отправиться искать свои инструменты - шлем, мешочек с песком и рубин. Это путешествие, рассказ о котором составляет первую книгу "Прелюдии и ноктюрны", многому его научит. "Кукольный домик" повествует о том, как Сон продолжает решать проблемы, возникшие из-за его заточения. Три сна сбежали в мир живых, и их история переплетается с другой, о молодой женщине и ее поиске младшего братишки. Перед Сном встает выбор - милосердие или долг? Или есть еще и третий путь? "Страна сновидений" - первый выпуск, составленный из отдельных новелл. Мы встречаемся с матерью сына Морфея, узнаем, что снится кошкам, а также историю возникновения шекспировского "Сна в летнюю ночь". "Сезон туманов" продолжает основную линию. Люцифер устал править адом. Он запирает его и отдает ключ Морфею, который должен решить, кто из бесчисленного пантеона богов и мифических существ сядет на заветный трон. В "Твоей игре" старинное волшебство и фэнтези сплетаются в описании приключения Барби, которую мы уже встречали в "Кукольном домике". Она обнаруживает, что ее сны в действительности есть удивительный мир, где она пытается спасти друзей. "Басни и размышления" - еще один сборник историй, в которых действуют Император Америки, вурдалак, ищущий свои сны, Марко Поло и другие. В "Кратких жизнях" младшая сестра Сна Бред уговаривает его отправиться на поиски их пропавшего брата Разрушение, но цена, которую Морфей заплатит в конце путешествия, может оказаться ему не по силам. В "Конце света" герои собираются в таверне и обмениваются историями: о городе, где смерть есть способ провести время, и о других местах, столь же загадочных, сколь чудесных. Сон не является героем этих историй, скорее, они повествуют о самой природе снов и сказок и о причине нашей потребности в них. В "Милосердных" Сон сталкивается с последствиями своих действий, о которых рассказывалось в "Кратких жизнях" и "Кукольном домике". Милосердные, иначе называемые Фуриями, преследуют Морфея и меняют его и его царство навсегда. "Поминки" (или "Пробуждение") - последняя книга серии. В ней нам преподносится урок: если кто-то или что-то, к которому мы привязались, умирает, мы должны оплакать его и продолжать жить.
И еще один урок: сны и мечты не умирают по-настоящему. Они живут, пока живем мы, они порождение нашей потребности в мифах, они и больше, и одновременно меньше, чем их создатели. Говоря словами королевы фей Титании из другого романа-комикса "Волшебные Книги", "есть только два мира - ваш мир, настоящий, и мир воображения. Его реальность или нереальность неважны; важно то, что он есть. Он предоставляет альтернативу. Способ уйти; угрозу, мечту и силу; убежище и боль. Он не существует, и потому он единственное, что имеет значение". Или же мы можем послушать Разрушение: "Наш брат Судьба определяет свободу воли; Смерть определяет жизнь, Отчаяние - счастье, я - созидание", говорит он. "А я?" - спрашивает Сон. "Может быть... реальность?" - отвечает вопросом его брат.
Послано - 17 Фвр 2005 : 21:03:13
Вчера уцапал в библиотеке "Murder Mysteries" by Neil Gaiman. Кoнечно, graphic novel, art by P. Craig Russell.
Классический Гейман: история внутри истории, детектив внутри хоррора; и какой детектив - расследование самого первого убийства. Нет, это не история Каина и Авеля. Ее Гейман уже использовал в "Сэндмене". Это убийство произошло тогда, когда Рай и Земля, люди и смерть, любовь и судьба были только в проекте. Именно в конструкторском бюро Творения все и произошло.
Производственная драма, офисный роман. Но кто-то дергает за ниточки, расставляя героев трагедии по местам. И следователь, расследуя и карая, делает именно то, что нужно дизайнеру, чтобы его творение заиграло слезами и запело болью.
Несколько фраз.
"Нет, не Люцифер был первым полюбившим. Но он первым пролил слезы". "Бедный, милый Люцифер. Ему предназначена самая трудная роль, и он с ней справится с блеском". "Мы существуем только затем, чтобы служить Тебе. Но иногда ... Ты забываешь вытереть кровь с твоих инструментов".
Как говорится, прошу читать (сайт будет дополняться по мере свободного времени). Любые замечания, дополнительные материалы и прочее будут принято с благодарностью.
Роман Сыновья Ананси на данный момент ещё не переведён, но возможно будет переведён довольно скоро. Темтичкски он связан с Американскими богами, но если в Американских богах акцент стоит на Американских, в центре внимания находится плавильный котёл американской культуры, всё хорошее и всё плохое что она несеёт в себе, то в Сыновьях Ананси автор не привязян ни к какой географической метке. В чём то навеянный фильмом "Маска" это роман о формировании личности, о глубинных корнях культуры и кажущеся жестокости воспитания, об ответственности и обязанностях силы, о межвидовом сексе пауков и птиц, и о том что если вам дорога жизнь и рассудок, лучше проверять счета с карандашом в руке. В романе нет тяжеловесной медлительности "Американских Богов", повествование скользит быстро, легко и главное, смешно. Всё что делает нас смешными делает нас умнее. И так - знакомтесь - В зелёной шляпе и лимонно-жёлтых перчатках, развинченной походкой танцора напевая джазовую мелодию входит Ананси - бог, человек и паук.
Послано - 12 Марта 2006 : 01:47:47
Малые Боги Терри Пратчетта, на мой взгляд, написаны смелее Американских Богов. Впрочем... быть может, я просто предпочитаю книги Терри :)
Послано - 15 Авг 2006 : 19:08:43
Впервые с Нилом Гейманом столкнулся в сборнике "Легенды-2", прочитав продолжение "Американских богов" (под названием "Повелитель горной долины"). Как сейчас помню, не понравилось. Вероятно, в этом виноват переводчик - закончив "Американских богов", был в полном восторге. Это не "Князь Света" и не "Лорд Демон" (хотя есть определенное сходство и с тем, и с другим, ИМХО), это нечто другое.
Послано - 10 Ноябр 2006 : 10:48:24
Да нет,я не против, мне правда понравилось. Иногда самостоятельное литературное произведение более походит на запись сценария, чем эта книга.
Послано - 26 Ноябр 2006 : 01:22:16
Прочитал(наконец-то!)"Корелайн"и"Задверье".За чтение брался с опаской,в своё время очень обиделся на Геймана за"Звёздную пыль",после прочтения коей чувствовал себя несправедливо обманутым."Американские боги"оставили после себя благоприятное впечатление,о сборнике"Дым и Зеркала"и говорить нечего,хороший рассказ всегда редкость,тем более в век многотонно-многотомных сериалов.И тут такое...Зачем было вообще писать эту самую "Звёздную пыль"я решительно отказываюсь понимать.Заработать денег?Поприкалываться над читателем:а вот вам сказочка про белого бычка?Стандарт на стандарте...и всё.Очень рад,что мои опасения не оправдались,от вновь прочитанного остался доволен.После "Задверья"по новому смотрю на некоторые глухие места собственного города.
Послано - 16 Дек 2006 : 13:29:49
"Сыновья Ананси" понравились :) Хотя и не супермегашедевр. Спокойная такая книга для приятного времяпровождения. Насколько она связана с "Американскими богами" - для меня осталось неочевидным. Вроде да, а вроде и вовсе нет... Но непохожа! :)
И еще такое странное впечатление - книга не о герое, а о читателе. Т.е., герой-то есть, и сюжетно все вполне о нем, но... Объяснить пока не могу, наблюдаю впервые ;)
Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное. (с)Монтень
Послано - 31 Мая 2007 : 11:39:19
Очень хорошая новость. В августе выходит экранизация "Звездной Пыли". Уррра! В фильме играет (на секундочку) Де Ниро.
Кроме того, Гейман написал сценарий по "Беовульфу" - в ноябре выйдет экранизация. Соавтор сценария - Роджер Эвери ("Криминальное чтиво"). В роялях: Джоли, Хлпкинс, Малкович...
И последнее: в 2008 экранизируют "Кэролайн".
Новости достоверные, можно ставить в раздел новостей.
Чтоб не быть голословным: #
Отредактировано - InterNed on 31 May 2007 11:49:12
Послано - 19 Июня 2007 : 16:20:52
Трейлер у «Звёздной пыли» просто шикарный. Меня, можно сказать, прямо-таки поразил – буду ждать фильма с нетерпением.
Послано - 21 Июня 2007 : 01:51:42
Эх... судя по трейлеру - от основного сюжета там мало : ))) Впрочем - посмотрим, мну сцены понравились в трейлере... Чисто в киношном плане : )
Да уж...
В ролях Роберт Де Ниро, Мишель Пфайффер, Клэр Дейнс, Чарли Кокс, Сиенна Миллер, Питер ОТул, Рики Джарвис, Билли Уайтло
I'll be forever!
Отредактировано - InterNed on 21 Jun 2007 01:52:33
Послано - 31 Янв 2008 : 23:36:52
Читаю "Задверье" - плакаю. Во-первых, мне достался обгрызенный файл: нет сносок, обещанных в предисловии переводчиком Анной Комаринец, хотя в тексте они обозначены. Во-вторых, не знаю, какой на самом деле переводчик из Комаринец, но аннотация Тима мне показалась ближе к атмосфере книги, чем некоторые куски из перевода: "бухгалтер" - "специалист по ценным бумагам", "граф" - "эрл", ну и еще там что-то по мелочи.
Сам текст выглядит как надводная часть чего-то большего, кажется, что символичного и архетипичного в тексте намного больше, чем доступно русскому читателю, примерно такое же чувство оставляет "Ночь в тоскливом октябре" Желязны. Вспоминается "Талула" Чарльза де Линта. Инстинктивно сопротивляюсь образу метро: у нас своих легенд на эту тему хватает. :) В общем, читаю, получаю удовольствие.
ЗЫ. Если у кого есть файл со сносками переводчика, поделитесь, плз?
Послано - 05 Фвр 2008 : 23:23:21
El А я интуитивно додумывал... Мдя, явно язык там очь. важен. Впрочем, манеру при желании вполне уловить можно. Особенно, прочитав его другие книги.
Послано - 10 Фвр 2008 : 18:44:53
"Коралайн" вызвала сильное желание прочесть ее кому-нибудь на ночь вслух: по-моему, она должна быть очень театральна, в том смысле, что ее интересно изобразить или обсуждать. А так вроде - ничего особенного.