НикитА
|
Эд Гринвуд «Эльминстер. Рождение мага» (мысли вслух после прочтения)Ажурный кружок на обложке книги с надписью «Впервые на русском языке» привлек мое внимание. Впрочем, стандартная аннотация ничего, как всегда, не значила: «Это случилось до Миф Дранора, когда Внутренние земли были населены варварами и злые драконы властвовали небесами. В те давние времена Эльминстер был еще подростком и пас овец, мечтая о приключениях и подвигах. Столкнувшись с Верховным Чародеем, прилетевшим на драконе, мальчик попадает в мир, где правят жестокие, развращенные правители-чародеи. С терпением и мужеством Эльминстер старается все исправить. В результате мир возрождается, а он становится магом». Завязка романа – отца Эльминстера и всех жителей его деревни убивает Верховный Чародей, и мальчик клянется отомстить. Довольно стандартное начало, которое было использовано, например, в «Ронане-Варваре» Д. Бибби (пародия на всевозможные штампы в фэнтези). Да и обломок меча, болтающийся на шее подростка, очень уж напоминает плюшевого мишку Ронана. Весь роман – это мечты о мести и воплощение их в реальность. Эльминстер, человек, который не любит убивать и которого тошнит при одном только виде крови и выпущенных кишок, тем не менее, убивает постоянно. И отвращение к этому занятию нисколько ему не мешает. Только совесть иногда немного мучает… совсем чуть-чуть. На протяжении всего повествования Эльминстеру чрезвычайно везет. Хотя нет, это не везение на ситуации, а на людей – за ним стоит всемогущая богиня, которая неизвестно зачем решила воспитать молодого человека (наверное, материнские инстинкт взыграл, или гормоны). И, несмотря на все ее уроки, тот не блещет особыми талантами – практически ни одно серьезное дело он не совершил самостоятельно – всегда рядом с ним были люди, которые умели намного больше него, и богиня, которая могла не только вылечить, но и оживить, если надо. Ну и зачем, спрашивается, богине Мистре такой поклонник, который и шагу не может ступить самостоятельно и чуть что – просит ее о помощи (куда там Фродо Бэггинсу из «Властелина колец» Д.Р.Р. Толкиена – он хотя бы просто жаловался, обходясь без мольбы о помощи вышестоящих существ), а если и сделает такой шаг, то проваливается по уши в болото, из которого его приходится каждый раз вытаскивать, словно неразумного щенка. Было бы понятно, если бы Мистра просто не хотела вмешиваться сама в дела смертных (не божье это дело – в мелких разборках участвовать), а поручала бы это избранным воинам, магам (как это происходит чаще всего в фэнтезийных мирах), которые каждые пять минут не звали ее. Но нет, она великолепно справляется сама и наглым образом делает все, что хочет. Поэтому фигура Эльминстера кажется даже лишней на фоне ее деятельности, ненужной и неоправданной. Превращение мужчины в женщину – довольно оригинальный ход Гринвуда. Нет, я не говорю о том, что больше никто не использовал подобные превращения для того, чтобы спасти своего героя, как-то изменить его психику (хотя бы тот же «Ночной дозор» С.Лукьяненко). Но это делается не часто. Уж если с самого начала мужчина, то до конца таковым и останется, если женщина – то зачем менять пол, если все и так неплохо идет? Здесь же такое огромное поле для фантазии писателя… Которым Гринвуд просто не сумел воспользоваться. Эльминстер, став девушкой, с первой же минуты начал говорить о себе в женском роде – и делал это настолько привычно, что у меня возникло подозрение – а действительно ли он был от рождения мальчиком? После нескольких лет пребывания в эльфийском лесу в качестве женщины, а потом снова превратившись в мужчину, он опять же не испытывает никаких трудностей в определении своего пола. Хотя, я склонна это списывать на ошибки переводчиков – все-таки в английском языке глаголы не различаются по родам. Но ведь можно же было сделать Эльминстеру пару оговорок! Единственное отличие, которое почувствовал герой – это наличие женской груди, да и то, только в первый момент. Все-таки, у С.Лукьяненко это смотрелось более убедительно. Эльминстер ходил по стране и всем сообщал, что он хочет убить Верховных Чародеев. И люди его поддерживались, помогали. Ну просто революционное движение какое-то, PR для нищих. И никто ничего не боится – крестьяне, как на подбор, очень патриотичны и сознательны, уставшие от гнета Чародеев и готовые в любую минуту побежать и набить морду своим противникам. Ну хоть бы один предал, подставил Эльминстера, выслужился перед начальством, так сказать. Но наивный оптимизм здесь берет верх. Эльфы… Непонятные создания. Периодически льют слезы, со всеми обнимаются и размахивают луками. В принципе, очень похожи на эльфов Д.Р.Р.Толкиена, но у профессора они хотя были живыми. А здесь – они никакие. Абсолютно невзрачные и пустые создания. Правда, автор наделяет их большой мудростью, но, опять же, не убедительно. Верховные Чародеи. Упертые, тупоумные, но ужасно сильные. О чем Гринвуд постоянно напоминает читателю. Вот только непонятно, почему же практически с каждым чародеем расправляются с первого раза? Конечно, за исключением самого главного – Ундарла. Тот все никак не мог умереть, как в классическом американском боевике. И, как в «Терминаторе-2» самовосстанавливался, словно киборг ртутного цвета. Но спишем неудачи Чародеев на то, что они после завоевания королевства расслабились и, в результате отсутствия постоянной «боевой» практики, немного подрастеряли свои умения. При прочтении романа создается ощущение, что это – описание к компьютерной игре. Все герои четко разделены на «хороших» и «плохих». Предатели всегда предают, честные всегда говорят правду – другого не дано. Словно в каждого героя заложена программа, отойти от которой невозможно. Действия их предсказуемы, как в любой игре типа «Doom» или «Duke Nukem» (свиньи с пулеметами не помогут найти секретные комнаты и водички попить не принесут). Сцены боя – настолько бедны и невзрачны, что поневоле начинаешь любить кровавое месиво Н.Перумова – уж он-то хоть с упоением и подробно описывает фонтаны крови из артерий, накручиваемые на вилку кишки врага, вытекающие глаза и мозги. Здесь же все достаточно просто – расшибают врагов о стены, сваливают на них потолки и другие тяжелые предметы, которые также приводят к превращению жертвы в нечто мокрое и плоское. Были пара взмахов мечом, но не более. Магия – слишком бедна. Ограничивается хождением во воздуху, превращениями в других существ, перемещениями, обливаниями кислотой, швырянием огненных шаров, разрушением зданий путем уничтожения опор и отражением заклинаний. Все. В результате, уже к середине романа становится скучно. У Т.Гудкайнда все же повеселее в «Правилах волшебника». Не могу не отметить, что «Эльминстер. Рождение мага» очень близок к тому, чтобы получать звание женского романа. К сожалению, Гринвуд не почерпнул из женской фантастической прозы то, что относится к положительным ее чертам. Нет душевных терзаний и «самокопаний»; нет красивой любовной линии, а имеется какой-то ее придаток; нет размышлений о других людях, попыток понять их мотивы, зато размышлений о мести, построение военных планов – с избытком. Но, несмотря на эту, кажущуюся «мужскую» ноту в романе, в нем нет той четкости, подробностей в действиях героев, «растяжений во времени», которые позволяют затратить на краткий миг полстраницы текста. Все какое-то нечеткое, обтекаемое. Написано словно на пустом месте – не убедил меня Гринвуд, что Эльминстер весьма неплохо владеет мечом, так как никаких спецтерминов из этой области не было – только непонятные размахивания острой железкой с ручкой. Безличный роман. Авто, написав почти 500 страниц, не сумел, на мой взгляд, реализовать заложенную в него идею, продумать все до мелочей. Больше напоминает ученический набросок, в котором начинающий художник решил сразу замахнуться на нечто всеобъемлющее, не имея даже базовых навыков и умений. В результате получилась поверхностная, перегруженная действием, героями мазня. Или же Эд Гринвуд «исписался». Не знаю, никогда раньше не встречала произведения этого писателя. Но, думаю, теперь есть стимул ознакомиться с его творчеством поближе, дав возможность писателю «отыграться». «Желай невозможного – мирись с неизбежностью» - своего рода совет для таких авторов, которые «хотели как лучше, но получилось как всегда». Оценки: Интересность – 5/10 Динамичность – 5/10 Военное ремесло – 2/10 Магия – 3/10 Оригинальность –0/10 Не только великое достойно внимания.
|