награжден “Locus”-2000; вошел в шотлист “Arthur C. Clarke Award”-2000, номинировался на “Hugo”-2000, “British Fantasy Award”-1999 и “Prometheus Award”-2000
Вторая мировая. Гениальный математик попадает в секретное подразделение союзников, работающее над расшифровкой криптосистем немцев и японцев. Ведь тот, кто владеет информацией – владеет миром, даже если он априори слабее противника. Наше время. Внук математика участвует в создании Крипты – информационного и экономического рая. Последнего места в мире, где будет царить абсолютная свобода. Царить благодаря работам его деда и современным методам криптографии. Теперь, спустя два поколения, для победы нужно не столько владеть информацией, сколько уметь её скрыть.
Впечатляющая книга. Настолько, что три дня после вспоминал и перечитывал самые впечатлившие моменты. Особенно хорошо на бис шла упрощенная история олимпийских богов и Афина как символ технологического будущего. Содержание переходит в форму. Маленькие главки, полные оригинальных и увлекательных приключений янки на войне и в странах юго-восточной Азии, кажутся поначалу белым шумом. Но постепенно устанавливаются связи, подбираются ключи и маховик истории уже не остановить. Тебя уносит во чрево затонувшей подводной лодки, или в комнату, где работает первый в мире компьютер. Именно в этих мягких и сочных кусочках общей истории и кроется главная прелесть книги (для меня). Даже самые мрачные и страшные моменты выходят в оптимистичных и жизнеутверждающих тонах. Смешное обнаруживается даже в смерти и теории случайных чисел. Причем юмор и ирония совсем не резки и пошлы, даже если ситуация ничего другого и не предполагает. Не книга, а песня. Только жаль Стивенсон отказался от задумки создать в истории еще и третий пласт – будущее. Очень жаль.
Послано - 30 Янв 2005 : 21:09:31
Mat, да я в курсе. Просто изначально "Криптономикон" должен был содержать три временных пласта, но, увидев объем первых двух (а это 900 страниц мелким текстом), автор выкинул будущее. Оттого финал получается слишком открытым. Но пишет Стивенсон (как на книге написано) действительно ещё как!
PS Кстати, существует и приквел. Он о криптографии в средневековье или близко к тому.
Послано - 01 Фвр 2005 : 19:03:34
Добрый вечер! Не знаю, может это против правил, кто-нибудь знает где эта книга выложена в электронном виде. Все мои друзья, читавшие Макса Фрая, теперь сходят по Криптономикону с ума. Очень интересно, что это. Потому что отзовы совершенно неоднозначные. Кто плюется, кто хвалит.
Послано - 01 Фвр 2005 : 19:42:08
В Лавке Миров он только на английском... В нашей библиотеке (ссылка вверху над темой) есть первая половина романа - на русском...
Послано - 12 Фвр 2005 : 02:15:30
Здесь ссылка на все три романа Стивенсона. Хотя, конечно, лучше иметь его в бумажном виде. Я достал пока только "Алмазный век", причем более дорогое издание (он издавался уже дважды). Фил Дик отдыхает...
Послано - 12 Фвр 2005 : 11:50:31
Читаю первую часть Криптономикона. Пока нравится, живенько так. Добротный перевод, не знаю насколько он соотносим с оригиналом, впечатление самое благостное. Очень хорошее НФ.
Послано - 03 Июля 2007 : 23:14:04
Мне запомнился роман "Лавина". И больше всего мне в нём понравилось то, что автор не стал изобретать всяких нейрошунтов или гипношлемов, а изобразил виртуальную реальность в наиболее простом виде - в каком она могла бы быть воплощена уже сегодня. По отношению к киберпанку традиционному, его роман - то же самое, что steam-punk по отношению к современному технологическому миру.
Правда, недавно я узнал, что этот роман был написан Стивенсоном довольно давно - чуть ли не на заре киберпанка. Это значит, что в те времена читатели ещё не успели пресытиться фантастическими нейроадаптерами и дип-программами. Но тем не менее Стивенсон сумел воздержаться от их использования, что лишь придало произведению шарм.
Послано - 04 Июля 2007 : 19:16:57
Мало того что вышел - я его сейчас читаю... По первым страницам - на уровне автора. Попахивает эколого-неохиппи, но язык бойкий, а повествование ведётся от первого лица и дрейфовать под откос не желает... Дочитаю - отпишусь подробно.
Послано - 04 Июля 2007 : 20:41:14
На уровне-то на уровне, но... Не знаю, меня почему-то оставил равнодушным (в отличие от прочих, среди которых несомненный лидер -"Криптономикон"). То есть вроде "все при нем" - вот только никак не мог отделаться от вопроса: "а зачем это все?". Наверное, ответ стоит искать во времени написания/публикации - 1988 год, как-никак, расцвет самозваных экологов и разных "зеленых писов":) P.S. Не удержусь и брошу камень в издателей - не пойму, зачем дублировать восторженные отклики разных буржуинских газет/журналов (не говоря уж о издании романа в серии "Альтернатива. ФАНТАСТИКА")? "Дублировать" - в смысле украшать книги одними и теми же восхвалениями: дифирамбы, вынесенные на обложку "Зодиака", во многом совпадают с дифирамбами на обложке "Криптономикона". Зачем?
Послано - 04 Июля 2007 : 22:12:30
Не представляю, как Snow Crash перевели ;)
Y.T., Reason - всё это имеет совершенно непереводимый колорит :) И.В., Довод - по смыслу - точный перевод. Но звучит как-то... тупо...
Вот образный язык - хоть как-то переводится. "Заметь, сынок: Якудзу - могут назвать японской Мафией, но Мафию - никто не назовёт сицилийской Якудзой!". "Канибаллы, говоришь - не боятся Мафии? - Ну, это они её просто не узнали достаточно близко. Ничего, сейчас мы это исправим". Образ пулемёта с "ядерным приводом" - достоин Обитаемого Острова (АБС) ;) Да, сегодня разрабатывают образцы на миллион пуль в секунду - и выше. Но даже ими, линкор, скажем - не урезонить :)
Особняком идёт образ "русского эскимоса" (якута), представляющего из себя ядерную державу (мотоцикл у него оснащён атомной бомбой). Его обсидеановые лезвия - что атомарные мечи Лукьяненко :-)
Да неплохо перевели вроде. Как мне кажется, Стивенсону с переводчиками вообще повезло (уж по сравнению со многими другими авторами, вроде Винджа - несомненно:)). Только что вышедшую "Ртуть" перевела вроде та же дама, что и "Криптономикон", поэтому, можно сказать, предвкушаю нормальное чтение:)
Послано - 05 Июля 2007 : 19:57:02
Прочитал "Алмазный Век", впечатления самые положительные. Вполне правдоподобный вариант будущего, без глобальных катастроф и сингулярностей.
Послано - 05 Июля 2007 : 21:34:45
Денис, а вот мне понравилось. Делаем скидку на 88-й год (когда верхом желаний были 386-е компьютеры, а постепенная отрисовка диаграммы на мониторе представлялась чем-то вроде деяния полубога), и получаем очень-очень качественный экшен, написанный ярко и динамично, причём главный герой не только имеет мозг, но и успешно его применяет в самых разнообразных ситуациях. Бонусом идёт немалый пласт знаний в химии и биологии, мастерское владение полужаргонизмами среды, полное вживание в культуру неохиппи (язык, сленг и стиль буквально завораживают, читал в первую очередь ради них), яркие и колоритные личности (давно вы видели боевичок, в котором все второстепенные герои никак не похожи друг на друга?), крепко сбитый и преимущественно детективный сюжет... вам ещё не надоело?
Ах, да, главный герой не только не стремится кого-то убивать даже с целью самозащиты, он не умеет этого делать. И, проспойлерю малость, так и не научится.
Однако, это не совсем фантастика. Хотя это близко к ней, но от фантастики как таковой здесь всего один элемент, не более. Зато от экологии тут... немеряно.
Послано - 29 Авг 2007 : 06:57:30
Скажите, а вот читателю, который в восторге от Алмазного века, но вот совсем не одолел Криптономикон можно посоветовать Ртуть? И что хоть это по жанру? Криптономикон по моему совсем не фантастика.
Послано - 29 Авг 2007 : 08:19:18
"Ртуть" - это вроде бы приквел "Криптономикона, там действуют далекие предки его гл.героев. Это о смене образа мыслей у европейских интеллектуалов - как из алхимиков получались настоящие, в нынешнем смчсле слова ученые. Ну и попутно широкая панорама истории времен Ньютона, герцога Монмутского и Людовика XIV - но тут надо быть осторожнее, это не исорический роман, хотя он неплохо прикидывается историческим :) Скорее альтернативная история.
Послано - 15 Ноябр 2007 : 13:40:12
ЗОЛОТАЯ «РТУТЬ» О книге Нила СТИВЕНСОНА «Ртуть» (АСТ, 2007)
Об этой книге нужно писать или очень коротко, или очень длинно. Во втором случае рецензенту необходимо рассмотреть все аллюзии, уделить внимание всем вторым (а также третьим, et cetera) планам повествования, указать на многочисленные достоинства книги… в общем, список можно продолжать и продолжать. В итоге рецензия получится длинной, и, вероятнее всего, скучноватой – а как говаривал один персонаж (из совсем иного, впрочем, произведения), «моя такого никогда не надо». Есть и еще одна опасность, подстерегающая рецензента на «длинном» пути – всегда найдется человек, который понял книгу глубже и полнее, чем рецензент (а кому охота выглядеть простофилей, прошедшим мимо самых замечательных жемчужин скрытых смыслов?). Однако главная причина того, что мы не идем по «длинному пути», заключается все же в ином – а именно в том, что даже самая подробная рецензия в данном случае не скажет о книге и половины того, что книга может сказать о себе сама.
Поэтому мы пойдем по пути краткому – будем говорить о впечатлениях, но, надеемся, это будет разговором по существу.
* * *
Нил Стивенсон – из числа тех авторов, которые, похоже, работают по принципу «Лучше меньше, да лучше». В самом деле – книг им написано не так чтобы много, но зато какие это книги! Можно характеризовать их сколь угодно лестно – опасность перегнуть палку возникнет едва ли.
Вот и «Ртуть» исключением не стала. Глубокое, многоплановое, сильное, в высочайшей степени детализированное повествование, изумительно выписанные характеры героев, оригинальные идеи и – а как о нем умолчать? – тонкий авторский юмор: все это создает великолепный букет впечатлений и оставляет яркое долгое «послевкусие» переживаний.
Читателя ждет масса интересного: вместе с героями он будет вглядываться в испещренные формулами листы бумаги на столе Ньютона и сражаться с турками под стенами Вены, пройдет узкими тропками в горах Германии и станет священнодействовать над колбами в алхимической лаборатории, окажется в Новом Свете и будет разгадывать загадочные шифры (последнее, равно как и рассказы о загадочном остров Йглм, тоненькими ниточками связывает «Ртуть» с другой замечательной книгой Стивенсона, «Криптономиконом»). И все это – на фоне тщательно выписанных реалий повседневной жизни конца XVII – начала XVIII века, множества деталей, фактов, нюансов. Британские колонии в Америке и французский двор, голландские кофейни и лондонские трущобы, торговые фактории и покинутые рудники, роскошные особняки богачей и хижины бедняков – судьба забрасывает героев «Ртути», а вместе с ними и читателя, в самые неожиданные уголки. Но где бы они ни оказались – всюду им будет чертовски интересно.
А самое главное – читатель станет свидетелем того, как из чрева алхимии на свет появилась наука, как трудно давались ей первые шаги, и как изначальное священнодействие, кипяще-огненная магия чудесных порошков и загадочных растворов сменилась холодной и чистой магией формул и цифр. Переход этот в истории человека был, пожалуй, едва ли менее важен, чем изобретение колеса и письменности – и автор дает читателю возможность прочувствовать этот эпохальный поворот.
Однако прежде чем браться за книгу, знайте – это отнюдь не легкое чтиво. Перефразируя слова одного из персонажей книги, «Ртуть» – это не «роман, который можно понимать, почти не думая». И, вероятно, не только у нас, образно выражаясь, «колесики в мозгах», привыкшие за последнее время к красочным, но простым книжкам про эльфов и звездные войны, поначалу поворачивались с весьма заметным скрипом. Но потом они вращались все веселее – ибо, говоря словами все того же персонажа, «Ртуть» является примером того, что «следовать авторской мысли есть одновременно и работа, и удовольствие».
Нельзя не затронуть и еще один вопрос – а именно, является ли «Ртуть» фантастическим романом. Думаем, отнести эту книгу к категории фэнтези (пусть и к фэнтези интеллектуальной, как написано на обложке) – это взглянуть на нее лишь с одной стороны. Подобно тому, как ртуть сочетает в себе свойства жидкости и металла, так и «Ртуть» слишком многопланова, чтобы втиснуть ее в прокрустово ложе единственной жанровой категории. С уверенностью можно сказать лишь одно – это Настоящая Литература.
Повезло книге и с переводом. Признаться, даже трудно представить себе, сколько стараний было приложено для передачи тонких нюансов и скрытых смыслов, сделав это так, чтобы читатель, ценящий хороший стиль (позволим маленький комплимент самим себе!), получил редкую возможность насладиться не только содержанием, но и формой. Но госпожа Е. Доброхотова-Майкова поработала на славу и, думаем, не будет преувеличением сказать, что впечатлением, которое «Ртуть» производит на русскоязычного читателя, книга обязана переводчику ничуть не в меньшей степени, нежели автору. Браво автору – и земной поклон переводчику.
* * *
Словом, Нил Стивенсон в очередной раз порадовал нас отличной книгой. Мы с сожалением ставим «Ртуть» на книжную полку – но обещаем непременно вернуться к ней. Вернуться, как возвращались (и будем возвращаться!) к «Криптономикону» и «Алмазному веку».
Послано - 17 Ноябр 2007 : 14:10:55
Алмазный век - хорошо, но Сноу Краш - ещё лучше ;) Атмосферный писатель. И при этом - превосходит классиков киберпанка "идейно-технически".
Нефантастические произведения? Пока не переведётся качественная НФиФ - врядли дойдут руки. Нет, конечно Имя Розы (я - о жанре, а не об авторе :) ) - шедевр. Но подражания - что авторские, что брауновские...
Послано - 20 Мая 2008 : 23:35:23
Потому что третья часть про будущее вынесена отдельной частью/книгой. Хотя на мой взгляд было бы лучше вместе. А "Букварь" не читали? Восхитетельнейшая вещь.
Послано - 21 Мая 2008 : 10:04:21
А как называется эта часть/книга про будущее? Вообще-то странно. Печатали же у нас Гамильтона, перекроив книги, и ничего.
Не, "Букваря", по-моему, в сети нет, так что я его и не скачивала.
отихоньку докуриваю "Криптономикон". Отличная вещь! Единственное, чего не понимаю: почему ЭТО относят к фантастике?
Бессмертные средневековые алхимики с препаратом вечной жизни и универсального исцеления часто встреачаюстя в реальной жизни ? А третьей части про будушее нет и не предвидится. Есть кажется только один расссказ. Есть три части про прошлое.
Эффект разных книг приобретает какой-то прямо-таки угрожающий размах. :(
serg0, какие еще алхимики, откуда вы их взяли? Не видела ничего подобного! Читала 2 части, скачанные то ли с Фензина, то ли с БСЧ.
Спойлер .
Скрытый текст
Енох Рут, член какого-то подозрительного полу-секретного общества Societas Eruditorum. Вас не удивило что персонаж, бывший в пожилом возрасте в конце войны бодрячком бегает в 90-е ? Коробка из под сигар которую он всегда носит с собой. Странное излечение морпеха Роберта Шафрое от смертельного ранения, в ходе какового излечения снова фигурирует коробка из под сигар. Но чтобы развеять все сомнения - он же фигурирует в Барочном Цикле, в позднее средневековье. Рут - Root - суперюзер в операционной системе Unix.
Послано - 21 Мая 2008 : 20:19:08
serg0, позволила себе под ником Админа спрятать спойлер.
Нет, нисколько не удивило. Во-первых, перед глазами пример Штирлица, в 67 лет лихо рассекавшего по Берлину. ;) Во-вторых, обычно на детали внимания не обращаю, и про коробку бы не вспомнила под страхом смертной казни. В-третьих, я, может, умом и признаю аргументы, но чувства ирреальности или фантастического допущения не возникает ни разу. Заменить Роота на его сына/младшего брата, и нестыковки вообще не будет. А вот слова про Барочный цикл убеждают. :)))
Послано - 09 Июля 2008 : 21:32:43
Начал читать "Лавину" и пока что одни положительные эмоции. По первым впечатлениям, эта книга оказала на Лукьяненко большое влияние (я имею в виду, конечно, "Лабиринт отражений"). Хотя по части юмора Лукьяненко пока уступает Стивенсону.
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.
Краткое пояснение - почти не спойлер, поскольку присутсвует во всех аннотациях. Планета колонизированна в далёком прошлом, во тьме веков. Цивилизация поднималась и рушилась вновь. Чтобы сохранить знания и преемственность культуры, в глубокой древности группа учёных образовала "монашеский орден", живущий в изолированно от остального мира, способный хранить знания в тёмные века. Орден живёт отдельно, пользуясь минимумом технологий, остальной мир очередной раз на подьёме. Но происходит нечто, что может изменить этот вечный цикл.
Послано - 03 Сент 2008 : 14:05:55
Дык офицально на английском ещё не вышла, был только предварительный тираж для рецензентов и просто тех кому повезло.
Послано - 04 Сент 2008 : 06:57:18
Очень хотелось бы почитать именно фантастику от Нила Стивенсона. Все таки после "Алмазного века" его занесло куда-то в мейнстрим.