Послано - 05 Янв 2004 : 00:21:51
Говорить об истории русской фантастике и не упомянуть Беляева невозможно. Скорее Стругацких забудешь :).
Летучие и плавучие мальчики, конечно, устарели. Голова профессора Доуэля скоро "из сказки станет былью". Продавец воздуха кажется немного наивным(тому, кто влаеет столь передовой технологией и почти неограниченными энергетическими ресурсами нет нужды идти на преступление, чтобы захватить реальную власть). Но, для своего времени это - шедевры. На родине он не знал реальных конкурентов среди современников. А о его марсианских паукообезьянах и сегодня нельзя читать без смеха :-).
Послано - 05 Янв 2004 : 10:28:38
Сейчас, конечно, романы Беляева кажутся наивными, но в своё время... Поразительно то, что Беляев на самом деле был глубоко больным человеком и все свои романы писал на больничной койке. Отчасти по этой причине он был хранителем фантастики в СССР в прямом смысле этого слова. Как то не осмелились придать анофеме это понятие при Беляеве. И он был долгое время единственным писателем-фантастом в пресловутом союзе писателей. Даже такие киты этого жанра как И.Ефремов и А.Казанцев занимались этим делом на досуге. Проклятые времена! Но чертовски интересная литература!
Послано - 29 Фвр 2004 : 02:00:24
Фантастика Беляева - это несомненно классика жанра. Заметте, что у Беляева нет одинаковых или даже похожих линий в сюжетах. А все по тому, что произведения не были чисто коммерческого характера. Писались они годами,вдумчиво писались.
Послано - 16 Марта 2004 : 14:02:53
Думаю, что в честь дня рождения Автора, стоит повторить замечательную статью Хранителя Дениса (2002 год) ======== Имя Александра Беляева знакомо, наверное, каждому в нашей стране – даже тот, кто не считает себя знатоком и любителем фантастики, наверняка читал либо «Человека-амфибию» либо «Голову профессора Доуэля». Андрей Балабуха, писатель-фантаст и один из самых маститых отечественных критиков как-то сказал: «Наверняка, многим, говоря о Беляеве, приходилось слышать: «А-а, популяризатор идей Циолковского…». Нередко можно встретить и такое сравнение: «Беляев – советский Жюль Верн». Действительно, у некоторых читателей бытует мнение (совершенно ошибочное, как мы позже увидим), что книги Беляева – лишь олитературенные описания технических идей, в первую очередь космических. Скорее всего, это вызвано той общей атмосферой, которая властвовала над советской – и мировой – фантастикой того времени. Что же касается сравнения Беляева и Верна…. При всем моем уважении к последнему я думаю, что подобное сравнение по отношению к мсье Верну излишне лестно. Действительно, фантастика 20-30-х годов прошлого века еще продолжала двигаться в том направлении, которое было задано в конце XIX века, в частности, упомянутым Жюлем Верном и некоторыми другими авторами – героями романов являются ученые, а сюжет вращается вокруг каких-либо технических идей и гипотез. Фантастика того времени – это литература, передающая восторг человека – восторг своей невероятно возросшей мощью и столь же невероятно широкими перспективами, открывающимися перед людьми. У человека появился новый могучий бог – техника. И этот бог, надеялись люди, поможет создать новый мир. Не стоит забывать и о том, что начало XX века – это время надежд. Надежд на то, что новый век станет временем всеобщей любви и благоденствия. Именно творчество Беляева во многом выбивается из «стандартов» того времени. В первую очередь тем, что он «не болел» техникой. Техника лишь необходимый, но отнюдь не главный элемент его романов. Проще говоря, сюжеты его романов в большей степени вращаются вокруг людей, а не вокруг машин. И в его книгах фаворитом из наук является не только физика – нет, Беляев одинаково уверенно описывает и проблемы, стоящие перед другими науками – например, медициной. И именно эта «незацикленность» на какой-то одной теме дает Беляеву возможность предсказать большие достижения в области медицины («Голова…», «Невидимый свет»), освоения океанов («Подводные земледельцы»), космонавтики «(«Звезда КЭЦ» (до смерти Циолковского «Вторая Луна»)), техники («Чудесное око»)…. Помимо всего прочего, Беляев был еще и чрезвычайно разноплановым писателем. Согласитесь, мало найдется авторов-фантастов, которые наряду с чисто фантастическими произведениями могут похвастаться еще и такими книгами, как «Человек, нашедший свое лицо», «Последний человек из Атлантиды» и, конечно же, «Остров погибших кораблей». Последний, несомненно, относится к числу несомненных творческих удач автора. «Остров…», по большому счету, это даже не фантастика – это, скорее, приключенческий роман, причем один из лучших в своем роде. Особенностью творчества Беляева можно назвать то, что действие если не большинства, то очень многих его книг разворачивается за рубежом, а их герои, соответственно, являются иностранцами. Но причиной этого является отнюдь не «преклонение перед Западом». Напротив, одной из главных целей романов Беляева является желание показать порочность западного общества. Ни одно из открытий, которые в книгах Беляева совершаются зарубежными учеными, не идет на пользу человечеству – прежде всего именно потому, что само общество Европы и Америки не готово к тому, чтобы служить ВСЕМУ человечеству. В самом деле, возможность поддержания жизни отсеченной человеческой головы («Голова профессора Доуэля») используется доктором Керном лишь для того, чтобы прославиться за счет чужих достижений, а пища, способная накормить голодных, развращает сытых («Вечный хлеб»). Западное общество неспособно принять и уникальных людей – Ихтиандра и Ариэля. Никто не понимает, что их искусственно развитые способности могут открыть перед человечеством невероятные перспективы, более грандиозные, нежели таскание жемчужных раковин с морского дна или выступление в воздушном цирке и религиозная пропаганда. Потому то и мечтает Ихтиандр о «подводной республике, где не будет ни бедных, ни несчастных». Но самое страшное – общество готово дать от ворот поворот тем, кто перестал его ублажать. Именно это произошло с Тонио Престо, уродливым актером-суперзвездой, в одном из самых, наверное, глубоких и удачных романов Беляева («Человек, потерявший свое лицо», который был позже переработан в роман «Человек, нашедший свое лицо»). Кстати, именно на примере этого романа во многом видно психологическое отличие «нашей» фантастики от «их». Если в первом варианте («Потерявший») Тонио Престо мстит своим противникам, превращая их в уродов (типично западная концовка – герой побеждает, враги повержены), то во втором («Нашедший») Престо находит в себе силы пойти дальше, и создает альтернативу «фабрике грез», идя наперекор всему – и побеждает! Но он не находит Любви – и это не дает книге закончится слащавым хэппи-эндом в американском стиле. Возвращаясь к теме науки, можно сказать, что по сегодняшним меркам, в связи с большими успехами биологии, научную линию этого романа и фантастической-то можно назвать лишь с большой натяжкой. Беляева как писателя, по всей видимости, гораздо больше интересовали не перспективы развития человечества, а то, как будут вести себя люди в изменяющихся условиях существования. Еще одной особенностью творчества Беляева можно назвать идеологическую нагрузку его книг. Он показывает пороки, присущие Западу – но, в отличие от многих современников, делает это изящно и красиво. Там, где многие авторы отделались бы лозунгом «Мы лучше!» (с чем я, кстати, спорить не буду), Беляев лишь показывает Запад «во всей красе» (возможно, с неизбежными перехлестами) – и читатель САМ приходит к нужному для автора выводу. Это без всяких сомнений можно назвать «высшим литературным пилотажем». При этом Беляев не описывал мир победившего коммунизма, в котором уже нет ни классовой борьбы, ни противостояния двух систем – нет, он показывал то, как сосуществуют «мы» и «они», но при этом каждый из читателей был горд тем, что не принадлежит к «ним». А что может быть лучшей наградой для писателя?
Послано - 16 Марта 2004 : 15:39:57
Я всегда очень любил и почитал Беляева как писателя. К приведенному выше списку психологических и социальных произведений, лично на меня произведших когда-то огромное впечатление, хотел бы добавить небольшую повесть, прочитанную уже очень давно в сборнике фантастики. Повесть называлась, если не ошибаюсь, "Мистер Смех". Меня глубоко тронула и впечатлила судьба героя, который исследовал феномен смеха настолько детально, что научился использовать его как средство достижения своих целей, развив в себе поистине уникальные возможности вызывать у человека "истерический, всепоглощающий смех" буквально "одной простой гримасой"... Расплату за этот дар впору сравнить с проклятием - человек сам разучился смеяться...
Чтобы одно очистить нужно другое запачкать... Но можно запачкать все, ничего не очистив...
Предамся и я ностальгии... Не помню, Беляев ли открыл для меня фантастику, но мир запойного чтения фантастики открыл для меня именно он. У моей бабушки была знакомая учительница, тоже пожилая, у которой в шкафу среди прочего стояло советское издание Беляева... Вот тут-то я и научился читать книги том за томом...
Насчет неактуальности -- это как-то не в тему. Я вот даже не помню, в чем соль романа "Остров погибших кораблей", но вот сам этот мир помню очень хорошо. Да и "Голова" -- блестящий фантастический детектив, аналогов которому мало в фант. литературе вообще, не говоря уж о современной.
Послано - 15 Авг 2004 : 20:10:03
Для меня тоже первой фантастикой были 5 томов Беляева ,которые я откопал у дедушки и только после прочтения этих книг я стал читать фантастику и потом Толкиена. До этого же я читал ,как я понял всякую (извините за выражение) фигню...
Послано - 15 Янв 2005 : 17:12:23
Я тоже фантастику начала с Беляева, помню, что фильм по "Острову погибших кораблей" был большим разочарованием, а "Звезду КЭЦ" я перечитала в общей сложности 13 раз - это потому, что там юмора много и интрига более напряженная, живая. А вот "Анфибию " никогда не понимала, к сожалению, ассоциации с фильмом - прекрасное, но нежизнеспособное, красивый искусственный цветок - и юноша и девушка!
Послано - 15 Янв 2005 : 19:19:57
Помнится, первой книгой Беляева, которую я прочитал, была "Голова профессора Доуэля". ИМХО экранизацию этой книги ("Завещание...")я считаю совершенно неудачной.
Послано - 16 Янв 2005 : 00:28:39
“Звезда КЭЦ” и ”Человек-анфибия” были и моими одними из первых фантастических книг. Благодаря именно Беляеву, Немцову и Казанцеву я и стал читать фантастику.
Просто удивительно, что “Звезда КЭЦ” отлично читалась в конце 20-го века. Помню, с каким удовольствием прочёл её. Сейчас не перечитываю, боюсь разочароваться...
Послано - 16 Янв 2005 : 18:34:47
“Звезда КЭЦ” отлично читалась, когда мне было лет двенадцать, или около того. Сейчас, честно говоря, сомневаюсь, что мне она понравится.
Послано - 16 Янв 2005 : 18:55:45
Да, уж, вы действительно выросли, но хороший вкус детям надо прививать именно Беляевым - это "Что такое хорошо" - но , конечно, немного наивно! Кстати, про "Кэц" - сейчас новости в духе этого романа - все на Сатурн!
Послано - 15 Янв 2007 : 01:25:11
Насколько силен контраст между очень непростой и зачастую просто невыносимо беспросветной жизнью Беляева и его удивительно красочными и романтичными романами. Вот блистательный пример человека, которого не сломили невзгоды жизни и который сумел увлечь своими мечтами миллионы читателей.
Обычно, скучно и просто противно, когда люди, смеющие называть себя писателями, выпячивают и наслаждаются своим болезненным состоянием, выставляют напоказ свою больную психику... Вы, нынешние графоманы, упивающиеся больными фантазиями извращенного ума, посмотрите, каким должен быть настоящий Писатель, посмотрите, какие удивительно светлые, чистые и возвышенные образы способен рождать человек, не смотря на свой тяжелый недуг. Не ненависть ко всему и вся, но любовь, надежда и вера во все самое лучшее, что есть в человеке.
Почему забыли? Наоборот, он занимает настолько стабильное место - классика, родоначальника, а для многих и "личного первооткрывателя фантастики", что признаётся всеми и не вызывает споров.
Послано - 15 Янв 2007 : 09:30:15
А я с Беляевым познакомилась вообще очень рано, лет в 6 )))). Правда, тогда мне его читала мама, и я, наверное, воспринимала это больше как сказки, но мне ужасно нравилось ))).
Послано - 15 Янв 2007 : 15:03:05
На днях посмотрел док.фильм о жизни Беляева. Неплохой, достаточно четко дающий представление о том какой был человек и в какое время он жил, подкрашенное мнениями известных людей.
Послано - 15 Янв 2007 : 16:10:55
Первая фантастика, которую я читала. В том возрасте (9-10 лет) самое большое впечатление на меня произвели "Звезда КЭЦ" и "Подводные земледельцы". "Голова профессора Доуэля" была для меня соишком страшной, а "Ариэль" попался мне гораздо позже, уже лет в 15. Кроме того, помню рассказы про профессора (вот фамилия забылась), который создал средство передвижения на ногах от трупов. Мне этот экипаж даже снился. Мое мнение - один из сильнейших и наиболее оригинальных фантастов первой половины 20 века.
Послано - 15 Янв 2007 : 16:55:35
Не могу с уверенностью сказать, самая ли первая для меня фантастика Беляев, но что одна из самых любимых - это точно. Я десятки раз перечитывала Человека-Амфибию, Ариэля, Остров Погибших кораблей (знали бы вы каким разочарованием стал для меня фильм!), Голову профессора Доуэля, Человека, потерявшего (нашедшего) свое лицо, Властелина мира... И терпеть не могла Подводных земледельцев, Вечный хлеб и Продавца воздуха. Они меня очень раздражали, особенно, последний. Годам к 10-ти я перерыла все окрестные (детские и не очень) б-ки на предмет чего-нибудь из Беляева почитать. И нашла звезду КЭЦ. Столько радости было! А Мистер Смех мне не запомнился. Т.е. по описанию Эки-Ра я поняла, что читала эту вещь, но все равно не помню. Что я могу сказать? То же, что и все. Замечательная НФ, заставляющая думать и чувствовать.
Цитата: Фирменный стиль Беляева - максимально точное следование научным фактам.
Я бы так не сказал. Точнее, сказал не так. Беляев максимально маскирует шов между научными фактами и своими фантастическими допущениями. И это действительно мастерство.
Послано - 15 Янв 2007 : 23:15:16
В 30-ые годы Беляева обвиняли как раз в "ненаучности", в том, что его идеи абсолютно бесполезны и даже вредны для народного хозяйства. Научная фантастика как раздел литературы была у нас в то время вообще под запретом. Как-то, видимо, было непонятно, куда ее "идеологически приткнуть". Беляев написал статью "Золушка", в защиту научной фантастики. Это в 30-ые-то годы! Мне кажется, он просто каким-то чудом уцелел в эпоху репрессий.
Послано - 16 Янв 2007 : 00:02:57
Ну... не так уж и чудом :) Творческое сотрудничество с властями оставило следы даже в лучших его вещах. Человек-Амфибия и Ариэль - пронизаны классовой идеалогией. Продавец воздуха. Вообще, мироед-капиталист - фигура, зачастую, прямо-таки сюжетообразующая - в творчестве писателя ;) Нет, его могла ожидать участь Горького, но уж точно не официальные репрессии.
Послано - 16 Янв 2007 : 00:08:51
Мне кажется, "Человек-Амфибия" и "Ариэль", прежде всего, были его мечтами о том, чего он был лишен из-за тяжелой болезни. Если бы Беляев жаждал хороших отношений с властями, он вряд ли написал бы "Золушку".
Цитата: Научная фантастика как раздел литературы была у нас в то время вообще под запретом. Как-то, видимо, было непонятно, куда ее "идеологически приткнуть".
Какой запрет? О чём Вы? "Гиперболоид инженера Гарина". "Победители недр". И.т.д.
Послано - 16 Янв 2007 : 18:58:38
Запрет, пожалуй - не то слово :) Точнее будет сказать, что фантастический метод "позволялся" лишь для достижения соцреалистических художественных (а на самом деле - политико-пропагандистских) целей ;)
Послано - 17 Янв 2007 : 05:36:15
Mat как всегда абсолютно точен в формулировках. Бред вроде пылающего острова к печати разрешался. Но уже "Туманность Андромеды" в библиотеке всегда была на руках, а уж о "Часе быка" и речи не шло. Также и с Беляевым. Официальных запретов конечно не было, но и книг не издавалось.
Послано - 17 Янв 2007 : 11:11:03
Вообще-то, я читала и довоенные издания и послевоенные - 50-х годов (отдельные книги и двухтомник) и 60-х (собрание сочинений). А вот "Пылающий остров" не нашла ни в одной нашей библиотеке, хоть и хотела прочитать (тогда, не теперь)
"Пылающий остров" Казанцев начал писать с 1935-ого года. А я говорю о чуть более раннем периоде - именно тогда (в конце 20-ых, а не конце 30-ых) ВСЯ фантастика и была под запретом. Именно тогда, насколько я знаю, Беляев и называл фантастику "золушкой" и выступал в ее защиту.
Послано - 25 Янв 2007 : 16:14:57
Дан Дан, ты не прав! "Золушка. О научной фантастике в нашей литературе" и "Создадим советскую научную фантастику" http://fandom.rusf.ru/about_fan/belyaev_06.htm были написаны Беляевым не в конце 20-х, а именно в конце 30-х, а именно в 1938 году. Прошу оборатить внимание, что Беляев призывает не столько сохранить фантастику как литературное направление, сколько хочет "очеловечить" ее, вывести из круга "описательства" технических новинок, призывает формировать и описывать мир людей коммунистического завтра.
Послано - 18 Янв 2010 : 20:54:52
Сейчас читаю "Перекресток утопий" Всеволода Ревича, уж он там ругает Беляева: никаких идей, никаких характеров, все прямолинейно и плоско... Железячник! Нет нравственной глубины, кое-где страшненькие просматриваются перспетивы... Разве? Или он прав?
Вот, дошла до резюме, чтобы не расплываться:
Неискусно или умозрительно придуманная гипотеза, которую автор чаще всего не умеет убедительно вписать в окружающую обстановку, бледность человеческих образов и послушное следование идеологическим догмам - вот, пожалуй, основное содержание беляевских книг. А где же воспевание мужества человеческого разума, где ожидание великих свершений, где мечта о замечательных людях, словом, все то, что видели в Беляеве авторы предисловий и послесловий? Что ж, я ничуть не сомневаюсь: он хотел посвятить читателю эти прекрасные порывы души... Бесспорно, хотел...
Литературные просчеты беляевских книг бросаются в глаза, их не могли замолчать самые преданные его сторонники. На них обращали внимание даже зажатые до предела критики 30-х годов. Так, А.Ивич писал: "Странно получается с А.Беляевым. Когда хочешь назвать имя действительно талантливого советского фантаста, - обязательно первым вспоминается А.Беляев. А когда читаешь романы Беляева, - они оставляют чувство неудовлетворенности"...
Однако в интерпретации большинства послевоенных беляеведов недостатки имели частный характер на общем благополучном фоне, а сам он выдавался за мастера, владеющего профессиональными секретами. Не редкость было стретить такие формулировки: Беляев "владел широким спектром смешного - от легкой улыбки до ядовитой иронии. Многие страницы его романов и рассказов запечатлели дарование сатирика". Жаль, но не владел он широкими спектрами и не запечатлевал на страницах дарований за их отсутствием. Дарования сатирика в том числе.
А повышенное внимание к нему объясняется сложной, извилистой судьбой нашей фантастики. Творчество Беляева оказалось подходящим предлогом для того, чтобы рассуждать о фантастике, уходя от разговора о судьбах страны.
Для своего времени и страны, Беляев был сильнейшим фантастом. Чуть ли не единственным настоящим научным фантастом своего времени, ведь у того же Булгакова, фантастика - метод, не более (на стыке фэнтази, мистики и хоррора)
С другой стороны, Уэллс и Жюль Верн - раньше писали. И отлично читаются до сих пор. А когда я попробовал перечитывать Беляева... Всё относительно, в общем
El С другой стороны, Уэллс и Жюль Верн - раньше писали. И отлично читаются до сих пор.
Тоже, знаете ли, относительно. Попробуйте перечитать ту же "Из пушки на Луну". Плеваться будете! У Верна и Уэллса до сих пор читаются или приключенческие книги - или те, где фантастика отнюдь не научная, а чисто социальная. А у того же Беляева "Голова профессора Доуэля" и "Человек- амфибия" до сих пор читаются с увлечением.
Из Пушки - и в детстве не читалось Уже лет в восемь глюки наружу лезли.
А вот 40000 лье - хоть и устарели, но - читаются. И смотрятся. И Уэллс - читается. Несмотря на развитую цивилизацию на Марсе.
А вот Беляев... сегодня - лучше в экранизации "потреблять". Чтобы издаваться, он так назойливо пиарил комми, что к этому просто сложно относиться с юмором...