72 буквы
Отзывы на "72 буквы"
Не могу, но желаю зарегеться!
Сюда Меня вчера привел мой сон, - скрижалии с 72 буквами.
Я не могу зарегиться тут, не знаю почему, вроде все как обычно ввожу и каждый раз ошибка, можете помочь ?!?*
Я еще не понял ваш сайт до конца, но изучаю Мироздание и общаюсь с "Высш.. Ра.....") - это Я о себе!*
Передал Истину, как глаголить учили и учат, не от Мира сего Сущие . ...
Помогите?! Зарегиться и установить с вами контакт!*
Это фантастическая лингвистика!
Меня потряс рассказ «72 буквы» Тэда Чана, опубликованный в журнале «Если» в 2002 году (№3). Писатель-фантаст, опубликовавший за 12 лет 8 (!) рассказов, большинство из которых номинировались либо получили престижные награды «Хьюго» или «Небьюла» (или обе). Работает техническим писателем в одной софтверной компании.
Краткое содержание рассказа.
Действие происходит в альтернативном мире, где иные физические законы – язык имеет реальную силу. Но не просто, как у ЛеГуин или Лукина. Здесь идет в ход мысль о том, что имя способно наделять вещи особыми качествами. (Помните: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Но Чан Врунгеля вряд ли смотрел, скорее, взял идею у Платона об истинных именах вещей).
Герой – номинатор по профессии, его работа заключается в том, чтобы создавать имена для големов. Имена содержат эпитеты, которые наделяют голема тем или иным качеством, например – ходить, переносить тяжести, совершать те или иные действия. Как только бумага с именем вкладывается в кармашек голема, тот оживает, и начинает совершать вложенные в имя действия (имя может содержать несколько эпитетов). Ограничения: не использовать одну букву дважды, за основу взят еврейский алфавит, где 72 буквы.
Однажды он знакомится с алхимиком, который придумывает эпитет, позволяющий вещи написать свое имя, то есть – голем получает возможность не только производить себеподобных на фабрике, но и номинировать их (читай - оживлять). А это – вторжение в сферу человека (читай - бога), который не только создает, но и наделяет именем, вдыхает жизнь в бездушную вещь.
Параллельно ученые, исследуя способность размножаться, находят, что человечеству осталось всего пять поколений, после чего оно станет бесплодно.
Теперь проблема передачи имени стала насущной проблемой Человечества.
«Он и доктор Эшборн предполагали, что создание животных, способных к воспроизводству, означает снабжение их заранее сформированными зародышами, потому что именно таким способом пользуется природа. В результате они проглядели другую возможность: если существо может быть выражено именем, то воспроизводство такого существа эквивалентно копированию имени. И вместо крошечного аналога своего тела организм может содержать внутри себя свой лексический образ.
Человечество одновременно станет и передатчиком имени, и его продуктом. Каждое поколение будет и сосудом, и его содержимым — эхом самовоспроизводящейся реверберации*.
Стрэттон уже предвидел наступление дня, после которого человеческий род сможет существовать столь долго, сколько позволит его собственное поведение, когда его выживание или гибель будут зависеть исключительно от его действий, и оно не исчезнет просто потому, что завершится отведенный ему срок. На протяжении геологических эпох другие виды могут расцветать и увядать, подобно цветам, но человечество проживет столько, сколько сможет.
Теперь никакая группа людей не сумеет регулировать численность другой, и личность сохранит свободу при воспроизводстве себе подобных. Рот намеревался применить его эпитет совсем для другого, но Стрэттон надеялся, что каббалист счел бы такое решение достойным. К тому времени, когда истинная мощь автонима станет очевидной, во всем мире появится целое поколение людей, унаследовавши при рождении имя, и уже не найдется способа, с помощью которого любое правительство сумеет контролировать воспроизводство. Лорд Филдхарст и его последователи придут в ярость, и настанет время, когда за все придется платить, но Роберта такая судьба не страшила.
Он торопливо уселся за стол и положил рядом две записные книжки, свою и Рота. Взял чистый лист бумаги и начал записывать свои идеи о том, как можно вставить эпитет Рота в эоним для человека. А мысленно он уже переставлял буквы, подбирая комбинацию, означающую одновременно и человеческое тело, и самое себя — онтогенический код вида, спрессованный в семьдесят две буквы».
Что потрясло? Я долго думала, что мне напоминает геном. Все этим сообщения.. «Найден ген, отвечающий за Сонливость… найден ген, отвечающий за Инстинкт материнства… » и т.д. Что-то мне напоминали эти сообщения, я не могла вербализовать, что…. Так вот, после прочтения этого рассказа, я поняла, что они мне напоминают…. – алфавит! А-ананас, Ю- юла… наш геном есть божественное имя, в которое заложены свойства человека и способность передавать самого себя по наследству. Фактически геном – лексический образ Человечества?
Эта идея меня потрясла настолько, что я до сих пор нахожусь под впечатлением от этого рассказа - древняя лингвофилософская идея о том, что все можно выразить Словом, все, включая строение человека.
Нет, я отдаю себе отчет в том, что идея фантастична, то есть – если бы мы слепо копировали геном, то были бы все одинаковы и прочее… есть многое здесь, с чем можно поспорить. Но философская идея – есть философская идея. Она мне безумно нравится.
Кстати, была разочарована, когда прочитала, как писатель пришел к этой идее – он всего лишь обрабатывал идею голема, никаких мыслей о лингвофилософии в его задумках не было и в помине (хотя он увлекается лингвистикой). А я увидела там совсем иное, нежели то, что он хотел сказать.