Город Мечтающих Книг
Главный герой «Города Мечтающих Книг» Хильдегунст Мифорез - динозавр. Умирая, литературный крестный Хильдегунста Мифореза оставляет герою десять страниц рукописного текста - лучшего текста, когда-либо написанного на белом свете. Следы безымянного автора теряются в Книгороде, и Хильдегунст Мифорез отправляется туда, чтобы найти таинственного гения и стать его учеником. Он не верит в стариковские байки про Орм - энергию звезд, если угодно, дарующую вдохновение, - и, однако же, сам того не подозревая, отправляется на поиски Орма.
Отзывы на "Город Мечтающих Книг"
Читать обязательно
Многочисленные опросы посетителей книжных магазинов показывают: книги с иллюстрациями всегда вызывают повышенный интерес. Что можно подумать, рассматривая картинки в книге Моэрса – «А не купить ли в подарок ребенку/племяннику/соседскому мальчику на день рождения?». Незамысловатые зарисовки навевают воспоминания о сказках про Муми Тролля. Однако счесть роман из замонийской жизни Хильдегунста Мифореза детской сказкой было бы большой ошибкой. Да и адресат подарка, быстро пресытившись рисунками, забросит книгу в дальний угол, что в очередной раз докажет –произведения, похожие на детские, могут быть гораздо увлекательнее, глубже и… страшнее взрослых – подвоха-то не ждешь.
Текст «догоняет» своего читателя медленно – можно успеть зевнуть над первыми страницами, но отвлечься потом очень сложно.
Моэрс прославился на ниве сочинительства детских сказок и комиксов - это чувствуется. Мир Замонии и сказочный, и реалистичный одновременно. Его населяют разумные драконы, псы-исследователи, коварные червякулы. Однако царит в этом хаосе абсолютная толерантность. Представить это сложно, однако объяснение тому есть – и очень простое.
Замонией правит литература. Ради прославления и величия создан Книгород, она – величайшая ценность, ради которой не грех и убить, она может утолить даже голод. Более того, книга не совокупность страниц. Она, как выяснилось, может быть живой, может быть убийцей, может быть…
Избрание литературы на роль главного героя требует определенного стиля и литературной игры. Если Воски Достей, Окра да Уйлс, Сегорян Ивенирь, Алинг д’Агьери узнаются сразу, над другими загадками надо покорпеть, перечитывая текст снова и снова.
Впрочем, книги построенные по принципу литературной игры, не редкость, и эффект новизны подкрепляется игрой языковой. Следует поблагодарить переводчика, бережно отнесшегося к именам и топонимам. Вряд ли вы забудете Данцелота Слоготокаря, Канифоля Дождесвета или Фистомефеля Снайка.
Сюжет романа банален – квест. Но этот тот случай, когда важно не что, а как. Повествование разделено на две части. Первая погружает в атмосферу праздника, царящего в Книгороде. Однако в тот момент, когда читатель осоловеет от гармонии, пресытится литературными (и не только) удовольствиями, текст перекидывает его во вторую часть. Чтение начинает неуловимо ассоциироваться с повестью Лавкрафта «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата». Герой встречается со злом реальным и кровожадным и злом мнимым. На самом деле, развязка становится ясна задолго до финала, но удовольствие от чтения это не портит.
Традиционный вопрос – для кого написана книга? – заставляет задуматься. Сочетание относительно простой фабулы и текста, насыщенного аллюзиями, ссылками, скрытыми цитатами, требует изрядного чувства юмора и хорошей литературной эрудиции.