Люциус Шепард – Мушка

Трем нью-йоркским полицейским предъявляют обвинение в неправомерном применении оружия. Приняв мобильный телефон, находившийся в руках у подозреваемого, за пистолет, они превратили человека в решето. Двадцать шесть пулевых отверстий, считая только входные. Есть из-за чего нервничать. И именно психосоматическое расстройство, по мнению врачей, становится причиной появления “мушки” в глазу у Демпси. Но время проходит, пятно разрастается, а один из напарников разносит себе голову выстрелом. Только третий “герой” ведет себя так, будто ничего страшного не произошло. Что-то здесь не так, и Демпси собирается разобраться, что именно.

Слыша о Вуду, мы первым делом вспоминаем о зомби. Но не о тех полуразложившихся живых трупах, в которых превратил этих существ современный кинематограф. Зомби по классификации Вуду – это человек, у которого колдун украл душу. Обезличенный, он становится рабом этого колдуна и выполняет все его поручения. В литературе Вуду почти всегда связывают именно с колдовством и зомбированием, а о религиозной стороне дела авторы предпочитают умолчать. Тем не менее, Вуду – это целый комплекс различных верований с развитым пантеоном божественных существ. Об одном из них – Олукуне – и идет речь в “Мушке”.
Надо заметить, что это очень демократичный бог. Раз в несколько лет он устраивает перевыборы. Претендентов двое: Олукун и Олукун_вид_сбоку. Может показаться, что разница между ними невелика, но, поверьте, она разительна. Эти ребятки вселяются в людей и путем поединка решают, кто будет править миром дальше. Чтобы немного усложнить процесс и сделать его объективнее, тот человек, что защищает текущую версию бога, имеет возможность сравнить положение вещей сейчас и после “избрания” претендента. Если он видит, что мир становится лучше, то всегда может проиграть. Нужно лишь добровольно расстаться с жизнью, взяв на себя грехи остальных. Добыть для тех, кого он любит, и тех, кого ненавидит, временную передышку. До следующих перевыборов.
Конечно, обычно в таких поединках принимают участие фанатичные люди. Приверженцы того или иного Олукуна. Им незачем соблазняться общественными интересами. Надо лишь выполнить ту установку, что заложена в их зомбированную голову. Но иногда случаются сбои, и воевать за будущее приходится совершенно случайным людям. Эпизод с Демпси – как раз такой сбой.

Оформители отечественных изданий романов Шепарда очень аллегорично подошли к обложкам книг. Для “Кольта полковника Резерфорда” они из приспособлений для курения сигар собрали симпатичный пистолет. Из “Мушки” и вовсе сделали ушастого слона.
Такие метаморфозы верно отображают построение текстов американца, где та история, что видится главной изначально, при ближайшем рассмотрении оказывается совершенно другой. Он пишет, разрушая традиционные установки и правила. Продуцируя ситуацию, которая тысячу раз до него встречалась в книгах, Шепард находит абсолютно свежий и порой парадоксальный выход. Так, в “Кольте” положительный герой, пример для подражания читателей, к финалу оказывается таким кровожадным монстром, волком в овечьей шкуре, что его противников – неофашистов – даже немного жаль (в том смысле, что и врагу не пожелал бы). Шепард – не первый, кто показал добро с кулаками, но еще никогда оно не выглядело настолько отталкивающе.
В “Мушке” тоже состоится развенчание положительного образа. Полицейский должен быть таковым по умолчанию. И когда герой оказывается зажатым между долгом, личной выгодой и возможностью показать всем окружающим, какие они уроды, то меньше всего ждешь, что его действиями будет управлять иная мотивация. Ведь книжным Героям не знаком инстинкт самосохранения и столь болезненная жажда познания, маниакальное желание докопаться до истины. Определенно альтернативная юность агента Малдера была именно такой.

Хранитель Лёлик
13.06.2005