Феномен голого бога

Оценки по семибалльной шкале: Общее впечатление – 5,5 Оригинальность / самостоятельность / неординарность – 5,5 Логичность / последовательность / завершённость – 5 Смысловое содержание / идейность / наполненность - 5,5 Писательский талант / мастерство / умение – 6 Эмоциональность / выраженность автора / вложение себя - 5 ООО «Издательство АСТ» иногда хочется просто растерзать… Бывалый и опытный читатель фантастики, встретив подобное утверждение, позволит себе лишь мимолётную улыбку и продолжит неспешное скольжение взгляда по строчкам; читатель начинающий непременно задастся вопросом: за что? За полное и окончательное неуважение к своим же читателям – и это будет правильным ответом. И дело здесь даже не в традиционно аляповатой обложке, для которой (тоже традиционно) не нашлось оригинальных рисунков: ну что поделать, если проще купить западную картинку, пусть даже не в тему, пусть даже уже использованную «Полярисом» иллюстрацию к азимовскому «Основанию», чем нанять своих же художников. Вот и уживаются на обложке мирно сидящий Гэри Селдон и трёхметровая ящерица в набедренной повязке, кровожадно сверкающая частоколом дюймовых зубов… И не об аннотации к книге здесь речь: та уже пятый том подряд неизменно нудит о «Нейтронном Алхимике, за обладание которым начинают борьбу эденисты и адамисты», в то время как по сюжету эти две половины человечества проявляют полное единомыслие во всех более-менее важных вопросах. Гамильтон не допускает в свою книгу даже тени расизма (или, если хотите, ксенофобии); максимум того, что позволяют себе герои – лёгкая зависть к возможностям друг друга… Такая политическая корректность автора (целиком лежащая в основном русле современных тенденций западной культуры) обходится книге снижением достоверности и логичности, но в то же время придаёт оптимистический оттенок в целом пессимистичному по содержанию повествованию. Основного же конфликта книги, противостояния Человека Живого и Человека Вернувшегося-С-Того-Света, тот самый пресловутый упомянутый в аннотации Нейтронный (а на самом деле – Нейтриновый) Алхимик почти никак не касается… И вовсе не в качестве перевода проявляется издательское неуважение. Мы уже привычно проглатываем, не задумываясь, ляпсусы типа «скорость корабля была 2g» и тот факт, что температура в полностью разгерметизированном помещении «держалась на уровне 50-ти градусов ниже нуля». Редактор может не знать физику, но мы-то знаем, что скорость и ускорение – величины разные; а в вакууме температура газа является величиной лишь статистической, стремящейся к абсолютному нулю по мере разрежения вещества… Нет, в действительности неуважение запрятано намного глубже… Переворачивая последнюю страницу тома, с удивлением понимаешь, что на самом деле… книга [b] не кончается! [/b] Читателю остаётся лишь гадать: то ли Питер Гамильтон взял и бросил пять лет назад писать свою фундаментальную эпопею (и притом на самом интересном месте!) и не планирует её продолжать; то ли написал (вариант: пишет) последний том (и АСТ его со временем издаст); то ли АСТ разделило «Обнажённого Бога» надвое по аналогии с «Дисфункцией» и «Алхимиком» (тогда почему шестого тома нет в списке произведений на обложке? Ещё не утвердили его название?) Поле для догадок огромное, информации – никакой! Предположим худшее: продолжения нет и не будет. Что мы имеем? Конфликт в последней части пенталогии (условимся называть её так, ибо трилогией она была лишь на родине автора, в Великобритании) развивается, но не так стремительно, как бы того хотелось. Полторы сотни персонажей, уже действующие в цикле (и, к чести автора, все они нетривиальны и легко идентифицируются, пусть даже и встречались вам в последний раз пару томов тому назад) получают пополнение в виде добрых двух десятков новых личностей. Мало какие из прошлых тайн получают объяснения, новые загадки добавляются чуть ли ни с каждой главой. И вместе с тем заметно, что всё движется к развязке. Главный злодей Квинн Декстер творит свои чёрные дела в аркологах Земли, наивная Луиза Кавана пытается предупредить Беннет, которая, в свою очередь, во всех своих зверствах оказывается подотчётна тайному правительству планеты. Джошуа Калверт с «Леди Макбет» и Сиринкс с «Эноном» отправляются вместе в авантюрный полет в стиле Гамильтона, но уже другого, Эдмунда. Противостояние человечества и одержимых постепенно переходит в «окопную» стадию, где никто не выигрывает, но проигрывают обе стороны. Штурм Мортонриджа, захваченного ранее одержимыми, приводит к непредсказуемым последствиям для всех; а действия Аль Капоне постепенно разрушают Организацию. Обе инопланетные расы, киинты и тиратка, показывают себя с неожиданной стороны и раскрывают людям новые возможности. Обиталище Транквилити обнаруживает в себе новые, необычные способности. Одержатели постепенно скатываются к образу жизни ранее одержанных, заодно, по сути, прямо становясь ими; там же, где это невозможно, как например, на Валиске, ведут яростную борьбу за существование… Можно долго продолжать описание многогранного и масштабного сюжета, но надо всё же где-то остановиться. Сама суть эпопеи Гамильтона заключается в получении читателем удовольствия от следования сложной и извилистой цепочке рассуждений автора. И хотя последняя обрывается задолго до конца, общая её направленность оставляет недоумение. Гамильтон бросает попытки решить поставленный в произведении конфликт через веру или науку (даже экзорцизм отца Хорста уже объявлен «единственным случаем»). Автор предпочитает получить уже готовый ответ у ксеноков, инопланетян, игнорируя собственные более ранние рассуждения о необходимости индивидуального пути каждой расы к прозрению. И если всё так просто, если для выяснения истины всего лишь надо было припереть к стенке парочку разумных рас, так чего же было городить огород на три тысячи страниц?! И одного романа с лихвой хватило бы! Неужели такой безусловно умный автор, как Питер Гамильтон, стал бы впустую тратить столько труда? Принудительно изъяв решение всех своих проблем у ксеноков, герои будут полностью удовлетворены, но этого нельзя сказать о читателях, которые ждут, что каждая прочитанная ими в предыдущих томах строчка вдруг наполнится новым, незамеченным ими ранее смыслом, засверкает гранью единого, целостного, логичного построения. А иначе… иначе любой, по примеру ребёнка из сказки, сможет воскликнуть: «А король-то голый!», и невидимая пелена из слов перестанет для всех скрывать отсутствие в книге главной Мысли.

Хранитель Andrew
27.05.2003