Хайнлайн Р. "Гражданин галактики"

Есть три класса горожан. Первые из них богаты и постоянно требуют большего и большего. Вторые бедные, у них нет ничего, они полны злобы и ненависти к богатым, они очень легко поддаются различным призывам. Между этими двумя крайностями находятся те, кто делает государство стабильным и безопасным и соблюдает законы. Еврипид. "О просителях" 420 г. до н.э. Если верить мнению критиков, Хайнлайн был новатором, творчество которого оставило заметный след на лице научной фантастики. Он первым заговорил об ядерной опасности (Взрыв всегда возможен), об управлении людьми с помощью телевизионной "промывки" мозгов (Если это будет продолжаться), он придумал "корабль поколений" (Пасынки вселенной). Да и наконец, титул Великого Мастера первым дали именно ему, причем единогласно. И вот этот человек соглашается на предложение издательства Scribner's написать серию романов для взрослеющих американцев, тем самым, сознательно ограничивая себя в способах подачи материала и темах для книг. Трудно представить, что движущей силой стали деньги, видимо Хайнлайн хотел помочь стране вырастить людей достойных. Вот только глядя на господина Буша младшего, трудно поверить, что он был бы рад за достижения/поведение этой молодой поросли. Впрочем мы о книге... Лот 97, так его звали сегодня. Его продавали уже в n-ный раз, несмотря на столь юный возраст, и что-то (видимо взгляд загнанного зверя) отпугивало покупателей. Достался он местному нищему, буквально за гроши (оформление купчей стоило дороже раба). Раб в миру будущего - нонсенс, а раб во владении нищего - нонсенс в квадрате. Так начинается этот роман, классическая история взросления в четырех актах: беззаботное детство, учеба, армия, вступление во взрослую жизнь. Если забыть учение Юнга об архетипах, то ребенок появляется на свет чистым листом пергамента, на котором можно сотворить все. Торби (так звали мальчика на самом деле) в этот раз сильно повезло с художником, хотя своего счастья он, возможно, не осознал никогда. Просто когда старый нищий оставил входную дверь не запертой, мальчика остановил не разум, подсказывающий, поймают и приведут назад, его остановило сердце, разглядевшее в старике Базлиме будущего "отца". (И еще остановил пустой желудок, воспротивившийся покинуть жилище перед ужином). То, что Торби вырос Человеком, безусловно большая заслуга Базлима. Причем старый нищий никогда не ругал и не наказывал мальчика. Когда Торби принес домой украденные на площади вещи, он сначала апеллировал к разуму мальчишки, говоря о страшном наказании (отрубленной руке). Когда это не подействовало отрезвляюще, в ход был пущен сильный психологический ход. Базлим сказал, что будет вынужден отпустить его на волю, т.к. хозяин отвечает за деяния своего раба. Представьте себе реакцию мальчика, который никогда не знал свободной жизни и нашедшего столь доброго хозяина. Да он готов был заложить душу, лишь бы Базлим передумал, и конечно он пообещал делать все, о чем тот попросит. Однако, постепенно Торби понимает, что его хозяин не простой нищий, и когда Базлима хватают как шпиона, а затем начинают охоту на него самого, он, слепо следуя инструкциям, обращается к капитану одного из космических кораблей. Он произносит заученные, но абсолютно непонятные слова и обретает новую семью. "Раса" торговцев очень удачная находка Хайнлайна. Представьте себе цыган, выпущенных в космос, где они занимаются не кражами, а торговлей. Живут они обособленно и чужаков не признают. Пока капитан не признает Торби своим сыном, тот попадает на еще более низкую ступень социальной лестницы. Теперь он ничто/фраки. В этом мирке он начинает познавать "практику" жизни. Он приобретает профессию - корректировщик огня. Здесь начинает осознавать реальные законы мира, где формально управляет капитан (мужчина), а номинально старший офицер (женщина). Он впервые переболеет любовью. Кстати, представьте себе размножение общества в ограниченном пространстве. Даже на огромном корабле избежать кровосмешения в замкнутом обществе невозможно. Торговцы решили это проблему обменом девушек между кланами/тейпами. И когда близкая родственница (конечно лишь на бумаге) Торби фактически просит главу семьи о свадьбе, та быстро организовывает обмен, чтобы не рушить вековые устои. Однако мальчик еще не способен понять истинную подоплеку вещей и сильно переживает. Вскоре, он осознает свое влияние на судьбы людей, когда его точный выстрел спасает всю семью от рабства. Под конец своего пребывания в семье, он осознает, что честь не пустой звук. Капитан, зная о желании Базлима лишь со слов мальчика, и не смотря на огромную выгоду его присутствия в семье, отдает мальчика землянам, его истинным предкам. Дальше следует короткая служба в армии, до идентификации личности пропавшего. Здесь он осознает еще одно важное правило: даже если ты прав по совести, следует подчиняться законам общества, в котором ты живешь. Все эти этапы помогают Торби сделать правильный выбор при вступлении во взрослую жизнь и нанести работорговцам сокрушительный удар, осуществив мечту своего "отца" - нищего и агента корпуса "Х". Будь мне 10-12 лет, я бы безусловно влюбился в эту книгу, но мне ощутимо больше, поэтому, могу лишь отметить высочайший уровень подачи материала; очень удачно найденную грань между приключенческой составляющей и морализаторством, которое, уверен, детскому уму распознать невозможно. Мораль попадает в головы юнцов буквально на подсознательном уровне. Короче, несмотря на ощутимую притянутость-за-уши/случайность многих сюжетных поворотов, чувствуется рука Великого Мастера. P.S. Как взрослому человеку, мне было интересно поиграть над случайно (случайно ли?) брошенной Хайнлайном мыслью: несмотря на то, что Торби был рабом, именно ДЕТСТВО было самым свободным временем его жизни. Это всплывает в каждом из трех последующих периодах его существования. Свобода - это возможность делать все, что не вредит другим членам общества, поэтому, вырастая, мы становимся рабами моральных и физических законов окружающей нас действительности. И только тогда понимаем, какое счастье быть ребенком, но, увы, слишком поздно.

Хранитель Лёлик
02.09.2003