Нил Гейман "Американские боги"

Дети Филиды приходили к Эсси послушать сказки, и она рассказывала им о Черном Псе с Болот, и о Голой Голове, и о Кровавых Костях, и о Яблоневом Человеке, но им было неинтересно; они хотели слушать только про Джека: как Джек взобрался на бобовый стебель, как Джек убил великана, а еще о Джеке, его Коте и Короле. Нил Гейман. "Американские боги"

Тень отсидел уже три года. Сидел он тихо, убивал время и мечтал о трех вещах, что проделает выйдя. Первое - принять ванну. Второе - надеть халат и отправится с женою в спальню. Третье - залечь на дно и никогда больше не мутить воду. Ему оставалось отсидеть два дня, когда эти планы рухнули. Жена погибла в автокатастрофе. Хотя нет, одну запланированную вещь он все таки сделал - принял ванну. Так начинается нашумевший роман Нила Геймана, за который он отхватил сразу две главных премии в области фантастики: Хьюго и Небьюлу, а если верить некоторым нашим критикам, то это просто Великий Американский роман. По началу все действительно кажется интересным. Некий мистический мистер Среда (Один) нанимает Тень на работу. Он должен сопровождать босса в деловых поездках. Выясняется, что эмигранты завозили в США божества со всего мира. Через пару поколений эмигранты забывают свои верования и придания, а нечисти и богам приходится прозябать. Старая идея, что не только бог нужен человеку, но и сам бог не может существовать без верующих в него, играет и у Геймана. Один собирает старых пантеон на битву против богов нового поколения: телевидения, мобильной связи и интернета. Битва за ума людей, за возвращение американцам духовности. В этот момент начинает казаться, что роман должен скатиться к сатире, что должен появиться Иисус и померить враждующие кланы, показав на своем примере как может сотрудничать бог старой формации с молодыми. Проповеди через мобильный телефон, отпущение грехов по интернету. Но Иисус в романе отсутствует, во всяком случае напрямую. На протяжении огромного количества страниц ничего нового не происходит. Ловишь себя на мысли, что все это вполне мог написать Мураками, и возможно это лишь неудачная копия. Тень сопровождает Одина и знакомится со множеством мифических личностей. В этот момент начинает казаться, что Гейман пытается открыть американцам их корни, показав глубину культуры народов, образовавших эту страну. Это все конечно интересно, но какое мне дело до самоидентификации американской нации. Потом думаешь, что весь текст - сплошная афера, игра на двоих, подобно той, что постоянно ведет Один. Гейман разыгрывает свою на пару с критиками, раскрутившими мыльный пузырь. Есть интересная завязка, есть восхваляющие статьи критиков и не важно, что все козыри открыты сначала, а потом идет медленное увядание интриги, денежки уже не вернуть. А если тебе не понравилось, то твой IQ не отличается от оного у табуретки. Ну кто хочет признаться? Так случается до прочтения эпилога. Для меня эта книга интересна не историей богов, а историей единственного здесь человека. И именно Тень играет роль Иисуса (забавно что он тоже сын бога и тоже будет распят, но воскреснет), и показывает окружающим как стоит жить. Да, это немного похоже на жизнь самурая, только не для хозяина, а для любви. Если внимательно присмотреться к его поступкам, то не богам он помогает, а ищет у них способа вернуть себе мертвую жену. И когда этот поиск заканчивается, он просто идет отдавать свою жизнь, давно проигранную в шашки. Так способен поступить только человек, который уже давно мертв.

Хранитель Лёлик
02.10.2003