Людмила и Александр Белаш - Имена мертвых

С обложки на тебя смотрит милая рыжеволосая бестия, в белом халатике на голое тело. Бестию с радостью приняли бы в ВИА Гра, если бы не одно но. Она мертва.

Вы - отец взрослой дочери. Других детей у вас нет, семья разрушена, и она единственное напоминание о годах бурной молодости. Уже сейчас вы видите её очень редко, ведь днем у вас работа, а вечером у неё дискотеки. Она пользуется успехом у мальчиков и не за горами тот день, когда она покинет отчий дом насовсем. Может она даже переберется в другой город, и только дважды в год в свой день рождения и на рождество вы будете слышать её журчащий голосок в телефонной трубке. Согласитесь, даже такое можно вытерпеть. Но как жить, если она - плоть от твоей плоти, маленький человечек, из-за которого ты не спал ночами, маленькая фея, достававшая своими "почему?", больше никогда не скажет тебе: "Привет па! Как дела?" Незначительная инфекция, крошечный микроб неизвестно как пробравшийся в легкие, забирает её из твоей жизни, и горю нет предела, и за её жизнь ты готов отдать свою... Но как быть, когда потерянное тобой дитя вдруг позвонит тебе в дверь и произнесет таки: "Здравствуй папа. Это я".
Обратная ситуация. Только что душа летела к свету в конце туннеля, ты открываешь глаза и видишь. Стерильная чистота, белые стены, кровать-каталка. Ты все-таки выжила, назло смерти, назло всем. Входит санитар. "Где мама и папа? Мне надо позвонить... когда меня выпишут... надо ждать доктора? Ну когда же он придет". Ах, лучше бы и не приходил вовсе. Тебе показывают свежую газету, а там другой год. "Я лежала в коме?". Видеозапись. Кладбище. Неестественный свет, молнии электрических разрядов, мгновение и твое тело лежит на обгоревшей земле. "Этого не может быть. Это розыгрыш?". Надгробие крупным планом и твое имя на нем. Но ведь это невозможно. Смерть - это конец. Все знают, что оттуда не возвращаются. А жить так хочется, особенно если умерла в восемнадцать лет. Но как объяснить всё друзьям, родителям, на кладбище ведь не выдают справок, подтверждающих воскрешение.
Вопросы бессмертия рассматривались в мировой литературе довольно часто, ведь страх человека перед смертью существовал всегда. Легенды и мифы, Библия, вечный жид, Франкинштейн, зомби и вампиры, чернокнижники и некроманты. Чтобы рассказать оригинальную историю, играя на этом поле, надо очень постараться. Супруги Белаш, решили подойти к вопросу с научной точки зрения. Стадиальный и хронологический анализ обратимости некробиотических процессов в различных тканях человеческого организма. Электрохимическая и УВ-частотная активация субклеточных структур макрофагов на разных этапах угасания их функций, и герой, получивший в наследство от предков уникальные возможности, пытается систематизировать знания поколений, разработать методику и приоткрыть еще одну тайну мироздания.
Авторы не зацикливаются на психологической и смысловой нагрузках текста. Находится место и хорошему экшену, и авантюрным похождениям. При этом, роман построен таким образом, что частые смены темпа не раздражают, а придают повествованию динамичность и логическую завершенность. Есть несколько запоминающихся сцен. Например, гонки на перегонки с дьяволом по ночным улицам пустого города или получение подарка от давно умершего человека. Вторая - вполне может выжать слезу. Есть элегантный эпилог, неожиданно смещающий акцент в сторону заметных, но казавшихся второстепенными деталей. Все это делает "Имена мертвых" реальным претендентом на титул роман года.

Хранитель Лёлик
22.06.2004